Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммуникаций в современной организации
1.1 Понятие и сущность коммуникации в современной организации
1.2 Значимость коммуникации в организации
Глава 2. Анализ практики коммуникации в организации ООО «Оптима»
2.1 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО «Оптима»
2.2 Предложения по совершенствованию коммуникационного процесса в организации
Задача отправителя и получателя в ходе коммуникации состоит в том, чтобы, составив сообщение и использовав канал для его передачи, обе стороны одинаково поняли исходную идею. Разумеется, это не всегда легко, часто на каждом этапе смысл идеи может быть искажен, а иногда и полностью утрачен.
Эти этапы таковы: зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование.
Процесс коммуникации происходит очень быстро, его этапы выделить сложно. Поэтому мы считаем, необходимо предусмотреть возникающие проблемы каждого этапа коммуникационного процесса.
На первом этапе коммуникации начинаются с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какая идея или сообщение будет предметом обмена.
На втором этапе отправитель должен закодировать идею с помощью символов: слова, жесты, интонацию. Это превращает идею в сообщение. Он должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, которые используют для кодирования: устная речь, письмо, электронные средства (компьютер, электронная почта, видеозаписи).
Важно, чтобы канал соответствовал идее, выбранной на первом этапе, иначе эффективность коммуникации будет снижена.
Часто возникает необходимость использовать комбинацию двух или нескольких средств коммуникации. Это усложняет процесс. Однако исследования показывают, что одновременное использование устных и письменных средств коммуникации эффективнее, чем использование одного из этих средств.
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Этот этап один из важных, через который необходимо пройти одному человеку, чтобы донести идею до другого.
На четвертом - получатель декорирует его. Декодирование, по мнению исследователей - это процесс перевода символов отправителя в мысли получателя.
Обмен информацией считают эффективным, если символы, выбранные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет, что имел в виду отправитель, формируя идею.
Важную роль в коммуникациях играет обратная связь, когда отправитель и получатель обмениваются коммуникационными ролями.
Получатель становится отправителем, он проходит через все этапы коммуникации и доносит свою реакцию до отправителя.
Обмен информацией охватывает разные части организации, определяющих результаты деятельности человека. Коммуникации в организациях подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Исследователи выделяют четыре вида внутренних коммуникаций[8].
1. Коммуникации между уровнями. Между организационными уровнями информация перемещается путем вертикальных перемещений, которые могут быть нисходящими и восходящими. При нисходящей коммуникации информация передается с высшего уровня на низший. При восходящей коммуникации идея, возникшая на низшем уровне, должна подняться на самый верх, последовательно пройдя через все уровни менеджмента.
2. Коммуникации между отделами. Любая организация состоит из множества подразделений, для координации задач и действий которых необходимы коммуникации. Чтобы добиться определенных успехов сотрудников организации, руководитель должен обеспечить совместную деятельность всех ее частей.
3. Коммуникации между менеджером и подчиненными. Как показали исследования, эти коммуникации составляют основную долю управленческих коммуникаций. Это такие формы коммуникаций, как разъяснение задач, привлечение работников к решению задач отдела, обсуждение проблем эффективности и другие.
4. В организациях существуют также коммуникации между менеджером и его рабочей группой. На наш взгляд, эти коммуникации способствуют повышению эффективности, так как в процессе участвуют все члены группы и каждый может высказаться о том, как лучше работать сообща, о проблемах в организациях и путях их разрешения.
Существует несколько способов коммуникации[9]: разговорный (устный, вербальный); письменный (письма, распоряжения, статьи); невербальные (пауза, телодвижения).
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.
Обмен информацией возможен и с помощью невербальной коммуникации. Чаще невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.
К невербальным способам передачи информации относятся: выразительные движения, длина пауз, модуляция голоса и другое.
Согласно исследования, большая часть речевой информации при передаче воспринимается как язык движений, жестов и звучание голоса.
Как показывают исследования, 55% сообщений воспринимаются через выражение лица, позу, жесты, 38% - через интонацию и модуляцию голоса. Отсюда видно, что только 7% принадлежит словам, которые воспринимает получатель в процессе общения[10].
Письменные коммуникации - это плановая и отчетная документация, памятные записки, доклады, объявления, справочники и другое.
К устным коммуникациям относятся: телефонные разговоры, публичные выступления, совещания, непосредственное общение.
По словам авторов коммуникационных исследований, существует огромное количество проблем, коммуникационных барьеров, снижающих эффективность коммуникации сотрудников организации.
Межличностными коммуникационными барьерами являются семантические (знания значения слов), невербальные барьеры, неэффективная обратная связь, неумение слушать.
Задача руководителей организаций состоит в том, чтобы выявить эти барьеры и разработать конкретные рекомендации по повышению эффективности межличностной коммуникации.
В заключение следует отметить, что межличностная коммуникация очень важна для успеха управления организацией.
Во-первых потому, что решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей. Во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, имеющих неопределенность или двусмысленность.
Понимание процесса коммуникации методов совершенствования умения общаться будет способствовать повышению эффективности управленческой деятельности.
Коммуникация - это сложный разносторонний процесс, состоящий из взаимосвязанных ступеней, каждая из которых нужна для того, чтобы сделать наши мысли понятными и доступными другому лицу.
Говоря о коммуникациях на предприятиях, обычно имеют в виду процесс общения сотрудников (личного или на собраниях), переговоры по телефону или чтение и составление служебных записок, писем, отчетов. Хотя на эти случаи на самом деле приходится основная часть обмена информацией в организации, коммуникации имеют вид развитого и сложного процесса.
Глава 2. Анализ практики коммуникации в организации ООО «Оптима»
2.1 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО «Оптима»
Основной вид деятельности ООО «Оптима» по ОКВЭД - производство санитарно-технических работ. Дополнительный вид деятельности по ОКВЭД - Устройство покрытий зданий и сооружений.
Таким образом, ООО «Оптима» - строительная компания, которая занимается отоплением, водоснабжением, канализацией, кондиционированием, вентиляцией.
Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Организационная структура ООО «Оптима» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Оптима»
Организационная структура ООО «Оптима» является линейно-функциональной, разновидностью иерархических (бюрократических) организационных структур.
В результате просмотра журнала регистрации в приемной организации и анализа полученной информации составлена таблица, в которой представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике за 2018-2019 г.г. (таблица 1).
Таблица 1
Анализ структуры документооборота ООО «Оптима» по признаку документационного обеспечения
Наименование документа |
Период |
Абсолют. изм., шт. |
Темп роста, % |
|
2018 год, шт. |
2019 год, шт. |
|||
Входящие |
734 |
1140 |
406 |
55,3 |
Исходящие |
1344 |
1729 |
385 |
28,6 |
Приказы в том числе: - по основной деятельности - по командировкам - по личному составу |
2045 |
2173 |
128 |
6,3 |
842 650 553 |
943 639 591 |
101 -11 38 |
12,0 -1,7 6,9 |
|
Внутренние в том числе: - финансовые - служебные |
3444 1622 1822 |
3005 1680 1325 |
-439 58 -497 |
-12,7 3,6 -27,3 |
Итого в год: |
7567 |
8047 |
480 |
6,3 |
В среднем за день |
28 |
30 |
2 |
7,1 |
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что наибольшая доля документов как в 2018 году, так и в 2019 году приходилась на внутренние документы.
Кроме того, их количество сократилось в течение года на 439 штук или 12,7%. Данное снижение вызвано расширяющимся доступом в получении необходимой информации за счет локальной сети.
Рост количества приказов в течение 2019 года (6,3%) вызван повышением доли рутинных вопросов, что указывает на то, что основная задача руководства предприятия - это поддержание уже существующего организационного порядка.
Возросла деловая активность предприятия, о чем свидетельствует рост потоков входящих (55,3%) и исходящих (28,6%) документов: возросло количество поступаемых заявок на деятельность предприятия в связи с привлечением новых потенциальных покупателей; возросшие требования к отчетности предприятия перед учредителями требуют более частой переписки и предоставления необходимого материала.
В таблице 2 представлена группировка видов документов по основным подразделениям, а также анализируется их динамика. Определив основные потоки информации на предприятии, станет очевидным: какие из них необходимо в первую очередь автоматизировать.
Критериями отнесения документов к тому или иному подразделению следующие: для входящих документов и приказов – какому подразделению предназначается; для исходящих и внутренних документов – каким подразделением составлено.
Таблица 2
Группировка видов документов ООО «Оптима» по подразделениям
Подразделение |
2018 год |
2019 год |
||
Кол., шт. |
% |
Кол., шт. |
% |
|
Отдел делопроизводства |
1441 |
19 |
1520 |
16,3 |
Бухгалтерия |
1450 |
19,2 |
1435 |
17,8 |
Отдел организации труда и заработной платы |
587 |
7,8 |
610 |
7,6 |
Отдел материально-технического снабжения |
||||
и комплектации |
720 |
9,5 |
759 |
9,4 |
Производственно-сбытовой отдел |
3369 |
44,5 |
3723 |
48,9 |
Итого |
7567 |
100 |
8047 |
100 |