ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Кафедра физиологии и спортивной медицины

Реферат по спортивной морфологии

на тему: « Методика обучения бегу на 100 метров девочек-подростков (подготовительный период). Развитие скоростно-силовых качеств»

Выполнил:

Студент 21 группы

Шахтамиров Р.

Проверил:

Попов В.А.

Великие Луки, 2012

Содержание

  1. Актуальность темы………………………………………………4

  2. Методика обучения технике бега на 100 метров ……………...5

  3. Место, средства, методы спортивной морфологии……………7

  4. Организм, как единое целое в решении проблемы……………9

  5. Структура опорно-двигательного аппарата девочек-подростков…………………………………….………………...11

  6. Возрастные и половые особенности спортсмена…………….14

  7. Адаптация организма спортсмена (система управления, обеспечения и исполнения) к физическим нагрузкам………..17

  8. Литература………………………………………………………20

Актуальность

Для правильной оценки роли спортивной морфологии в спорте, надо всегда знать ответы на 4 вопроса:

ЧТО ЭТО?

Что такое спортивная морфология, уже понятно!?. Люди всегда любопытны (начиная с Евы и Адама - знаменитая библейская история!).

ОТЧЕГО ЭТО?

Почему люди, которые одинаково питаются, соблюдают определенный образ жизни и т.п. выглядят одинаково, и наоборот? Например, восточное «ты есть то, что усваиваешь»... По отдельности, анатомия, физиология и гистология, не смогли дать ответа на эти и многие другие вопросы. С железной необходимостью возникла новая наука - спортивная морфология. Повторюсь: «нет ни одного функционального сдвига или проявления, в основе которых в начале не лежала бы морфологическая перестройка»

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В современном спорте, особенно профессиональном, очень много так называемых «подводных камней»... Чтобы не нанести вреда спортсмену, следует соблюдать определенные правила, которые формулирует «спортивная морфология».


ЧТО БУДЕТ?

Обладая опытом науки и ее практического применения, нетрудно совершить прогноз относительно данного конкретного человека (спортсмена). Это, кстати, самый главный ответ на вопрос, который должен задавать себе не только ученый, но и практик!

И так как я сам занимаюсь легкой атлетикой, хотелось бы побольше знать о том, что происходит во время нагрузки в организме спортсмена.

Методика обучения технике бега на 100 метров

Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения человека.

Задача 1. Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на 100 метров.

Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60 – 100 метров и зафиксировать обнаруженные ошибки.

С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой показ, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков.

Задача 2. Обучить технике бега по прямой дистанции.

Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60 – 100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30 – 40 метров – бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжковыми шагами.

После каждого упражнения следует обращать внимание только на главные ошибки, предлагая устранить их следующем повторении.

Задача 3. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.

Основными средствами обучения являются: практика в установке стартовых колодок на прямой; выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» с различным расположением колодок по длине, ширине и наклону площадок; бег с низкого старта по прямой самостоятельно, а также по команде.

Бегу с низкого старта должно предшествовать большое количество пробежек с высокого старта.

Задача 5. Обучить технике финиширования.

Обучение начинается с разъяснения значения финишного броска и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30 – 40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью.


Задача 6. Обучить технике бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

На этапе овладения техникой бега в целом необходимо систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков.


Место, средства, методы спортивной морфологии

Спортивная морфология – это специальный курс анатомии, в котором подробно изучаются особенности строения тела спортсмена. Морфофункциональные признаки спортсмена имеют высокую профессиональную значимость при решении таких вопросов, как совершенствование спортивной техники, индивидуализация тренировочного процесса, прогнозирование технических результатов и спортивная ориентация.

Методы спортивной морфологии:

1. Анамнез

2. Соматоскопия

3. Антропометрия, в т.ч.:

3.1. Инструментальные – микроскопия, рентгенография (КТ, МРТ), УЗД, ЭКГ, ЭЭГ, допплер, спирометрия, пневмотахометрия

3.2. Лабораторные: ОАК, ОАМ, биохимический, ионограмма, посев биологических жидкостей на среды, ПЦР (полимеразно-цепная реакция)

4. Метод индексов

5. Метод стандартов: сравнение со стандартами однородных групп населения – отклонение σ)

6. Метод корреляции (от позднелат. correlatio — соотношение) – взаимосвязь признаков

  • Анамнез - (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них.

  • Соматоскопия - изучение описательных признаков сложения, пропорций тела, органов.

  • Антропометрия - (от греч. Ανθρωπος — человек и μετρεω — мерить) — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

  • Метод индексов - в настоящее время может использоваться лишь для ориентировочной оценки соматометрических данных, типа телосложения. В основу метода индексов положено соотношение отдельных соматометрических показателей, выраженных математическими формулами.

  • Метод стандартов – сравнение со стандартами однородных групп населения – отклонение σ).

  • Метод корреляции - метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными.


Организм, как единое целое в решении проблемы

Процессы, происходящие в организме во время бега на 100 метров:

1. Во время и после бега активизируется процесс кроветворения – образуется «молодая», здоровая кровь.

2. Активизируется дыхание, стимулируется поглощение организмом свободных электронов из воздуха. Этот процесс происходит в лёгких за счёт активизации газообмена и через кожу. Увеличение количества свободных электронов повышает работоспособность (физическую и умственную) и стимулирует все функции и системы человека.

3. Во время бега активизируется выработка организмом углекислоты, что очень благотворно сказывается на всех биохимических процессах, происходящих в клетках. В частности в тканях увеличивается количество кислорода, что активизирует обмен веществ в организме.

4. Во время бега в организме активизируется распад клеток, что, в свою очередь, после беговой тренировки стимулирует синтез новых молодых и здоровых клеток. В первую очередь разрушаются старые больные клетки, а на их место синтезируются новые. С помощью бега происходит омоложение и обновление всего организма.

5. В организме взрослого человека находится примерно 35 литров жидкости (5 литров крови, 2 литра лимфы и 28 литров внутриклеточной жидкости). При малоподвижном образе жизни вся эта жидкость застаивается, как вода в болоте. Во время бега жидкость начинает активно циркулировать, устраняя застойные зоны в организме.

6. Снабжение клеток питательными элементами и кислородом происходит по такой схеме. На первом этапе необходимые вещества с помощью диффузии через стенки капилляров перемещаются из крови в межклеточную жидкость. На втором этапе происходит перенос кислорода и питательных элементов из межклеточной жидкости через мембрану внутрь клетки. На третьем этапе происходит распределение питательных элементов и кислорода внутри клетки. Точно так же, но в обратном порядке, происходит вывод из клеток продуктов жизнедеятельности. Во время и после бега все эти процессы происходят с большой скоростью, что увеличивает жизненные силы организма и активизирует самооздоровление. Клеточки организма избавляются во время бега от продуктов собственной жизнедеятельности, что исключает вариант самоотравления.

7. Во время бега активизируется работа гипофиза, который вырабатывает особые гормоны – эндорфины. Эндорфины вызывают естественное ощущение счастья, блаженства, оказывая противоболевой эффект. Это действие наблюдается примерно ещё 1 час после завершения бега.