ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общие характеристики естествознания.
Тема 2. Научный метод познания.
Тема 3. Методология исследования развития науки.
Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира.
Тема 5. Глобальная научная революция.
Тема 6. Развитие классического естествознания.
Тема 7. Развитие неклассической и постклассической научной картины мира.
Тема 8. Принцип возрастания энтропии.
Тема 9. Закономерности самоорганизации.
Тема 10. Химическая картина мира.
Тема 11. Современные концепции биологии.
Тема 13. Междисциплинарные направления современного естествознания.
Примерная тематика рефератов
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Большой адронный колайдер.
Принципы эволюции и самоорганизации в современном естествознании.
Физическая культура и здоровье человека.
Концепция сохранения и укрепления здоровья.
Образ жизни как условие устойчивого развития общества.
Ноосфера – сфера разума.
Перечень вопросов к экзамену
Принципы организации современного естествознания. Концептуальный подход в изучении современного естествознания.
Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.
Научный метод познания. Основные сведения.
Истина – предмет познания. Три стадии естественно- научного познания истины.
Методы и приемы естественно – научных исследований.
Форма естественно – научного познания (эмпирическое познание, чувственные формы познания, память, представления, наблюдение и эксперимент, теоретическое мышление, понятие, суждение).
Характеристика методов и приемов естественно – научных исследований (понятие методологии и метода, сравнение, анализ и синтез, обобщение).
Основные аргументы, определяющие практическую направленность эксперимента. Этапы эксперимента.
Основные задачи физики как фундаментальной отрасли естествознания. Основные этапы развития физики. Важнейшие достижения физики ХХ века.
Виды материи в современном представлении. История развития концепций пространства и времени. Относительность пространства и времени.
Сущность атомистической концепции Левкиппа-Демокрита. Современное представление концепции атомизма. Открытие электрона.
Основные виды фундаментальных взаимодействий и их характеристика. Закон всемирного тяготения.
Универсальность физических законов. Принцип относительности Галилея. Инвариативность.
Из каких свойств пространства и времени следуют законы сохранения. Формулировка законов сохранения импульса тела и энергии.
Классическая концепция Ньютона, ее сущность.
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Сформулировать первый закон термодинамики. Объяснять невозможность создания вечного двигателя первого рода.
Сформулировать второй закон термодинамики. Сущность проблемы тепловой смерти Вселенной.
Корпускулярно – волновой дуализм.
Краткая история развития представлений о строении атома. Отличие модели атома Томсона от планетарной модели Резерфонда. Постулаты Бора.
Структура атомного ядра. Дефект массы. Зависимость удельной энергии связи ядер от массового числа.
Радиоактивность. Основные виды радиоактивного распада.
Понятие самоорганизации. Основные направления самоорганизации. Каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики.
Эволюция Вселенной. Основные концепции космологии. Закон Хаббла. Концепция Большого Взрыва.
Гипотеза пульсирующей Вселенной. Модель горячей Вселенной и два вывода из нее.
Структура вселенной. Средства наблюдения объектов Вселенной.
Солнечная система, ее структура. Солнце. Луна. Планеты – гиганты.
Современная гипотеза о происхождении Земли. Строение Земли.
Зарождение живой материи. Структура ДНК (генетический код, геном, генотип, мутации, кодон, репликация ДНК, генетическая экспертиза).
Структура и функции белков.
Строение и разновидность клеток (растительная клетка и клетка животного).
Происхождение жизни (условия зарождения жизни на Земле, роль углеродных соединений при образовании живых систем, химическая эволюция, роль фотосинтеза в зарождении многоклеточных организмов).
Эволюционная теория Дарвина.
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Человек и биосфера. Современные концепции биосферы. Структура и функции биосферы.
Ноосфера. Пути воздействия человека на природу.
Глобальный и экологический кризис.
Понятие ноосферы как этап развития биосферы пи разумном регулировании отношений человека и природы.
Естественно – научные проблемы защиты окружающей среды.
Сохранение природных ресурсов. Сохранение тепла и сбережение среды.
Экологическая проблема городов.
Устойчивое развитие как компромисс между стремлением человечества удовлетворять свои потребности и необходимостью сохранения биосферы для будущих поколений.
Распределение часов курса по темам и видам работ
Курс обучения |
Наименование тем и разделов |
Всего (часов) |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
Первый |
Тема 1. Общие характеристики естествознания. |
2 |
2 |
- |
- |
Первый |
Тема 2. Научный метод познания |
10 |
2 |
- |
8 |
Первый |
Тема 3. Методология исследования развития науки. |
6 |
- |
- |
6 |
Первый |
Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира |
8 |
2 |
- |
6 |
Первый |
Тема 5. Глобальная научная революция. |
16 |
2 |
6 |
8 |
Первый |
Тема 6. Развитие классического естествознания. |
4 |
2 |
2 |
- |
Первый |
Тема 7. Развитие неклассической и постклассической научной картины мира. |
14 |
2 |
2 |
10 |
Первый |
Тема 8. Принцип возрастания энтропии. |
10 |
2 |
2 |
6 |
Первый |
Тема 9. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Первый |
Тема 10. Химическая картина мира. |
8 |
2 |
- |
6 |
Первый |
Тема 11. Современные концепции биологии. |
8 |
2 |
6 |
- |
Первый |
Тема 12. Биосфера и человек. |
12 |
2 |
2 |
8 |
Первый |
Тема 13. Междисциплинарные направления современного естествознания. |
12 |
2 |
2 |
8 |
Первый |
Тема 14. Глобальный экологический кризис |
12 |
2 |
2 |
8 |
Первый |
Тема 15. Экология и здоровье человека. |
22 |
2 |
2 |
18 |
|
Итого: |
144 |
28 |
30 |
86 |
Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине
№ п/п |
Дата проведения |
Темы лекций, лабораторных и семинарских занятий |
Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия |
Количество часов и вид занятия |
1 |
|
Введение. Естественные науки в системе научного знания. |
|
Лекция, 2 часа |
2 |
|
Общие методы науки. |
|
Лекция, 2 часа |
3 |
|
Предыстория классического естествознания. |
|
Лекция, 2часа |
4 |
|
Первая глобальная научная революция. |
|
Лекция, 2 часа |
5 |
|
Основные черты механической научной картины мира. |
Мультимедиа. |
Лекция, 2 часа |
6 |
|
Электромагнитная научная картина мира. Общая теория относительности. |
|
Лекция, 2 часа |
7 |
|
Принцип возрастания энтропии. |
Мультимедиа |
Лекция, 2 часа |
8 |
|
Синергетика – теория самоорганизации. |
Мультимедиа |
Лекция, 2 часа |
9 |
|
Химические системы.
|
|
Лекция, 2 часа |
10 |
|
Эволюция живых систем. |
|
Лекция, 2 часа |
11 |
|
Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. |
Мультимедиа |
Лекция, 2 часа |
12 |
|
От биосферы к ноосфере |
|
Лекция, 2 часа |
13 |
|
Экологические функции биосферы |
|
Лекция, 2 часа |
14 |
|
Глобальная демографическая модель. |
|
Лекция, 2 часа |
15 |
|
Исследование движения тела, скользящего по наклонной плоскости, без трения. |
Методические указания |
Практ. работа, 2 часа |
16 |
|
Исследование движения материальной точки вдоль горизонтальной прямой ОХ |
Методические указания |
Практ. работа, 2 часа |
17 |
|
Исследование колебаний. |
Методические указания |
Практ. работа, 2 часа |
18 |
|
Атомный и нуклонный уровни строения материи. |
Карточки с заданиями |
Практ. работа, 2 часа |
19 |
|
Релятивистское движение-движение тел со скоростью, близкой к скорости света. Корпускулярно-волновые свойства. |
Решение задач |
Практ. работа, 2 часа |
20 |
|
Тепловые процессы |
Решение задач |
Практ. работа, 2 часа |
21 |
|
Закономерности развития микро-, макро- и мегамиров |
Тесты |
Практ. работа, 2 часа |
22 |
|
Контрольная работа № 1 «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» |
Тесты |
Практ. работа, 2 часа |
23 |
|
Контрольная работа «Нуклеиновые кислоты и генетический код» |
Тесты |
Практ. работа, 2 часа |
24 |
|
Биосферный уровень организации материи |
Методические указания |
Практ. работа, 2 часа |
№ п/п |
Дата проведения |
Темы лекций, лабораторных и семинарских занятий |
Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия |
Количество часов и вид занятия |
25 |
|
Эволюция биосферы |
Тесты |
Практ. работа, 2 часа |
26 |
|
Зарождение живой материи |
Методические указания |
Практ. работа, 2 часа |
27 |
|
Естественно – научные проблемы экологии. Безопасность в системе «Человек – среда обитания» |
Тесты |
Практ. работа, 2 часа |
28 |
|
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека |
Руководство к практическим занятиям |
Практ. работа, 2 часа |
29 |
|
Происхождение жизни и сущность жизни |
Семинар |
Практ. работа, 2 часа |