ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Под самостоятельной исследовательской работой учащихся можно понимать форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся можно и правомерно будет определить в сопоставлении данных литературных первоисточников, их творческом анализе, произведенных на его основе выводах, а также к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как научный, аппарат исследования, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет.
От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Учащимся самостоятельная исследовательская работа дает:
1) навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение;
2) выбор аспектов рассмотрения предмета исследования;
3) распределение этих аспектов по мере убывания или возрастания их значения и важности;
4) анализ большого числа однородных элементов;
5) умение делать обобщение и выводы;
6) опыт письменного изложения результатов исследования.
Литература
1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ / С.Д.Абдурахманов. -М., 1990.
2. Браверманн Э.М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания. // Физика в школе. - 2006. - № 1. - С. 21.
3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К.Буряк. - М., 1984.
4. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. // Математика в школе. - 2004. - № 8. - С. 10.
5. Врыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. / Е.Врыкова // На-родное образование. - 2000. - № 9. - С. 188 - 190.
6. Дахин А.Н. Шестиклассникам - навыки научного исследования. // математика в школе. - 2003. -№ З.-С. 75.
7. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. / Учебно-методическое пособие. - М.: Изда-тельство Мысль, 1985.
8. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Леонтович // Завуч. - 2001. - № 1.
9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогиче¬ской технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10.
10. Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности уча¬щихся. / А.Обухов // Народное образование. - 2002. - № 2. - С. 65-69.
11. Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания. // Физика в школе. - 2002. - № 4. - С. 27.
12. Охтеменко О.В. Исследовательские задания на уроках алгебры. // Математика в школе. - 2003. -№2.-С. 22.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. / П.И.Пидкасистый, Коротяев В.И. -М., 1978.
14. Прояненкова Л.А. Деятельностный подход в обучении физике. // Физика в школе. - 2005. - № 1.-С. 34.
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.
1 Протоколы и заполненные анкеты обязательно прилагаются к отчету.