Файл: Системный подход в менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мире все системно. Системой является планета Земля, дерево, животное, человек, автомобиль, поточная линия, агрегатный станок, коллектив работников, общество, государство, предприятие, производственный участок, бригада, рабочее место исполнителя трудового процесса (или оператора).

Система играет исключительно важную роль в теории и практике управления. Но прежде надо узнать, что понимают под системой. А познакомившись поближе с этой философской категорией, начнем с ее помощью познавать науку и искусство управления производственным процессом и одновременно менеджмент как тип управления.

3.1. Понятие системы

Под системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целое, обладающее свойствами, которые отсутствуют у составляющих ее элементов.

Сосредоточим внимание на понятии системы и выделим в нем следующие принципиальные моменты (признаки):

  • устойчивая совокупность элементов;
  • элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодействовать между собой;
  • элементы должны образовывать целое;
  • это целое должно обладать новыми свойствами, которых нет у составляющих совокупность элементов.

Не всякая совокупность элементов есть система. Группа из 5-и предприятий сама по себе еще не составляет систему. Из нее можно исключить то или иное предприятие или увеличить их число в группе, но это никак не скажется на ней качественно.

Иное дело, если эта группа предприятий взаимосвязана и взаимодействует между собой, например совместно участвует в изготовлении какой-либо продукции. В этом случае она представляет систему, обладающую иными качествами в сравнении с теми, которые имелись у предприятий до объединения. Теперь исключение какого-либо предприятия из совокупности угрожает функционированию всей данной системы.

Другой пример. Собравшиеся на лекцию студенты еще не составляют систему. Но вот в аудиторию вошел преподаватель и начал читать лекцию. Система образовалась и заработала благодаря взаимодействию элементов: преподавателя, передающего знания, и студентов, принимающих нужные им знания. Теперь это единое целое, называемое процессом производства и потребления образовательных услуг, в результате которого каждый студент получит новые знания.

Чтобы достаточно свободно ориентироваться, когда совокупность элементов становится системой, надо всякий раз прибегать к перечисленным выше признакам системы. Если все они имеют место при оценке совокупности на предмет системы, то ответ на вопрос «Система ли это?» будет утвердительным.


Все системы можно условно подразделить на три вида:

  • технические;
  • биологические;
  • социальные (в т. ч. социально-экономические).

Под углом зрения управления производством технические системы представляют вещественные факторы (предметы и средства труда), а социально-экономические системы – человеческий фактор (труд работника). И технические и социально-экономические системы формируют, строят менеджмент, как кирпичики здание.

В производственном процессе предприятия постоянно взаимодействуют технические и социально-экономические системы. Основным управляющим (субъектом управления) технических систем является производственный рабочий, а его объектами управления служат предметы и средства труда. Только на уровне рабочего места оператора можно наблюдать тесное взаимодействие и «плодотворную работу» технических и социально-экономических систем. Именно отсюда начинается менеджмент и рабочее место – место его рождения.

Поднимемся на ступеньку выше и убедимся, что мастер производственного участка (субъект управления) непосредственно управляет социально-экономическими системами, которыми являются рабочие, участки (бригады). Техническими системами мастер управляет лишь опосредованно, неся ответственность за обеспеченность производственного процесса предметами и средствами труда.

Основная особенность социально-экономических систем состоит в том, что их неотъемлемым элементом является человек. Отсюда следует, что в основе этих систем лежат интересы людей. Человек активно участвует в формировании технических и социальных систем, влияет на их функционирование и развитие.

Теперь обратим внимание на местонахождение технических и социально-экономических систем, т. е. на каких уровнях (ступенях) иерархии производства они могут иметь место (рис. 3.1.1.).

Рис. 3.1.1.

Учет местонахождения названных систем поможет разобраться в объектах управления, поскольку последними являются технические и социально-экономические системы. Управлять объектами – значит воздействовать на технические и социально-экономические системы.

3.2. Элементы системы (подсистемы) и их свойства


Любая система, как уже упоминалось, состоит из элементов. Но нас будут интересовать технические и социально-экономические системы и их элементы. Что же собой представляют элементы названных систем?

Элементы – это объекты, из которых состоит система, ее структурообразующие части, относительно автономные, выполняющие строго определенные функции.

Особенности, место и назначение каждого элемента определяются целью и задачами системы.

Пример. Предприятие есть система, ее элементами являются производственные участки. Цель системы – получение прибыли и удовлетворение потребностей потребителя. Задачи системы – обеспечить производство продукции с минимальными затратами и организовать ее реализацию. Элементы системы – производственные участки должны подчинить свою деятельность цели и задачам системы – предприятия.

Свойства элементов. Назовем следующие:

  • элемент выполняет только ему присущую и не повторяемую другими элементами данной системы функцию;
  • элемент обладает способностью интегрировать и взаимодействовать с другими элементами что обеспечивает выполнение им своей функции;
  • элемент в системе имеет четкие каналы связи с другими элементами системы и управляемым объектом, минимум связей с элементами вышестоящей системы;
  • элементы имеют те же цели, что и система в целом;
  • каждый элемент системы должен быть связан с окружающей средой и воспринимать ее воздействие;
  • специфические свойства элементов проявляются в их функциях.

Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. Они развиваются в рамках системы и подчиняются условиям ее функционирования (видоизменяясь, или в процессе развития, или под управляющим воздействием).

Для изучения, анализа и проектирования сложных систем возникает объективная необходимость в выделении отдельных подсистем (частей) по определенным признакам (критериям).

Подсистема – это выделенная по какому-либо признаку часть системы, имеющая характерные особенности.

Критерий выделения подсистем. Подсистемы (части из ряда элементов) социально-экономических систем должны:

  • оказывать существенное влияние на достижение конечных результатов системы;
  • быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей системы;
  • быть созданы по тем или иным признакам, ясно обнаруживающим необходимую функциональную связь друг с другом и с системой в целом;
  • быть соответственно увязаны с поведением всех элементов системы и отражать постоянное функционирование взаимных связей, установленных для отдельных элементов системы через ее подсистемы с окружающей средой.

Выделение подсистемы зависит

  • от типа системы,
  • от целей ее исследования,
  • от используемого аппарата анализа

Системные признаки выделения подсистем и их элементов. К ним относятся:

  • структурная автономность каждого элемента подсистемы,
  • различная природа элементов, составляющих подсистемы,
  • функциональная специфичность подсистем,
  • упорядоченная взаимосвязь элементов подсистем и самих подсистем, со средой на основе функциональной интегративности.

Система и подсистема часто меняются местами с учетом вышестоящей системы. Иными словами, система является как абсолютной, так и относительной.

Пример. Предприятие является абсолютной социально-экономической системой, а его цехи – подсистемами, если не обращать внимание на объединение, в состав которого входит данное предприятие. С учетом вышестоящей системы предприятие уже становится подсистемой, а статус системы приобретает объединение. Цех может рассматриваться как сложная система без учета вышестоящей системы, а его производственные участки – подсистемами.

Рассмотрим социально-экономические системы, их элементы и подсистемы с учетом иерархии производства. Но прежде представим уровневое строение системы (рис. 3.2.1).

Рис. 3.2.1.

Как видно на рис. 3.2.1, всякая социально-экономическая (а равно и техническая) система может быть расчленена на три уровня: система, подсистема, элемент. Теперь, чтобы пользоваться схемой уровневого строения системы как практическим пособием, обратимся к иерархии производства – стержневой конструкции менеджмента (рис. 3.2.2).

Рис. 3.2.2.

Ориентируясь на иерархию производства, назовем элементы и подсистемы обозначенных на рис. 3.2.2 систем.

Рис. 3.2.3.

Рис. 3.2.4

Показанные на рис. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3. и 3.2.4. материалы можно назвать системным инструментарием и с его помощью представить уровневое строение любой социально-экономической системы. Например, уровневое строение цеха как система выглядит так (рис. 3.2.5.):

Рис. 3.2.5.

Важнейшие свойства социально-экономических систем к ним относятся:


  • целостность системы означает, что ее возможности всегда шире чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов, поскольку их взаимодействие порождает новые качества;
  • иерархичность – по мере движения от низшего к высшему система, входя в более сложное образование, сама превращается в элемент этого образования, и, наоборот, чем обеспечивается единство ее развития и функционирования;
  • автономность, самоуправляемость, т. е. способность к самовоспроизводству и саморазвитию;
  • адаптивность, динамизм системы, т. е. способность реагировать на изменение условий среды наилучшим для нее способом и достигать цели;
  • вероятностный характер поведения, определяемый деятельностью людей в системе и не всегда предсказуемыми изменениями внешней среды.

Раскрытие составляющих системы (элементов и подсистем) основополагающий участок пути познания менеджмента.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Проблемы и этапы оценки персонала

Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в сущности, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме – это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.

Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком – субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.

Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

  • объективно – вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
  • надежно – относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
  • достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками – насколько успешно человек справляется со своим делом;
  • с возможностью прогноза – оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
  • комплексно – оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
  • процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);
  • проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.