Файл: Основы культурной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

I. Организационно-методический раздел

1. Цель дисциплины

2. Задачи дисциплины

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

4. Требования к результатам освоения дисциплины

5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

II. Содержание дисциплины

Тема 2. Субъекты культурной политики

Тема 3. Стратегии и ориентиры в культурной политике зарубежных стран

Тема 4. Культурная политика России

Раздел II. Основные направления реализации культурной политики.

Тема 5. Приоритетные направления в реализации культурной политики

Тема 6. Охрана культурно-исторического наследия как направление культурной политики

Тема 7. Законодательная деятельность в сфере культурной политики

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Примерная тематика рефератов:

5. Перечень вопросов для подготовки к зачету.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV.Календарно-тематический план лекций и семинарских занятий по дисциплине

V. Форма итогового контроля

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

3. Электронные ресурсы (публикации):

4. Электронные ресурсы (официальные сайты организаций и учреждений, а такжезаконодательно-нормативные источники в сфере культурной политики).

4.1. Общемировые

4.2. Общеевропейские

4.3. Федеральные

4. 4 Псковской области

Приложение № 1. Контрольные работы

Приложение № 2

Конспекты лекций.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ВЛГАФК

___________________ Е.Ю. Андриянова

___________________________________

Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Основы культурной политики»

основной образовательной программы направления подготовки

100100 - «Сервис»

по профилю подготовки социально-культурный сервис

степень (квалификация) выпускника - бакалавр сервиса

Форма обучения очная

Великие Луки, 2013.

Автор – разработчик: ст. преподаватель Гулин А. А.

Оглавление

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 2

1. Цель дисциплины 2

2. Задачи дисциплины 3

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3

4. Требования к результатам освоения дисциплины 3

5. Материально – техническое обеспечение дисциплины. 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1. Разделы дисциплины. 4

2. Темы и их краткое содержание. 4

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 15

4. Примерная тематика рефератов: 17

5. Перечень вопросов для подготовки к зачету. 17

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 18

IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и семинарских занятий по дисциплине 19

V. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 20

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 20

1.Рекомендуемая литература (основная) 20

2.Рекомендуемая литература (дополнительная) 20

3. Электронные ресурсы (публикации): 21

4. Электронные ресурсы (официальные сайты организаций и учреждений, а такжезаконодательно-нормативные источники в сфере культурной политики). 21

4.1. Общемировые 21

4.2. Общеевропейские 23

4.3. Федеральные 24

4. 4 Псковской области 25

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 25

Контрольные работы 25

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 26

Конспекты лекций. 26

I. Организационно-методический раздел

1. Цель дисциплины

1. Цель дисциплины - сформировать профессиональную позицию студентов направления «Сервис»» по современным функциям и принципам государственной культурной политики, научным основам внедрения перспективных социокультурных направлений в практическую деятельность отраслевых органов управления и учреждений.


2. Задачи дисциплины

ПОЗНАКОМИТЬ студентов с понятием и основными направлениями, целями и задачами современной культурной политики;

РАЗЪЯСНИТЬ студентам основные проблемы культурной политики, возникающие на современном этапе развития общества;

ДОБИТЬСЯ осмысления современной практики формирования и мониторинга международных, федеральных, региональных и территориальных целевых комплексных программ развития в сфере культуры;

НАУЧИТЬ технологии анализа нормативно-правовой базы международной, федеральной и региональной культурной политики, разработки программ государственных и общественных организаций в сфере социально – культурного сервиса;

ВЫРАБОТАТЬ навыки экспертной оценки проектов социально-культурной деятельности отраслевых организаций и учреждений.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Основы культурной политики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б - 3) профиль «Социально - культурный сервис» основной образовательной программы.

- Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Культурология».

- Изучение дисциплины «Основы культурной политики», наряду с другими дисциплинами профессионального цикла, является достаточной базой для подготовки выпускной квалификационной работы.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:ОК-5, ОК - 8, ПК - 1, ПК - 2, ПК – 14

В результате освоения дисциплины студенты должны:

ЗНАТЬ:

- основные термины, относящиеся к культурной политике;

- способы сохранения и передачи социального опыта в сфере культурной политики;

- сущность и механизмы социальных проблем в сфере культурной политики;

- основные проблемы и тенденции развития социально-культурной деятельности на разных этапах истории государства, пути преодоления объективных общественных препятствий;

- закономерности возникновения и развития социально-культурных институтов управления отраслью культуры;

- основные международные, федеральные, региональные законодательные акты в сфере культурной политики.

УМЕТЬ:

- оценивать достижения в социально-культурной сфере на основе знания исторического контекста их создания;


- осмысливать и оценивать международный и российский опыт социально-культурной деятельности;

- выявлять самодеятельные общественные инициативы и прогнозировать их социально-культурную направленность;

- выявлять противоречия в практике социально-культурной деятельности и находить пути их разрешения.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками анализа нормативно-правовой базы международной, федеральной и региональной культурной политики, разработки программ государственных и общественных организаций в области социально – культурного сервиса;

- навыками экспертной оценки проектов социально-культурной деятельности отраслевых организаций и учреждений.


5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам (видеопроектор). Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения занятий. Также во время проведения семинарских занятий используется оборудование компьютерного класса для обеспечения доступа к необходимым источникам - ресурсам Интернет.

II. Содержание дисциплины

1. Разделы дисциплины.

РАЗДЕЛ I. Понятие и субъекты культурной политики.

РАЗДЕЛ II. Основные направления реализации культурной политики.

2. Темы и их краткое содержание.

РАЗДЕЛ I. Понятие и субъекты культурной политики.

Тема 1. Культурная политика: теория и практика.

Лекция № 1.1 (2 часа).

Культурная политика как основа стратегии социокультурного управления.

О понятии «культурная политика». Культурная политика как предмет современных социальных исследований. Многообразие подходов к определению сущности и понятию культурной политики с позиций различных отраслей научного знания. Философское и социально-политическое обоснование понятия современной политики России. Возникновение культурной политики. Самоорганизация общества и организация культурных процессов со стороны государства: диалектика тенденций. Средства осуществления культурной политики.

Семинарское занятие № 1 (2 часа).

Культурная политика как основа стратегии социокультурного управления.

Проблема диалога в современной социокультурном пространстве. Культура и рынок.Потребности и интересы: проблема взаимоотношений в свете культурной политики. Концепция интересов в сфере культуры в контексте проблем глобализации.Сохранение и развитие национальной картины мира и проблемы культурной политики. Баланс интересов. Толерантность, понятие и значение.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Понятие «культурная политика».Многообразие подходов к определению сущности и понятию культурной политики с позиций различных отраслей научного знания. Философское и социально-политическое обоснование понятия современной политики России. Возникновение культурной политики. Самоорганизация общества и организация культурных процессов со стороны государства: диалектика тенденций. Средства осуществления культурной политики.Проблема диалога в современной социокультурном пространстве. Культура и рынок.Сохранение и развитие национальной картины мира и проблемы культурной политики. Баланс интересов. Толерантность, понятие и значение. Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.


Тема 2. Субъекты культурной политики

Лекция № 1.2 (2 часа)

Международные субъекты культурной политики.Роль международных институтов в реализации культурной политики. Деятельность Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Органы и учреждения, реализующие культурную политику. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, вопросы его компетенции.Субъект культурной политики: бизнес – сообщество.

Семинарское занятие № 2 (2часа)

Функции субъектов Российской Федерации в стратегии социокультурного управления. Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления. Стратегия социокультурного управления региона как предмет права и политики в ходе практическойдеятельности.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Статус Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ((UNESCO)ЮНЕСКО), ее устав, деятельность и полномочия. Государства-члены, ассоциированные члены и постоянные представительства при штаб-квартире ЮНЕСКО. Программы ЮНЕСКО: Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие. Деятельность общенациональных комиссий по делам ЮНЕСКО, их полномочия.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.