ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.7. Концепция «состояния потока» м.Чиксентмихайи

Есть такие профессии, в которых работники испы­тывают состояние полной мобилизованности, при этом забывают о себе, своих проблемах, испытывают особый эмоциональный подъем, получивший у Чиксентмихайи название состояние пото­ка. Примеры таких профессий — хирург, промышленный альпи­нист, каскадер, спасатель, высококлассный шахматист, предста­вители профессий сферы искусства.

Чтобы испытать подлинные вершины духов­ного взлета, занимаясь трудом, важно не просто себя настроить, сузить свой духовный мир до мельчайших подробностей профес­сиональных проблем. Важно, чтобы мир профессиональных задач, проблем и ситуаций был многообразным, сложным, неповторя­ющимся, богатым «вызовами».

Если выполняемая работа вроде бы связана с несложными за­дачами, а субъект труда мечтает о «состоянии потока», возможны два варианта: либо искать способы рационализации своей трудо­вой деятельности, самому ставить проблемы, формировать «вы­зовы», либо (если труд жестко регламентирован и требует испол­нительности от работника, а не инициативы) сменить работу.

3.8. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности

Наиболее распространенными методами исследования мотиванионных образований личности являются интервью, опросни­ки (Магомед-Эминов М.Ш., 1988; Пугачев В.П., 2000; Ядов В.А. и др).

Разработаны процедуры ранжирования ценностей в соответ­ствии с методикой М.Рокича.

Однако эти методы не вполне пригодны в ситуации аттеста­ции, набора персонала, так как респонденты могут рефлексиро­вать социально-желательные ответы. Для этих целей больше под­ходят методы косвенной оценки мотивационных образований лич­ности, например оценка производственных ситуаций (Ядов В. А., 1979), наблюдение за поведением работников. Применяются и проективные тесты, например методика Х.Хекхаузена, постро­енная как модификация «тематико-апперцептивного теста» (ХекхаузенХ. 1986; Магомед-Эминов М.Ш., 1988).

Полезной и доступной психологам-практикам является мето­дика И. Г. Кокуриной — «Словарь», позволяющая на основе про­цедуры попарного сравнения утверждений выявить преобладаю­щие мотивационные ориентации личности.


Близкой по замыслу и процедуре, но разработанной специально для исследо­вания ценностных ориентации руководителей, является методика Т. С. Кабаченко (2003).

Для выявления особенностей смысловой сферы личности ис­пользуются «тест смысложизненных ориентации» (Леонтьев Д. А., 1992), «методика предельных смыслов» (Леонтьев Д.А., 1999).

Эмоциональные компоненты смысловой регуляции трудовой деятельности и соответствующие структуры профессионального опыта могут быть выявлены и сопоставлены у разных работников с помощью психосемантических методов, метода клайк-анализа.

Рекомендуемая литература:

  1. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник Моск. Ун-та. – Сер.14. Психология. – 1987. - №4

  2. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: учеб.метод. пособие. – М..1990

  3. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала.-М., 2003

  4. ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – М.: СПб, 2003


Смотрите также файлы