ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
В принципе, психическая напряженность не только неизбежна, но и необходима, так как в спокойном состоянии эффективно играть нельзя. Но при длительном или сильном воздействии возбуждающих или затормаживающих воздействий наступает перенапряжение, неблагоприятное состояние. В англоязычной литературе состояние напряженности называется стрессом (теперь этот термин стал привычным во всем мире), причем положительное напряжение называется эвстрессом, а отрицательное – дистрессом.
Обычно стрессовая ситуация вызывает повышение уровня активизации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности. Противодействие неблагоприятным стрессогенным факторам осуществляется специальным приемами регуляции психического состояния.
Прежде всего, в систему противодействий влиянию дистресса должно входить управление мотивацией спортсмена. У спортсмена мотивация проявляется, прежде всего, в уверенности в себе. Важно не столько повышение уровня спортивного мастерства, сколько формирование у спортсмена уверенности в том, что его мастерство обеспечит высокий спортивный результат. Дело тренера – налаживать положительные отношения между спортсменами и надежную связь между ними и собой, стимулировать положительную самооценку спортсменов, сводить к минимуму любые факторы, вызывающие потерю уверенности в своих силах. Давно известно, что успех человек склонен объяснять внутренними причинами («я сумел»), а неудачу – внешними («мне помешали»). Как ни странно, в спорте такую особенность просто необходимо использовать при управлении мотивацией. Каждый малейший успех (удачный прием подачи в тренировке) надо использовать для повышения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. Иное дело – неудача. Здесь, как считают психологи, должен быть принцип «50 : 50», т.е. примерно в половине случаев соглашаться со спортсменом, что в неудаче меньше всего виноват он, а в половине – подчеркивать его недостатки, но при этом сразу показывать пути исправления.
Общая психологическая подготовка напрямую связана и с воспитательным процессом: применение любого педагогического средства только тогда полезно, когда тренер знает психологические особенности каждого своего подопечного (характер, темперамент, мотивацию занятий волейболом, волевые качества) и команды в целом (взаимосвязь разных социальных микрогрупп, роль лидеров, наличие конкретных аутсайдеров – «козлов отпущения»).
Предлагаются такие методы повышения сплоченности команды:
– формирование звеньев и связок на основании учета степени совместимости спортсменов в мыслительной деятельности при оперативном решении тактических задач;
– коррекция отношений внутри команды на основе изучения психологического климата в ней, симпатий и антипатий игроков, взаимоотношений в команде, роли лидеров, «отвергаемых», которые необходимы каждой команде, и «маргиналов», занимающих шаткое положение, не всегда попадающих в состав;
– специальные упражнения, направленные на повышение скорости и точности оперативного мышления;
– индивидуализация учебно-тренировочного процесса и управление командой во время игры на основании знаний о взаимоотношениях в команде и об особенностях личности каждого игрока.
Особенно важно учитывать такое положение по мере приближения ответственных соревновательных игр, но это уже относится к сфере специальной психологической подготовки.
74 Вопрос
Структура технической подготовкиПонятие о технике
Двигательные предпосылки
Двигательные умения и навыки, Двигательная реакция,Психические процессыОщущения : вестибулярное, осязательные( ощущения прикосновения, ощущения давления, ощущения вибрации нервного аппарата), зрительные и слуховые ощущения, мышечно - двигательные ощущения.
Восприятия: восприятия движения, восприятия времени ( темпа, ритма), специализированное восприятия – возникает в конкретных условиях, деятельности, которая вызывает у спортсмена специфические ощущения, связанные со специализацией
Общие признаки: специал. различных функций одного или нескольких анализа, обусловленность пространственных расположений противников и партнеров, лабильность.
Память: двигательная память . обучения техники всегда начинается с создания представления, которая служит программой для дальнейшей реализации . при этом чем ярче и отчетливее представления, которое сопряжено с мысленными проговариванием, тем ярче выражает тренировочный эффект, при этом спортсмен должен обладать пространственными параметрами движения и представления должно быть сформировано правильно
75 Вопрос
Формирования понятия о представлении ФК – это процесс осознания ФК. В его основе находиться акт превращения структурных элементов каждого качества, в фактор сознания.
Требования к процессу познания:Объекты познания должны быть четко выражены в каждом качестве
Характер важнейших элементов ФК должен быть ясен, Сосредоточения внимания на отдельные элементы качеств
Поиск дополнительных ориентиров, при овладении структуры конкретного качества,Использования само приказов. Специализированное восприятия ФК обусловлена тем, что все они взаимосвязаны и в основе его механизма лежит принцип целостного проявления психики человека.
Выносливость: необходимо формировать положительное отношения к работе, формировать готовность полностью выполнять запланированную работу, концентрация внимания, уметь переключить внимание с неприятного ощущения, используя приемы саморегуляции, использовать психологические приемы восстановления работоспособности, необходимо тренировать целеустремленность, настойчивость и упорство.
Сила: необходимо формировать целеустремленность, настойчивость и упорства, когда методом развития силы является многократное выполнения упражнений с незначительном отягощении, при выполнении отягощения взрывного характера с околопридельным и придельным отягощением ведущее значения играет смелость, концентрация внимания, умения мобилизовать все свои возможности.
Быстрота: залогом быстроты является подвижность возбужденных процессов, напряжения воли, координационных центральных нервных факторов тренировки, формы моторной установки, умения избавляться от излишнего внутри мышечного напряжения. Например сохранять необходимый уровень эмоциональной возбужденности
Ловкость развития ловкости сопряжено с деятельностью анализаторов подвижность нервных процессов, объема внимания, концентрация, распределения, переключения внимания на прямую зависит от функциональной возможности нервной системы
Гибкость: зависит от производной напряженностью и расслабления отдельными мышечными группами.
Психологические особенности формирования двигательных навыков: Целостной действии, Совершенство,Автоматизм
Осознанность. Основные моторные действия – состав - составное двигательное ощущения, которое доставляет в мозг информацию о ходе выполнения действия о возникающих рассогласованиях, в ходе чего в процессе переработки включаются представления, механизмы мышце и память. Для форм ДВ ощущения тренеру необходимо направлять мысли воспитанников на анализ возникающих ощущений.