Файл: УМК КСЕ_менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ВЛГАФК

________________ Е.Ю. Андриянова

«___» ___________ 20____ г.

Кафедра естественно-научных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

основной образовательной программы направления подготовки

080200 «Менеджмент»

по профилю подготовки – Менеджмент организации

степень выпускника - бакалавр менеджмента

Форма обучения очная

Автор-разработчик: Егорова Л.А, к.х.н., доцент

Великие Луки 2012

Оглавление

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………….3

  1. Цель дисциплины…………………………………………………………………….…..3

  2. Задачи дисциплины……………………………………………………………………...3

  3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………3

  4. Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………..3

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...4

  1. Темы и их краткое содержание…………………………………………………………4

  2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы…………………………………………………………………………………….8

  3. Примерная тематика рефератов………………………………………………………...8

  4. Перечень вопросов к зачету….………………………………………………………….8


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ………………..10

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторных и семинарских занятий…………………………………………………………………………………………..11

V. ФОРМА ИТОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………….12

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...13

  1. Рекомендуемая литература (основная)………………………………………………..13

  2. Рекомендуемая Литература (дополнительная)……………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1………………………………………………………………….........14

  1. Организационно-методический раздел

      1. Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины – повышение общего образовательного уровня бакалавров в отношении:

- создания предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления;

- обогащения и совершенствования методов исследования в гуманитарных и социально- экономических областях.

      1. Задачи дисциплины

Для достижения указанных целей курс «Концепции современного естествознания» должен решить следующие задачи:

  • формировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира, несмотря на внешнее многообразие форм;

  • давать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к описанию одновременно на всех уровнях организации;

  • знакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня, с историей и логикой развития естественных наук.

      1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

«Концепции современного естествознания» относится к вариативной части математического и естественно-научного цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами 1-го курса дневной формы обучения по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Дисциплина изучается в I-ом семестре.

Учебная работа проводится в виде аудиторных занятий (58 часов) из общей трудоемкости 144 учебных часа.

Уровень изучаемой дисциплины предполагает знание основного фактического материала дисциплины, способность анализа проблемных ситуаций и перспектив развития разных естественных наук.


      1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-10.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • основы историко-культурного развития человека и человечества (ОК-1);

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества (ОК-2).

уметь:

  • использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно – научных и гуманитарных наук (ОК-2);

  • анализировать социально значимые процессы и явления (ОК-1).

овладеть:

  • культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире (ОК-1);

  • основными понятиями, терминами, категориями, методами, используемыми в концепциях современного естествознания (ОК-1).


  1. Содержание дисциплины

      1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Общие характеристики естествознания.

Лекция № 1 (2 часа). Предмет естественных наук, их место в системе научного знания. Естественно – научная и гуманитарная культура. Структура и функции естественных наук. Критерии научности. Теоретическое и практическое знание. Виды научных теорий. Эмпирические и дедуктивные теории.

Тема 2. Научный метод познания.

Лекция № 2 (2 часа). Общие методы науки. Виды особенных методов научного познания. Свойства научного знания. Частные методы науки. Научная теория и область применимости теории.

Самостоятельная работа (8 часов). Методы научного познания: наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент. Гипотеза. Требования к научным гипотезам: соответствие эмпирическим фактам, принципы верификации и фальсификации (экспресс-опрос на практическом занятии).

Тема 3. Методология исследования развития науки.

Самостоятельная работа (2 часа). Методология системного анализа развития науки. Методы сравнительного анализа в развитии науки. Три модели методологии исследования истории науки. (самоотчет).

Самостоятельная работа (4 часа). Эволюционный метод исследования истории науки. Ситуационный метод анализа развития науки. Метод выделения научных революций в развитии научного познания. Виды научных революций: глобальные, комплексные и частные. Методологические проблемы выделения научных революций в естествознании (коллоквиум).

Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира.

Лекция № 3 (2 часа). Предыстория классического естествознания. Основные периоды в истории естествознания. Проблема начала античной. Первые научные программы античности: математическая (Пифагор), атомизм (Демокрит), программа Аристотеля. Формирование основ естествознания в эпоху Средневековья: накопление практических навыков работы с различными веществами и соединениями. Великие географические открытия. Революция в мировоззрении эпохи Возрождения. Роль идей Коперника и Дж. Бруно в развитии науки.

Самостоятельная работа (6 часов). Фундаментальные вопросы научной картины мира: о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, причинности, закономерности и случайности. Научная картина мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-ая половина ХХ в.), современная эволюционная (индивидуальное сообщение).


Тема 5. Глобальная научная революция.

Лекция № 4 (2 часа). Первая глобальная научная революция. Предпосылки появления современной науки. Научная революция XVI-XVII веков. Галилей, закладывающий основы классической науки. Принцип инерции. Принцип относительности. И.Ньютон и завершение научной революции. Закон движения: закон инерции, закон ускорения, закон равного противодействия, закон гравитации. Формирование классической механики. Становление классической науки.

Практическая работа № 1 (2 часа). Исследование движения тела, скользящего по наклонной плоскости, без трения.

Практическая работа № 2 (2 часа). Исследование движения материальной точки вдоль горизонтальной прямой ОХ.

Практическая работа № 3 (2 часа).Исследование колебаний.

Самостоятельная работа (8 часов). Электромагнитная картина мира: открытие второго фундаментального взаимодействия, возврат к концепции близкодействия, полевой механизм передачи взаимодействий, частицы – переносчики фундаментальных взаимодействий. Фундаментальные взаимодействия микромира, макромира и мегамира.(доклад на практическом занятии).