Файл: УМК КСЕ_менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Развитие классического естествознания.

Лекция № 5 (2 часа). Основные черты механической научной картины мира. Характеристики классического естествознания. Комплексные революции XIX века. Закон сохранения и превращения энергии. Эволюционная теория Дарвина. Периодический закон Д.И. Менделеева.

Практическая работа № 4 (2 часа). Атомный и нуклонный уровни строения материи. Развитие представлений о структуре атомов. Модель Томсона. Опыты Резерфора. Постулаты Бора. Строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Дефект массы. Радиоактивность. Цепная реакция. Античасти. Кварки.

Тема 7. Развитие неклассической и постклассической научной картины мира.

Лекция № 6 (2 часа). Электродинамика Максвелла. Электромагнитная научная картина мира. Тесная взаимосвязь между пространством, временем, материей и ее движением. Специальная теория относительности (СТО). Два постулата Эйнштейна. Следствия из постулатов Эйнштейна. Общая теория относительности (ОТО). Взаимосвязь материи и пространства – времени: материальные тела изменяют геометрию пространства- времени. Соответствие ОТО и классической механики: их предсказания совпадают в слабых гравитационных полях.

Практическая работа № 5 (2 часа). Релятивистское движение – движение тел со скоростью, близкой к скорости света. Корпускулярно – волновые свойства.

Самостоятельная работа (10 часов). Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамир. Основные структуры микромира, макромира и мегамира. Метагалактика, галактики. Солнечная система. Планеты, звезды. Закон Хаббла. Основные концепции космологии. Большой Взрыв. Расширяющаяся Вселенная. Черные дыры (доклад). Космологические представления Вселенной Аристотеля, Птоломея, Коперника, Ньютона, Эйнштейна, Фридмана (коллоквиум).

Тема 8. Принцип возрастания энтропии.

Лекция № 7 (2 часа). Первый закон термодинамики, второй закон термодинамики. Энтропия как мера молекулярного беспорядка. Энтропия как мера информации о системе. Закономерность эволюции на фоне всеобщего роста энтропии. Термодинамика жизни: добывание упорядоченности из окружающей среды.

Практическая работа № 6 (2 часа). Тепловые процессы. Основные уравнения молекулярно-кинетической теории идеальных газов. Энергия теплового движения.


Самостоятельная работа (6 часов).Темы для обсуждения: истоки современной физики, становление гелио-центрической системы, основные достижения классической физики. Важнейшие достижения физики ХХ века, иерархия структуры микро-, макро- и мегамира, развитие концепций материи движения, пространства и времени, современное представление концепции пространства – времени, симметрия пространства- времени, универсальность фундаментальных законов Ньютона, волновые и квантовые свойства света (экспресс-опрос на семинарском занятии).

Тема 9. Закономерности самоорганизации.

Принципы универсального эволюционизма.

Лекция № 8 (2 часа). Синергетика – теория самоорганизации. Междисциплинарный характер синергетики. Самоорганизация в природных и социальных системах как самопроизвольное возникновение упорядоченных неравновесных структур в силу объективных законов природы и общества. Примеры самоорганизации в простейших системах: ячейки Бенара, реакция Белоусова-Жаботинского, спиральные волны. Неравновесность и нелинейность системы как необходимые условия самоорганизации.

Практическая работа № 7 (2 часа). Закономерности развития микро-, макро- и мегамиров.

Самостоятельная работа (4 часа). Проблема самоорганизации материи. Критика гипотезы тепловой смерти Вселенной. Основы теории катастроф. Неравновесная термодинамика Пригожина и его идеи о развитии необратимых процессов. Порядок из хаоса. Диссипативные структуры. Точка бифуркации как момент кризиса, потери устойчивости. Синхронизация частей системы в процессе самоорганизации. Универсальный эволюционизм как научная программа современности, его принципы. (конспект по теме изучаемой дисциплины).


Тема 10. Химическая картина мира.

Лекция № 9 (2 часа). Химические системы. История химии до середины ХХ века. Химические металлы. Химический элемент. Отличия аналитической и структурной химии, неорганической и органической химии. Каталитическая химия. Эволюционная химия. Современные концепции химии.

Самостоятельная работа (6 часов). Периодический закон Менделеева и строение атома. Основные виды химической связи. Химические процессы. (коллоквиум).

Тема 11. Современные концепции биологии.

Лекция № 10 (2 часа). Эволюция живых систем. Эволюция, ее атрибуты: самопроизвольность, необратимость, направленность. Эволюционная теория Дарвина, ее основные положения. Генофонд. Борьба за существование. Синтетическая теория эволюции, ее основные положения. Биологические аспекты антропологии.

Практическая работа № 8 (2 часа). Происхождение жизни и сущность жизни. Основные отличия живого от неживого. Первичная атмосфера Земли. Голобиоз. Генобиоз. Исторические концепции происхождения жизни: креационизм, гипотеза пансмермии, биологическая эволюция, постоянное самозарождение, стационарное состояние.

Практическая работа № 9(2 часа). Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

Практическая работа № 10 (2 часа). Нуклеиновые кислоты и генетической код.

Тема 12. Биосфера и человек.

Лекция № 11 (2 часа). Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Экосистемы и биогеоценоз. Биотические структуры экосистем. Биоразнообразие как основа устойчивости живых организмов. Среда обитания и экологическая ниша.

Практическая работа № 11 (2 часа). Биосферный уровень организации материи.

Самостоятельная работа (8 часов). Антропогенез. Палеонтология. Приматы. Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Виды Homo. Характерные особенности человека. Возрастание роли социальных факторов. Неолитическая революция. Экологические последствия неолитической революции. Коэволюция. (письменный экспресс-опрос на практическом занятии).

Тема 13. Междисциплинарные направления современного естествознания.

Лекция № 12 (2 часа). От биосферы к ноосфере. Идеи В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Ноосфера – будущее человечества. Междисциплинарные антропологические науки. Основные черты и тенденции современной науки. Основные проблемы и тенденции развития естествознания. Проблемы постклассического естествознания. Современная космология. Концепции современной науки о Земле.


Практическая работа № 12 (2 часа). Эволюция биосферы.

Практическая работа № 13 (2 часа). Зарождение живой материи.

Самостоятельная работа (8 часов). Популяция, как минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, на протяжении эволюционно длительного времени населяющая определенное пространство, образующая самостоятельную генетическая систему и формирующая собственное экологическое гиперпространство. Численность. Плотность. Рождаемость, смертность. Структура популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции. Гомеостаз популяции. (доклад на семинарском занятиии).


Тема 14. Глобальный экологический кризис.

Лекция № 13 (2 часа). Экологические функции биосферы. Загрязнения окружающей среды. Индикаторы глобального экологического кризиса. Понятия ноосферы как этапа развития биосферы при разумном регулировании отношений человека и природы. Устойчивое развитие как компромисс между стремлением человечества удовлетворять свои потребности и необходимостью сохранения биосферы для будущих поколений.

Практическая работа № 14 (2 часа). Естественно – научные проблемы экологии. Среда обитания и экологические факторы. Безопасность в системе «Человек – среда обитания».

Самостоятельная работа (8 часов). Окружающая среда и здоровье человека. Загрязнения среды и возможные нарушения здоровья человека. Экология городов. Бытовые отходы городов и их утилизация. Город и здоровье человека. Способы снижения влияния города на здоровье человека. Роль зеленых насаждений в жизни городов. Туризм и окружающая среда (сообщение на практическом занятии).

Тема 15. Экология и здоровье человека.

Лекция № 14 (2 часа). Глобальная демографическая модель. Влияние ресурсов питания на численность популяции. Анализ рождаемости и смертности. Транспортные и торговые связи, материальные, миграционные и информационные потоки настолько велики, что определяют условия существования большинства народов. Линейные закон роста населения с постоянной скоростью. Экспоненциальная модель скорости роста человечества. Демографический переход, репродуктивная способность. Константа роста.

Практическая работа № 15 (2 часа). Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Самостоятельная работа (10 часов). Экология и здоровье человека. изменение климата. Разрушение стратосферного озона, утрата биологического разнообразия (ухудшение услуг некоторых экосистем). Опустынивание и деградация земель (продуктивность агросистем). Ухудшение качества вод (количество и безопасность воды) (доклад на семинарском занятии).

      1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Научные знания на Древнем Востоке.

  2. Античная наука.

  3. Материальная программа Пифагора- Платона.

  4. Атомистическая программа Левкиппа-Демокрита.

  5. Континуальная программа Аристотеля.

  6. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке.

  7. Открытия Коперника и Дж. Бруно – фундамент первой научной революции.

  8. Исаак Ньютон и завершение классической революции.

  9. Основные черты классической науки.

  10. Наука XVIII века.

  11. Наука XIX века.

  12. Новые открытия в физике, астрономии и космологии.

  13. Открытия в химии.

  14. Кризис классической физики.

  15. Первый и второй этапы Научной революции.

  16. Третий этап и итоги научной революции.

  17. Кризис современной науки. Постклассическая наука.

  18. Характеристика постклассической науки.

  19. Естественно - научная картина мира.

  20. Механическая картина мира.

  21. Электромагнитная картина мира.

  22. Становление современной физической картины мира.

  23. Динамические и статистические законы.