ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.1.Теория потребностей а.Маслоу и практика менеджмента
3.2. Двухфакторная теория трудовой мотивации ф. Герцберга
3.3. Концепция «Гуманизация труда»
3.4. Концепция трудовой мотивации д. Мак-Клелланда
3.5. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона
3.7. Концепция «состояния потока» м.Чиксентмихайи
3.8. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности
3.7. Концепция «состояния потока» м.Чиксентмихайи
Есть такие профессии, в которых работники испытывают состояние полной мобилизованности, при этом забывают о себе, своих проблемах, испытывают особый эмоциональный подъем, получивший у Чиксентмихайи название состояние потока. Примеры таких профессий — хирург, промышленный альпинист, каскадер, спасатель, высококлассный шахматист, представители профессий сферы искусства.
Если выполняемая работа вроде бы связана с несложными задачами, а субъект труда мечтает о «состоянии потока», возможны два варианта: либо искать способы рационализации своей трудовой деятельности, самому ставить проблемы, формировать «вызовы», либо (если труд жестко регламентирован и требует исполнительности от работника, а не инициативы) сменить работу.
3.8. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности
Наиболее распространенными методами исследования мотиванионных образований личности являются интервью, опросники (Магомед-Эминов М.Ш., 1988; Пугачев В.П., 2000; Ядов В.А. и др).
Разработаны процедуры ранжирования ценностей в соответствии с методикой М.Рокича.
Однако эти методы не вполне пригодны в ситуации аттестации, набора персонала, так как респонденты могут рефлексировать социально-желательные ответы. Для этих целей больше подходят методы косвенной оценки мотивационных образований личности, например оценка производственных ситуаций (Ядов В. А., 1979), наблюдение за поведением работников. Применяются и проективные тесты, например методика Х.Хекхаузена, построенная как модификация «тематико-апперцептивного теста» (ХекхаузенХ. 1986; Магомед-Эминов М.Ш., 1988).
Полезной и доступной психологам-практикам является методика И. Г. Кокуриной — «Словарь», позволяющая на основе процедуры попарного сравнения утверждений выявить преобладающие мотивационные ориентации личности.
Близкой по замыслу и процедуре, но разработанной специально для исследования ценностных ориентации руководителей, является методика Т. С. Кабаченко (2003).
Для выявления особенностей смысловой сферы личности используются «тест смысложизненных ориентации» (Леонтьев Д. А., 1992), «методика предельных смыслов» (Леонтьев Д.А., 1999).
Эмоциональные компоненты смысловой регуляции трудовой деятельности и соответствующие структуры профессионального опыта могут быть выявлены и сопоставлены у разных работников с помощью психосемантических методов, метода клайк-анализа.
Рекомендуемая литература:
Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник Моск. Ун-та. – Сер.14. Психология. – 1987. - №4
Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: учеб.метод. пособие. – М..1990
Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала.-М., 2003
ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – М.: СПб, 2003