Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты (на примере Яковлевской территориальной администрации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования, по моему мнению, объективно велика: в государственном управлении занято большое количество высококвалифицированных специалистов и хозяйственных руководителей. Рост их числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности всего общественного развития. Кроме того, организационно-методологическое обеспечение формирования кадров государственной службы, рассматриваемых в их органической увязке со всей системой социального управления, является неотъемлемой частью более общей и глобальной проблемы – обеспечения эффективности реализации властных полномочий органами власти Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных служащих Российской Федерации. На сегодняшний день необходимо формирование социального слоя профессионально подготовленных и нравственно воспитанных государственных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Система государственного управления российским обществом за ушедший век подвергалась многократным и достаточно радикальным преобразованиям, что привело к ряду последствий, часть которых можно считать негативными. На сегодняшний день в системе государственной гражданской службы сложилась во многом неудовлетворительная профессионально-деятельностная и социальная среда, наблюдается снижение качества кадрового состава и кадрового потенциала, что формирует в общественном мнении, с одной стороны, отрицательный имидж государственных служащих и государственной службы, а с другой — корыстную мотивацию поступления на государственную службу.

Отмеченные негативные черты современной государственной службы во многом являются следствием недостаточно проработанной и функционирующей кадровой политики и кадровой работы в сфере государственной службы, что подтверждается результатами многолетних социологических исследований, проводимых различными академиями государственной службы.

Высокой актуальностью проблем кадровой политики и кадровой работе в сфере государственной службы объясняется большое количество научных работ и публикаций, посвященных данной теме. Кроме того, проблемы кадровой работы актуализируются в статьях, публикующихся в различных сборниках. Что касается кадрового потенциала, то само понятие является достаточно новым, поэтому оно недостаточно описано и проанализировано.


В целом, анализ литературы показывает как теоретическую многогранность самого понятия «кадровая политика», так и многофункциональность его практического использования. Вместе с тем, сегодня существует проблема, заключающаяся в противоречии между необходимостью и потребностью проведения эффективной кадровой политики и недостаточностью ее теоретической проработки, как социальной теории, и технологического планирования, как управленческой практики, на разных уровнях государственной гражданской службы, в частности, на уровне субъекта Федерации.

Цель работы состоит в изучении кадровой работы в государственной службе, а так же разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой работы в государственной службе на примере Яковлевской территориальной администрации.

Поставленную цель конкретизируют следующие взаимосвязанные задачи:

      1. Раскрыть теоретические аспекты кадровой работы в органах государственной службы.
      2. Рассмотреть феномен кадровой политики как направления социального управления и системы управления человеческими ресурсами.
      3. Выявить основные проблемы в кадровой политики и технологии их преодоления.
      4. Представить полную характеристику текущего положения и основных проблем в сфере кадровой политики в Яковлевской территориальной администрации.
      5. Выработать рекомендации по совершенствованию реализации кадровой работы в Яковлевской территориальной администрации.

Объектом исследования является Яковлевская территориальная администрация как орган государственной службы.

Предмет исследования является кадровая работа в Яковлевской территориальной администрации.

В качестве методов исследования использованы такие методы как анализ документов, экспертный опрос. На их основе осуществлен всесторонний комплексный анализ государственной службы, ее кадровых структур, процессов в ней происходящих.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их применения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предложенные практические рекомендации по совершенствованию государственной службы, в том числе в вопросах оптимизации ее структуры, создания единой системы обучения и повышения квалификации государственных служащих, внедрения новых технологий профессионального развития и карьерного продвижения кадров, введения всеобъемлющего, эффективного контроля за деятельностью аппарата государственных органов.


Глава 1 Теоретические и правовые основы кадровой работы в системе государственной службы

1.1 Теоретические аспекты кадровой работы в органах государственной службы

Государственная гражданская служба − вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Принципами гражданской службы являются:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  1. руководители − должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) − должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты − должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты − должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и др.

Социальные цели государственной службы, как уже отмечалось, обусловлены социальным характером государства и предназначением государственной службы как социального института.[16].

Политические цели государственной службы направлены на решение общегосударственных задач управления, практическое исполнение полномочий и функций государства, укрепление правового социального государства, организационно-административное обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с гражданским обществом и политической элитой.

Экономические цели государственной службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управлением государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата.

Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательства страны. Это, прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а также разработка специального законодательства о государственной службе, создающего правовые основы функционирования государственного аппарата повышения правового статуса государственных служащих.

Организационные цели − это организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализация государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государства и государственной службы.

Источник служебного права, распространяющегося на государственную службу, − базовые федеральные законы: «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [4,5]. Первый закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой России. Второй устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. В рамках организационных основ государственной службы в определенной мере регулируются и кадровые процессы и отношения.


При этом на государственных служащих распространяются основные принципы правового регулирования трудовых отношений, заложенные в Трудовом кодексе: свобода труда, включая право на труд; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы; социальное партнерство и т.д.

Нормативные правовые акты, регламентирующие кадровые процессы и отношения, классифицируются в зависимости от их правового уровня или степени юридической силы. На первом правовом уровне находится Конституция РФ, затем следуют конституционные федеральные законы, федеральные законы, следуют подзаконные акты − указы и распоряжения Президента РФ, постановления и иные нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы, распоряжения и локальные нормативные акты федеральных министерств и ведомств. Основу региональной государственной кадровой политики составляют конституции, уставы краев, областей и других субъектов РФ [1,2].

Так регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  3. другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
  4. указами Президента Российской Федерации;
  5. постановлениями Правительства Российской Федерации;
  6. нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. [2].

Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой работы современной России

Кадровая работа − это деятельность органов управления, кадровых служб и должностных лиц, содержанием которой является практическая реализация целей, задач и принципов кадровой политики; это совокупность направлений, форм и технологий работы с кадрами (персоналом). Кадровая работа в государственном органе − прерогатива его кадровой службы.

Правовой аспект государственной кадровой политики означает учет в ней прав человека и гражданина строгое правовое регулирование всех основных кадровых процессов и отношений. В отношениях между людьми, а тем более в кадровых вопросах существуют два регулятора: закон, обязательный для исполнения под угрозой применения государственных санкций, и мораль, нравственные ценности общества обязательные в силу традиций, менталитета общества и не преследуемые по закону.