ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.04.2024
Просмотров: 540
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные принципы телевидения
Глава 6. Синхронизация телевизионных приёмников
Глава 1. Основные принципы телевидения
1.1. Особенности передачи изображения.
1.2. Телевизионный сигнал и его характеристики
1.3. Структурная схема системы телевизионного вещания
Глава 2. Принципы передачи цветного изображения
2.1. Цвет и его характеристики.
2.2. Трёхмерное представление цвета.
2.3. Способы получения цветного изображения.
2.4. Принципы построения совместимых систем телевидения
Глава 3. Система цветного телевидения secam
3.1. Принципы построения системы secam
3.2. Предыскажения сигналов в системе secam
3.3. Основные параметры системы secam
3.4. Кодирующее устройство системы secam
3.5. Декодирующее устройство системы secam
3.6. Система цветовой синхронизации
3.7. Восстановление постоянной составляющей яркостного сигнала
Глава 4. Системы цветного телевидения ntsc и pal
4.1. Система цветного телевидения ntsc
4.2. Система цветного телевидения pal
Глава 5. Принципы построения телевизионных
5.1. Радиоканал телевизионного вещания
5.2. Радиосигнал телевизионного вещания
5.3. Частотные каналы телевизионного вещания
5.4. Стандарты телевизионного вещания
5.5. Функциональная схема радиоканала вещательного тв - приёмника
5.6. Разделение сигналов изображения и звукового сопровождения
5.7. Система автоматической подстройки частоты гетеродина
5.8. Система автоматической регулировки усиления (ару)
5.9. Канал звукового сопровождения
Глава 6. Синхронизация телевизионных
6.2. Принципы построения систем синхронизации
6.3. Сигналы синхронизации тв-приёмников
6.5. Система строчной синхронизации
6.6. Система кадровой синхронизации
Глава 7. Развёртывающие устройства
7.2. Особенности отклонения электронного луча в кинескопах
7.3. Устройство кадровой развёртки
7.4. Устройство строчной развёртки
7.5. Высоковольтные источники питания
Глава 8. Полный цветовой телевизионный
Глава 9. Спутниковое телевидение
9.1. Принципы построения спутниковых систем
9.2. Основные функции спутников-ретрансляторов телевизионного
9. 3. Приёмные спутниковые антенны
9.4. Принципы построения индивидуальных радиоприёмных
(Добавить со стр.222 – 223 в.И. Лузин и др.)
Глава 10. Цифровое телевидение
10.2. Цифровое представление электрических сигналов.
Другими словами, частота дискретизации
10.4. Стандарт сжатия движущихся изображений mpeg-2
10.5. Принципы кодирования изображений
10.6. Компенсация движения и дискретно-косинусное преобразование
10.7. Профили и уровни стандарта mpeg-2
Нормы стандарта МРЕG-2 для кодирования ТВ-сигнала образуют семейство систем с упорядоченными свойствами унифицированности и совместимости. Каждому семейству систем соответствуют различные сочетания параметров кодированного сигнала. Такие группы параметров, объединяющие показатели качества сжатого сигнала и требуемых скоростей передачи, получили название профилей и уровней МРЕG-2.
Профиль – это определённый поднабор полного синтаксиса МРЕG-2, или инструментальный набор (например, формат цветовой дискретизации 4:2:2; использование только I/P-кадров при предсказании; дискретно-косинусное преобразование – ДКП).
Каждый более высокий профиль является более сложным и последовательно добавляет дополнительные возможности к предыдущему профилю. Однако для пользователя это улучшение качества влечёт определённую плату за сложность декодера.
Каждый профиль МРЕG-2 предлагает набор инструментальных средств для сжатия, которые все вместе составляют определённую систему кодирования.
Простой профиль – это профиль, в котором используется наименьшее число функциональных операций по компрессии видеоданных. В нём при компрессии используется компенсация движения изображения и гибридное дискретно-косинусное преобразование.
Основной профиль содержит все инструментальные средства простого профиля плюс ещё одно, называемое двунаправленным предсказанием. Для той же самой скорости передачи он обеспечивает максимальное качество по сравнению с простым профилем, но требует больших аппаратных затрат. Декодер основного профиля декодирует изображения, кодированные с параметрами основного и простого профилей. Аналогично обратная совместимость имеет место для всех профилей.
Масштабируемые профили добавляют инструментальные средства, которые позволяют улучшать или шумовые параметры (масштабируемость по соотношению сигнал/шум), или разрешающую способность (пространственная масштабируемость) за счёт обмена одних показателей на другие. Основной смысл этого профиля – повышение устойчивости цифрового телевидения и сохранение работоспособности при неблагоприятных условиях приёма. Операция масштабирования позволяет в рассматриваемом случае повысить устойчивость системы за счёт некоторого снижения требований к допустимому уровню отношения сигнал/шум в воспроизводимом ТВ-изображении.
При масштабировании поток видеоданных разделяют на две части. Одна из них несёт наиболее значимую часть информации – её называют основным сигналом. Вторую часть, несущую менее значимую информацию, называют дополнительным сигналом. Декодирование только одного основного сигнала позволяет получить ТВ-изображение с пониженным отношением синал/шум. Одновременное декодирование основного и дополнительного сигналов повышает отношение сигнал/шум до исходного значения. Помехоустойчивое кодирование требует введения дополнительных бит, что увеличивает общий поток информации. Задача упрощается, когда более мощная защита применяется только к части информации и тем самым соблюдается баланс между уровнем потока видеоданных и степенью их защиты. При неблагоприятных условиях приёма (например, при низкой напряжённости электромагнитного поля, при приёме на комнатную антенну и т.п.) сохраняется возможность устойчивого декодирования более защищённого основного сигнала, а неустойчиво воспринимаемый дополнительный сигнал просто отключается. Это ведёт к некоторому росту уровня шума, зато система остается работоспособной.
Высокий профиль включает все инструментальные средства более низких профилей плюс способность одновременного кодирования цветоразностных сигналов.
Профессиональный профиль является разновидностью высокого профиля и специально предназначен для оптимизации видеомонтажных операций в студийных центрах за счёт сокращения времени задержки из-за прохождения больших групп кадров.
Характеристики профилей МРЕG-2 приведены в табл.10.2.
Таблица 10.2.
Характеристики профилей МРЕG-2
Профиль |
Характеристика |
Формат цветовой дискретизации |
Простой |
Без двунаправленных кадров |
Только 4:2:0 |
Основной |
Без масштабируемости |
Только 4:2:0 |
Масштабируемый по соотношению сигнал/шум |
Масштабируемый по соотношению сигнал/шум |
Только 4:2:0 |
Пространственно- -масштабируемый |
Пространственно- -масштабируемый |
Только 4:2:0 |
Высокий 4:2:2 (профессиональный 4:2:2) |
Масштабируемый в пространстве и времени |
4:2:2 и 4:2:0 |
Уровень – это определённый набор ограничений, накладываемых на параметры сигнала изображения и соответствующего ему передаваемого потока битов в пределах конкретного профиля (например, максимальный размер изображения, частота кадров, максимальная скорость битов, максимальный размер буфера декодера). Уровни связаны с исходным форматом сигнала изображения, обеспечивая ряд значений его потенциального качества – от низкой (ограниченной) чёткости до высокой чёткости.
Низкий уровень определяет формат изображения, составляющий четверть обычного формата, определённого рекомендацией МСЭ (Международного Союза Электросвязи). Низкому уровню соответствует новый класс качества ТВ-изображения, которое вводится в стандарте MPEG-2, – телевидение ограниченной чёткости. В этом случае в кадре ТВ-изображения содержится 288 активных строк (в два раза меньше, чем в телевидении обычной чёткости)
на 352 отсчёта в строке.
Основной уровень соответствует формату кадра 576 активных строк на 720 отсчётов в строке. Это соответствует кодированию сигналов телевидения обычной чёткости.
Высокий-1440 уровень имеет формат высокой чёткости с 1440 отсчётами в строке.
Высокий уровень имеет формат высокой чёткости с 1920 отсчётами в строке.
В обоих «высоких» уровнях кадр ТВ-изображения содержит 1152 активные строки (вдвое больше, чем в телевидении обычной чёткости).
Численные характеристики уровней MPEG-2 приведены в табл.10.3.
Таблица 10.3.
Численные характеристики уровней MPEG-2
Уровень |
Формат кадра |
Скорость битов в потоке на выходе кодера, не более Мбит/с |
Низкий |
352 × 288 |
4 |
Основной |
720 × 576 |
15 |
Высокий -1440 |
1440 × 1152 |
60 |
Высокий |
1920 × 1152 |
80 |
Комплект инструментальных средств МРЕG-2 принято подразделять на ряд комбинаций (согласованных точек) профилей и уровней. В настоящее время в стандарте МРЕG-2 пять профилей и четыре уровня. Качество изображения и сложность его обработки характеризуются сочетанием профиля и уровня, что обычно отражается в виде таблицы (табл.10.4).
Таблица 10.4.
Профили и уровни стандарта МРЕG-2
Уровни |
Простой (SP) (основной без В-кадров) 4:2:0 |
Основной (МР) (В-кадры) 4:2:0 |
Масштаби- руемый по с/ш (SNR) 4:2:0 |
Простран- ственно масштабируемый (Spatial) 4:2:0 |
Профессиональный (НР) 4:2:2 |
Высокий (HL) 1920×1152 |
× |
80 Мбит/с |
× |
× |
100 Мбит/с |
Высокий- -1440 (H-14) 1440×1152 |
× |
60 Мбит/с |
60 Мбит/с |
60 Мбит/с |
80 Мбит/с |
Основной (МL) 720×576 |
15 Мбит/с |
15 Мбит/с |
15 Мбит/с |
15 Мбит/с |
20 Мбит/с |
Низкий (LL) 352×288 |
× |
15 Мбит/с |
4 Мбит/с |
4 Мбит/с |
× |
Примечание: × - недопустимая комбинация.
Форматы цветовой дискретизации.
Известно, что телевизионный цветовой сигнал изображения представляет собой совокупность сигнала яркости ЕY и двух цветоразностных сигналов
ЕR – Y и EB – Y . (В международной системе стандартизации эти сигналы обозначаются соответственно Y,U и V). Вариации их значений допускают 256 градаций (от 0 до 255 для Y, и от –128 до +127 для каждого сигнала U и V), что в двоичном исчислении соответствует 8 битам, или 1 байту. Теоретически каждый элемент кадра имеет собственные значения YUV, т.е. требует для представления в виде электрического сигнала трёх байт. Такое представление, когда и сигналы яркости, и сигналы цветности имеют равное число независимых значений, обычно обозначают как 4:4:4. Однако зрительная система человека менее чувствительна к цветовым пространственным изменениям, чем к яркостным. Установлено, что без видимой потери качества число цветовых отсчётов в каждой строке можно уменьшить вдвое. Именно такое представление, обозначаемое как 4:2:2, было принято в вещательном телевидении. При этом для передачи полного значения телевизионного сигнала изображения в каждом отсчёте кадра вполне достаточно 2 байт (если делать отсчёты независимых значений сигналов U и V поочерёдно). Более того, для целей потребительского видео признано допустимым уменьшение вдвое и вертикального цветового разрешения, т.е. перейти к представлению 4:2:0. Это уменьшает приведенное число байт на отсчёт одного кадра до 1,5.