ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

  1. Экономика туризма и влияющие на нее факторы

  2. Определение и экономические характеристики туризма

  3. Составные части и характерные особенности туриндустрии

  4. Туристские затраты

  5. Туристский продукт

  6. Туристское потребление

  7. Спрос на продукцию туриндустрии

1.Экономика туризма и влияющие на нее факторы

Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний. Одной из потребностей является потребность в туризме. Удовлетворение туристских потребностей и желаний предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристских ресурсов. Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников. Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации ( Дестuнацuя - территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, место назначения)), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производство продукции И услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с одной стороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей - туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество различных как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную, стохастическую (неопределенную) составляющую национальной экономики. Для многих стран она находится еще в стадии развития. Хорошо известно, что послевоенный туризм, т. е. с конца 1950-х п. до наших дней, претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались в основном формы и содержания туризма. Большинство изменений связано со способом, каким туристские потребности и желания удовлетворялись. И, естественно, это привело к систематизированному изучению и анализу экономики туризма. В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план. Бурное развитие мирового туризма и рост его влияния на экономику различных стран привели к необходимости его научного исследования. Эти исследования касались различных проблем экономики туризма, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли, выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силу необходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих между отдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности. Приведем классическое определение предмета экономической науки.


Предметом экономической науки являются методы решения задачи выбора направлений и способов использования ограниченных (редких) ресурсов в различных конкурирующих целях. Другими словами, экономическая наука изучает то, как из ограниченных ресурсов произвести наибольшее количество продукции или услуг с максимальной выгодой. Но поскольку экономика туризма является специфической составляющей экономики, при ее определении и рассмотрении основных частей необходимо учитывать эту специфику. Как и любая экономика, экономика туризма отвечает на следующие основные вопросы: что? как? для кого? Но с учетом ее специфики необходимо добавить вопрос о том, как данная экономика будет развиваться во времени. В общем, можно сказать, что экономика туризма исследует и анализирует способы, которыми организованная социальная сисстема решает следующие проблемы:

1) какие туристские продукты и услуги будут произведены в определенный период времени, а также в каком количестве, какого качества и насколько разнообразные;

2) как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т. е. из каких источников и по какой технологии;

3) как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;

4) как экономическая деятельность будет развиваться во времени.

Ниже даны некоторые пояснения к указанным выше проблемам.

1. Количество, качество и разнообразие туристских продуктов и услуг, предлагаемых страной (регионом, дестинацией) в данный туристский период, постепенно изменяются. Производство одних видов туристских продуктов и услуг может увеличиваться, других - снижаться, а третьих - либо совсем, либо временно исключаться. В то же время на рынке создаются новые туристские продукты и услуги для удовлетворения вновь появляющихся потребностей и желаний туристов. Вопрос состоит в том, кто это решает и как принимается решение. С помощью какого механизма и по какому критерию туристские продукты и услуги определяются? А также как определяются количество, качество и разнообразие продуктов и услуг?

2. Различные туристские продукты и услуги, которые предоставляются в данной стране (регионе, дестинации), могут производиться различными способами. Возникает вопрос: кто и по каким критериям выбирает эти способы производства? А также возможно ли, чтобы продукт или услуга были произведены одновременно двумя или несколькими способами?


3. Туристские продукты и услуги, производимые в стране (регионе, дестинации), принимающей туристов, распределяются как среди иностранных (въезжающих), так и среди местных туристов и удовлетворяют их туристские потребности и пожелания. Большой проблемой экономики туризма является выбор критерия, по которому может быть распределен туристский продукт или услуга. Эта проблема не может быть решена выбором какого-то произвольного критерия. На выбор критерия распределения туристского продукта или услуги влияет множество как внешних, так и внутренних факторов (экономических, технологических, политических и т.п.). Каждая страна (регион, дестинации), принимающая туристов, выбирает свой критерий.

4. Экономика туризма развивается при увеличении объема производства в расчете на каждого туриста, независимо от того, внутренний он или внешний. При этом увеличивается не только количество, но и качество предлагаемых туристских продуктов и услуг. Удовлетворение туристских потребностей и пожеланий зависит от общего экономического развития страны (региона, дестинации), принимающей туристов. Неверный подход к управлению развитием экономики туризма региона (страны, дестинации), краткосрочная цель максимизации дохода могут повлечь за собой снижение экономической активности развития данного региона и, как следствие, привести к его краху как туристской дестинации, поэтому проблема туристского развития региона (страны, дестинации) является одной из наиболее важных проблем в экономике туризма.

Основные проблемы экономики туриндустрии. Хорошо известно, что все общества независимо от места, времени и уровня развития сталкиваются с экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что:

а) неопределенное количество туристских потребностей и пожеланий индивидуумов сочетается с задачей распределения их в порядке важности;

б) ограниченные или редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов, должны сочетаться с различными способами использования этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристских продуктов, определением цены, по которой они будут распределяться, размещением туристских компаний и т.д.

В рыночной экономике справедливое распределение туристских ресурсов, поддержание устойчивой экономики туризма, ее развитие, а также распределение туристского дохода осуществляются с помощью механизмов туристского рынка.


В плановой экономике, известной как социалистическая, экономические отношения не регулировались посредством рыночных механизмов, и руководящая роль в экономике туризма принадлежала государству или центральным органам. Государство от имени туристских компаний и самих туристов принимало и координировало ежедневные решения, а роль туристского рынка была второстепенна.

Практический опыт показывает, что посредством механизмов туристского рынка основные проблемы экономики туризма не могут быть решены в полной мере. Поэтому современное государство вовлекается в процесс регулирования экономики туризма для того, чтобы предотвратить ее нежелательное развитие и возможное негативное влияние на другие отрасли экономики. Вовлечение государства в экономику туризма достигается туристской политикой, цель которой - корректировка слабых мест и нежелательных влияний механизмов туристского рынка. Таким образом, туристская политика необходима для корректировки и решения проблем экономики туризма, среди которых можно выделить четыре основные:

• проблема эффективного распределения ограниченных и редких туристских ресурсов;

• проблема поддержания устойчивой экономики туризма;

• проблема развития или роста экономики туризма;

• проблема справедливого распределения туристского производства или туристского дохода.

Вовлечение государства в рабочие механизмы регулирования туристского рынка возможно только для корректировки слабых мест и нежелательных последствий в экономике туризма.

Основные цели экономики туризма. Экономика туризма имеет следующие основные цели:

• качественно и количественно максимизировать удовлетворение психологического опыта туристов;

• максимально увеличить доход компаний, предлагающих туристские продукты и услуги;

• максимизировать расходы туристов в процессе их путешествий. Вышеперечисленные цели экономики туризма обычно позитивны. Максимизация психологического опыта создает чувство удовлетворенности у туристов и заставляет их вернуться в страну, которая так хорошо их приняла, и, как результат, потратить больше денег в путешествии.

Очевидно, что отношение психологического опыта Оп, который получает турист во время поездки, к его ожиданиямОж должно быть не меньше 1:

Оп/Ож ≥ 1.

В противном случае путешествие при водит к негативным последствиям для данной дестинации.


При определенных обстоятельствах цели экономики туризма могут иметь негативный характер. Например, краткосрочная цель максимизации дохода может привести к созданию большого количества структур для обслуживания туристов, в результате чего снизится психологическое удовлетворение туристов. Это может повлечь за собой уменьшение потока туристов в данную дестинации и соответственно уменьшение притока денежных средств, что в конечном итоге повлияет на экономические результаты развития данной дестинации и даже может привести к ее исчезновению. Повышенное внимание к туризму как основному элементу экономического развития страны также может привести к подобным результатам.

Лимитирующие факторы экономики туризма. Экономика туризма весьма специфична, и ее специфичность прежде всего состоит в том, что деятельность предприятий и туриндустрии в целом подвержена влиянию ряда факторов, которые препятствуют успешному функционированию, причем большинство факторов носят стохастический (случайный, неопределенный) характер. Все факторы можно условно разделить на глобальные и локальные (частные). Среди глобальных можно выделить сезонность, политические, экономические и природные факторы.

Прежде всего индустрия туризма подвержена влиянию такого фактора, как сезонность. Сезонность является не стохастическим, а детерминированным фактором, тем не менее она оказывает значительное влияние на индустрию туризма, особенно на предприятия, которые являются основными производителями туристского продукта (услуг), - предприятия гостеприимства (средства размещения, питания, развлечения и т. п.). Основная задача, которая стоит перед индустрией гостеприимства: как заполнить (загрузить) предприятия в средний, а тем более в низкий «мертвый») сезон. Для привлечения туристов в низкий сезон проводятся различного рода мероприятия: выставки, конференции, симпозиумы, спортивные соревнования и пр., что позволяет предприятиям гостеприимства поддержать свою деловую активность. Это послужило основанием для выделения нового направления в туризме - делового туризма, или МIСЕ-туризма (Meetiпg, Jпceппtive, Coпgressj Coпfereпce, Exhibitioпs).

Политические факторы имеют большое значение для успешного развития индустрии туризма как в отдельно взятом регионе, так и в международном масштабе. К ним можно отнести внутреннюю политику, которую проводит данное государство, международные отношения, которые складываются между странами или рядом стран, военные конфликты (к примеру, военные события в Персидском заливе 1990-1991 гг., 2003 г.), акты терроризма (в Египте, Турции, США - сентябрь 2001 г., Таиланде и др.). Все это значительно влияет на развитие туризма как в конкретном регионе, так и в международном масштабе: сокращаются туристские потоки, что ведет к разорению компаний, обслуживающих туристов, и в первую очередь - авиакомпаний.