ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат по спортивной морфологии
Методика обучения технике бега на 100 метров
Место, средства, методы спортивной морфологии
Организм, как единое целое в решении проблемы
Структура опорно-двигательного аппарата девочек-подростков, занимающихся легкой атлетикой
Возрастные и половые особенности спортсмена
Адаптация организма спортсмена (система управления, обеспечения и исполнения) к физическим нагрузкам
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Кафедра физиологии и спортивной медицины
Реферат по спортивной морфологии
на тему: « Методика обучения бегу на 100 метров девочек-подростков (подготовительный период). Развитие скоростно-силовых качеств»
Выполнил:
Студент 21 группы
Шахтамиров Р.
Проверил:
Попов В.А.
Великие Луки, 2012
Содержание
Актуальность темы………………………………………………4
Методика обучения технике бега на 100 метров ……………...5
Место, средства, методы спортивной морфологии……………7
Организм, как единое целое в решении проблемы……………9
Структура опорно-двигательного аппарата девочек-подростков…………………………………….………………...11
Возрастные и половые особенности спортсмена…………….14
Адаптация организма спортсмена (система управления, обеспечения и исполнения) к физическим нагрузкам………..17
Литература………………………………………………………20
Актуальность
Для правильной оценки роли спортивной морфологии в спорте, надо всегда знать ответы на 4 вопроса:
ЧТО ЭТО?
Что такое спортивная морфология, уже понятно!?. Люди всегда любопытны (начиная с Евы и Адама - знаменитая библейская история!).
ОТЧЕГО ЭТО?
Почему люди, которые одинаково питаются, соблюдают определенный образ жизни и т.п. выглядят одинаково, и наоборот? Например, восточное «ты есть то, что усваиваешь»... По отдельности, анатомия, физиология и гистология, не смогли дать ответа на эти и многие другие вопросы. С железной необходимостью возникла новая наука - спортивная морфология. Повторюсь: «нет ни одного функционального сдвига или проявления, в основе которых в начале не лежала бы морфологическая перестройка»
ЧТО ДЕЛАТЬ?
В современном спорте, особенно профессиональном, очень много так называемых «подводных камней»... Чтобы не нанести вреда спортсмену, следует соблюдать определенные правила, которые формулирует «спортивная морфология».
ЧТО БУДЕТ?
Обладая опытом науки и ее практического применения, нетрудно совершить прогноз относительно данного конкретного человека (спортсмена). Это, кстати, самый главный ответ на вопрос, который должен задавать себе не только ученый, но и практик!
И так как я сам занимаюсь легкой атлетикой, хотелось бы побольше знать о том, что происходит во время нагрузки в организме спортсмена.
Методика обучения технике бега на 100 метров
Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения человека.
Задача 1. Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на 100 метров.
Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60 – 100 метров и зафиксировать обнаруженные ошибки.
С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой показ, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков.
Задача 2. Обучить технике бега по прямой дистанции.
Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60 – 100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30 – 40 метров – бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжковыми шагами.
После каждого упражнения следует обращать внимание только на главные ошибки, предлагая устранить их следующем повторении.
Задача 3. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.
Основными средствами обучения являются: практика в установке стартовых колодок на прямой; выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» с различным расположением колодок по длине, ширине и наклону площадок; бег с низкого старта по прямой самостоятельно, а также по команде.
Бегу с низкого старта должно предшествовать большое количество пробежек с высокого старта.
Задача 5. Обучить технике финиширования.
Обучение начинается с разъяснения значения финишного броска и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30 – 40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью.
Задача 6. Обучить технике бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
На этапе овладения техникой бега в целом необходимо систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков.
Место, средства, методы спортивной морфологии
Спортивная морфология – это специальный курс анатомии, в котором подробно изучаются особенности строения тела спортсмена. Морфофункциональные признаки спортсмена имеют высокую профессиональную значимость при решении таких вопросов, как совершенствование спортивной техники, индивидуализация тренировочного процесса, прогнозирование технических результатов и спортивная ориентация.
Методы спортивной морфологии:
1. Анамнез |
|
2. Соматоскопия |
|
3. Антропометрия, в т.ч.:
|
3.1. Инструментальные – микроскопия, рентгенография (КТ, МРТ), УЗД, ЭКГ, ЭЭГ, допплер, спирометрия, пневмотахометрия 3.2. Лабораторные: ОАК, ОАМ, биохимический, ионограмма, посев биологических жидкостей на среды, ПЦР (полимеразно-цепная реакция) |
4. Метод индексов |
|
5. Метод стандартов: сравнение со стандартами однородных групп населения – отклонение σ) |
|
6. Метод корреляции (от позднелат. correlatio — соотношение) – взаимосвязь признаков |
Анамнез - (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них.
Соматоскопия - изучение описательных признаков сложения, пропорций тела, органов.
Антропометрия - (от греч. Ανθρωπος — человек и μετρεω — мерить) — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.
Метод индексов - в настоящее время может использоваться лишь для ориентировочной оценки соматометрических данных, типа телосложения. В основу метода индексов положено соотношение отдельных соматометрических показателей, выраженных математическими формулами.
Метод стандартов – сравнение со стандартами однородных групп населения – отклонение σ).
Метод корреляции - метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными.
Организм, как единое целое в решении проблемы
Процессы, происходящие в организме во время бега на 100 метров:
1. Во время и после бега активизируется процесс кроветворения – образуется «молодая», здоровая кровь.
2. Активизируется дыхание, стимулируется поглощение организмом свободных электронов из воздуха. Этот процесс происходит в лёгких за счёт активизации газообмена и через кожу. Увеличение количества свободных электронов повышает работоспособность (физическую и умственную) и стимулирует все функции и системы человека.
3. Во время бега активизируется выработка организмом углекислоты, что очень благотворно сказывается на всех биохимических процессах, происходящих в клетках. В частности в тканях увеличивается количество кислорода, что активизирует обмен веществ в организме.
4. Во время бега в организме активизируется распад клеток, что, в свою очередь, после беговой тренировки стимулирует синтез новых молодых и здоровых клеток. В первую очередь разрушаются старые больные клетки, а на их место синтезируются новые. С помощью бега происходит омоложение и обновление всего организма.
5. В организме взрослого человека находится примерно 35 литров жидкости (5 литров крови, 2 литра лимфы и 28 литров внутриклеточной жидкости). При малоподвижном образе жизни вся эта жидкость застаивается, как вода в болоте. Во время бега жидкость начинает активно циркулировать, устраняя застойные зоны в организме.
6. Снабжение клеток питательными элементами и кислородом происходит по такой схеме. На первом этапе необходимые вещества с помощью диффузии через стенки капилляров перемещаются из крови в межклеточную жидкость. На втором этапе происходит перенос кислорода и питательных элементов из межклеточной жидкости через мембрану внутрь клетки. На третьем этапе происходит распределение питательных элементов и кислорода внутри клетки. Точно так же, но в обратном порядке, происходит вывод из клеток продуктов жизнедеятельности. Во время и после бега все эти процессы происходят с большой скоростью, что увеличивает жизненные силы организма и активизирует самооздоровление. Клеточки организма избавляются во время бега от продуктов собственной жизнедеятельности, что исключает вариант самоотравления.
7. Во время бега активизируется работа гипофиза, который вырабатывает особые гормоны – эндорфины. Эндорфины вызывают естественное ощущение счастья, блаженства, оказывая противоболевой эффект. Это действие наблюдается примерно ещё 1 час после завершения бега.