ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Эк. Идеи в Др. Греции. Эк. Проекты Аристотеля.
5. Русская эк. Мысль периода феодализма.
6. Истор. Усл. Зарожд. Мерк-ма. Первонач. Накопл. Кап-ла.
7. Меркантилизм: методология, сод-е и этапы.
8. Физиократы: методология. Анализ обществ. Пр-ва.
9. Зарождение кл. Политэк. Эк. Взгляды Петти.
10. Смит и его мировоззр-я, метод Смита.
11. Теор. Сист. Смита. Анализ ст-ти, цены и кап-ла.
12. Эк. Прогр. Смита. Теория доходов осн. Кл. Бурж. Общ-ва.
13. Эк. Проблемы пром-ного переворота. Эк. Взгляды Рикардо.
14. Эк. Программа рикардианства.
16. Эк., соц. Обоснование закона народонаселения Мальтуса.
17. Эволюция кл. Школы. Этапы и осн. Направления смены парадигмы.
18. Возн. Мелкобурж. Концепций. Проекты реф-я кап-ма Сисмонди и Прудона.
20. Методологич. Принципы марксизма. Осн. Проблемы «Капитала».
21. Марксистский анализ ст-ти, денег и цены.
22. Теория приб. Ст-ти: методы произ-ва. Этапы развития кап-ма в пром-ти.
23. Теория доходов осн. Кл. Бурж. Общ-ва Маркса.
24. Теория обществ. Вопр-ва Маркса. 2 том «Капитала».
25. Маржинальная рев-я: методология и этапы разв-я.
26. Матеем. Школа Фр., модель общего эк. Равновесия.
27. Австрийская школа. Теория пред. Пол-ти.
29. Систематизация осн. Понятий неокл. Школы.
30. Теория цены и ценообр-я. «Крест» Маршалла.
31. Теория изд-жек пр-ва Маршалла. Основы оптимиз. Из-жек пр-ва.
32. Кларк. Концепции статики и динамики. Теория пред. Произв-ти факторов пр-ва.
33. Методология институционализма. Учение о праздном классе и абсентеистской собств-ти Веблена.
34. Технократич. Теория Веблена. Программа соц. Контроля.
35. Теория инд. Общ-ва Гэлбрейта.
37. Теоретич. Обоснование нэПа Ленина.
38. Эк. Взгляды Туган-Барановского.
39. Основы макроэк. Анализа Кейнса.
40. Модель макроэк. Анализа Кейнса. Теория мультипликатора.
41. Теория регулируемого кап-ма Кейнса.
43. Соц. Рын. Хоз-во Ойкена и Эрхарда.
44. Неокл. Синтез Самуэльсона.
45. Теория несов. Конкуренции Чемберлина и Робинсон.
46. Монетаризм: методология и сод-е. Практич. Рекомендации.
47. Учение о кооперации Чаянова. Теория крестьянкого хоз-ва.
48. Большие циклы конъюнктуры Кондратьева.
49. Обоснование эк. Реформы ссср 60-х гг. (Косыгин).
50. Обосн. Эк. Реформ рф 90-х гг. Аспекты приватизации и перехода к рын. Эк-ке.
46. Монетаризм: методология и сод-е. Практич. Рекомендации.
Монетаризм – эк. теория (зародилась в 60-е гг.20 века), основанная на определяющей роли ден. массы, нах-ся в обращ-и, на осущ. политики стабилизации эк-ки. Основатель – Фридман. Количеств. теория денег: гл. регулятор обществ. жизни – ден. эмиссия, кол-во денег в обращ-и опр-ся автономно, скорость обращ-я денег жестко фиксирована, эмиссия денег стабильна, изм. кол-ва денег оказывает одинаковый и механич. эффект на цены всех товаров, исключается возм-сть воздействия ден. сферы на реальный процесс воспроизв-ва, нужно отказаться от краткоср. ден. политики. Осн. постулаты монетаризма: равновесные ценыи объемы пр-ва быстро реагируют на изм. ситуации, число гос-ных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюдж. рег-я), предоставл. полной информ. для форм-я ожидания сост. эк-ки субъектами эк. отношений, необходимость соверш. конкур., действующей на всех рынках. Вклад монетаризма: иссл-е мех-ма обр. возд-я ден. мира на товарный мир, ден. политики на развитие эк-ки. Практич. рекомендации: 1. Политика Центробанка должна ориент-ся на долгоср. перспективу, сокращая свое уч-е в акциях "быстрого реагирования". Фин. сист. не эффективна, т.к. дефицитное финанс-е расшатывает сист. Следует избрать курс на сокращ-е гос-ного участия в распред. и потр. ВНП. 2. Увелич. ден. массы надо проводить систематически, но постепенно. 3. Центральный банк должен взять на себя обяз-во не допускать колебаний ден. массы, поддерживать стаб. темп ее роста.
47. Учение о кооперации Чаянова. Теория крестьянкого хоз-ва.
В дореволюц. период в связи с быстрым ростом крестьянских кооперативов возникла школа, лидером кот. стал Александр Чаянов: «Орг-ция крестьянского хоз-ва» (1925), «Краткий курс кооперации» (1925). Гл. предметом иссл-я было семейно-трудовое крестьянское хоз-во, нацеленное на удовл. потр-тей семьи. Чаянов интересовался натурально-потребит. чертами этого хоз-ва, в меньшей мере инт. тов.-ден. чертами. Распростр. в советской лит-ре схеме «кулак – середняк- бедняк» он противоп. свою классифик.типов хоз-в: капиталистич., полутрудовые, зажиточные семейно-трудовые, бедняцкие семейно-тр., полупролетарские и пролетарские. Решение соц. противоречий – копер. коллективизация различных типов хоз-в и копер. кредит. Для повышения эффективности агр. сектора – массовое распростр. коопераций, ее антикапиталистич. и антибюррокр. содержание. Противник гос-ных кооперативов. Выгодность кооперации – низкие цены на пр-цию и доп. доход ее членов. Инд. кр. хоз-ва способны вести эф. обработку почвы и животноводство. Ост. виды деят-ти подлежат постепенному и добровольному кооперированию. В 1917 г. Чаянов выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собств-ть тр. крестьянства, введение тр. собств-ти на землю (без права купли-продажи участков), передача гос-ву помещичьих хоз-в и имений, введение единого с/х – налога для частичного изъятия диф. ренты. Противник уравнит. наделения крестьян землей. Критерий агр. переустр-ва – повышение произв-ти труда и демократизация распред. нац. дохода.
48. Большие циклы конъюнктуры Кондратьева.
Заслуга Кондратьева в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн). Он обосновал наличие наряду со среднеср. (8-11 лет) и короткими (3-4 года) продолжит. циклов (48-55 лет). Он осущ. статистич. иссл-е длительных циклов, показал взаимосвязь циклич. колебаний различной продолжит-ти, выявил факторы, лежащие в основе длит. конъюктур. Колебания – не случайность, а закономерность развития. Конц-я больших циклов позволяет представить общие законом-ти соц.-экон. развития. Переходы от одной фазы цикла к другой связаны с технич. переворотами и структ. преобр-ями эк-ки. В основе больших циклов лежат процессы, связанные с обновлением долговр. элементов осн. кап-ла (здания и т.д.), процессы, вызванные крупными переворотами в технике, созданием новых источников энергии, новых видов сырья, разработкой новых технологич. процессов. Обновление осн. капитальных благ требует много времени и затрат. Эти процессы протекают скачками, циклически. Закономерности больших циклов: хар-р, глубина среднеср. циклов зависят от того, как они накладываются на фазы большого цикла. Понижательная волна большого цикла порождает особую длительность средних торгово-пром-ных циклов, повышат. волна сглаживает различия. Кондратьев разработал теорию относит. динамики и конъюнктуры нар. хоз-ва, показал связь динамики цен с процессами возмещения и износа осн. кап-ла. Теория Кондратьева способствует изуч. кач-ных сдвигов в развитии эк-ки. Большие волны носят универсальный хар-р, охватывают как пр-во, так и др. сферы, напоминают о невозможности повторения пройденных этапов.
49. Обоснование эк. Реформы ссср 60-х гг. (Косыгин).
А.Н. Косыгин. Реформа затронула пром-ность, строительство, с/х. Реформа управления пром-тью была одобрена сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС. Замысел - обновить хоз-ный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие мат. стимулы, административное рег-ние дополнить эк-ким. Косыгин инициировал экспериментальные рын. новшества в хоз. деят-ти многих предприятий: частичный или полный переход на самофинансирование и хозрасчет; сочетание объемных (валовых) и кач-ных пок-лей в отраслевом планировании и соц.-эк-ком стимулировании; прямую зависимость новых капиталовлож. от их производств-ной эф-ти за предыдущий период (то есть от выхода товарной продукции на вложенный ранее рубль); приоритет ресурсосбережения и снижения фин. издержек, а не расточительства во имя перевыполнения сугубо количественных планов и т. п. Во второй половине 1960-х была осущ. реформа оптовых цен пром-ти. Рентабельность, предусм. в таких ценах, отныне учитывала, необходимость образования на пр-тиях фондов эк. стимулирования. Создавалась эк-кая, а не директивно-плановая основа для развития пром-ных отраслей. Фонды мат. поощрения и развития пр-ва предлагалось формировать не на директивной, а на нормативной основе, причем в прямой зависимости от фондообразующих пок-лей. Намечалось отказаться от планирования "сверху" фонда з/п - сперва в пром-ти, а затем и в др. отраслях. Но отказа от директивного планирования з/п политбюро ЦК не допустило.
50. Обосн. Эк. Реформ рф 90-х гг. Аспекты приватизации и перехода к рын. Эк-ке.
К середине 80-х годов эк-ка России оказалась в сост. кризиса. Замедление темпов эк. развития заставило искать выход. Гл. стержнем ускорения было изм. инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, опр-щие технич. прогресс, в первую очередь в машиностроение. Всё большее развитие стали получать бартерные сделки. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы стали отказываться продавать гос-ву пр-цию и искать пути натурального обмена с предприятиями. В ноябре 1991г новое российское прав-во заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала: а) либерализацию цен и з/п; б) проведение жесткой ден.-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля; в) приватизацию половины всех мелких и ср. предприятий; г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов эк. помощи др. странам; д) укрепление сист. соц. защиты. Конечными целями реформ являлись: эк-кое, социально- политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной эк-ки; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демокр. институтов; укрепление российской гос-венности. Осн. задачей программы явл. создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рын. эк-ки путем повышения эффективности бывших гос-ных и муниципальных предприятий. Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и хар-ра предприятий: малые предприятия должны продаваться через аукционы. Была необходима приватизация госпредприятий, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением части предприятий, кот. должны остаться в руках гос-ва (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.). Прав-во заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора госпредприятий. Правительственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распред-я доходов от приватизации. Некоторые средние и большинство крупных предприятий должны быть преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могли быть приватизированы, но для этого требовался обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их ос-ти (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая пром-ть, пр-во медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность). Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от безвозмездной передачи гос-ной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Для перехода к рын. отношениям были необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, кот. устанавливает правильное соотношение цен. В отраслях с естественной монополией свободу рын. поведения необходимо было ограничить, на смену ей должно было прийти гос-ное эк-кое управление. Именно на этой основе Прав-во России в октябре 1995г приняло решение о “замораживании” цен в отраслях - естественных монополистах - до конца года. “Замораживанию” подверглись цены на газ и электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности появился еще в конце 1990г. Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа малых предприятий.