Файл: задание по педагогике и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание по педагогике (5 курс)

1 вариант

«Специфика профессиональной деятельности учителя математики (физики, информатики)»

Выявить специфику деятельности учителя математики (физики, информати­ки):

  • изучить цели и содержание математического (физического) образования в школе,

  • изучить систему методов и средств обучения математике (физике, информа­тике), используемых в современной школе, выявить их специфику и эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)1 выявить принципы их выбора,

  • представить содержание основных структурных компонентов профессио­нальной деятельности учителя математики (физики, информатики), определяющее специфику его профессиональной деятельности.

Существует два аспекта рассмотрения структуры педагогической дельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности:

а) цель деятельности;

б) средства достижения цели;

в) объект педагогического воздействия (учащиеся), другие объекты (содержание, учебный про­цесс и т. д.);

г) субъект педагогической деятельности (учащиеся, сам учитель);

д) результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности

а) мотивационный компонент, — это то, что движет работой учителя:

  • мотивы долга, самовыражения, вынужденности;

  • мотивы желания передать знания в готовом виде (по учебнику);

  • стремление вызвать интерес у учащихся к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой деятельности и т. д.

б) содержательный компонент — необходимые в педагогической деятельности знания:

  • предмета;

  • психологии учащихся, их индивидуальных особенностей

  • педагогических закономерностей;

  • методики преподавания предмета и пр.

в) операционный компонент — это необходимые для достижения цели педагогические умения:

  • гностические;

  • проектировочные;

  • конструктивные;

  • коммуникативные;

  • организаторские.

Н. В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.


Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельно­сти! учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.

Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совмест­ной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.

Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. Он относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетру­довым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он пред­ставил конструктивный компонент как взаимосвязь аналитической, прогностической и проектив­ной функций, а организаторский компонент педагогической деятельности как единство информа­ционной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой спе­циальности.

Литература:

  1. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.

  2. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. - М., 1965.

  3. Капкаева Л .С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике // Математи­ка в школе. - 2004. - № 7. - С. 27.

  4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д., 1997.

  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

  6. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. - Елец, 2005.

  7. Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

  8. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

  9. Мордовина Е.Е. К вопросу реализации логической составляющей образовательной области «Математика» // Математика в школе. - 2005. - № 9. - С. 56.

  10. Пускин Л.Ф. Система работы педагога // Открытая школа - 1998 - № 5.

  11. Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики. // Физика в школе. - 2003. - № 7. - С. 61.

  12. Саранцев Г.И. Гуманитаризация математического образования и его состояние сегодня // Ма­тематика в школе. - 2006. - № 4. - С. 57.

  13. Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя / И.Б.Сенновский // Педагогика. - 2004.-№2.-С. 48-54.

  14. Сердитых З.Н. Физика и методы научного познания. // Физика в школе. - 2005. - № 8. - С. 25.

  15. Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя // Нар. обр. - 1999 - № 1-2.

  16. Спичак С. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Нар. обр. - 1993 - № 2.

  17. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В.Торхова // Педагогика - 2003. -№ 6.-С. 52-60.

  18. Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики. // Математика в школе. - 2006. - № 6, 7.-С. 2.


2 Вариант

«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»

Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (фи­зике, информатике):

  • изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности уча­щихся;

  • эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процес­се их обучения математике (физике);

  • разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;

  • по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащи­мися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.

Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способно­стей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретае­мых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учи­теля и школы в целом.

Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вы­рабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке мето­дики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.

Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегча­ется при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской дея­тельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.

Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.


Самостоятельные исследовательские работы школьников - лишь первый шаг в науке, а на­стоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.

Под самостоятельной исследовательской работой учащихся можно понимать форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой, исследователь­ской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, ха­рактерных для научного исследования.

Сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся можно и правомер­но будет определить в сопоставлении данных литературных первоисточников, их творческом ана­лизе, произведенных на его основе выводах, а также к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как научный, аппарат исследования, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вы­текающие из него выводы.

Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мас­терских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащие­ся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет.

От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Учащимся самостоятельная исследовательская работа дает:

  1. навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расши­рение;

  2. выбор аспектов рассмотрения предмета исследования;

  3. распределение этих аспектов по мере убывания или возрастания их значения и важности;

  4. анализ большого числа однородных элементов;

  5. умение делать обобщение и выводы;

  6. опыт письменного изложения результатов исследования.

Литература

    1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ / С.Д.Абдурахманов. -М., 1990.

    2. Браверманн Э.М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания. // Физика в школе. - 2006. - № 1. - С. 21.

    3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К.Буряк. - М., 1984.

    4. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. // Математика в школе. - 2004. - № 8. - С. 10.

    5. Врыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. / Е.Врыкова // На­родное образование. - 2000. - № 9. - С. 188 - 190.

    6. Дахин А.Н. Шестиклассникам - навыки научного исследования. // математика в школе. - 2003. -№ З.-С. 75.

    7. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. / Учебно-методическое пособие. - М.: Изда­тельство Мысль, 1985.

    8. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Леонтович // Завуч. - 2001. - № 1.

    9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогиче­ской технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10.

    10. Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности уча­щихся. / А.Обухов // Народное образование. - 2002. - № 2. - С. 65-69.

    11. Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания. // Физика в школе. - 2002. - № 4. - С. 27.

    12. Охтеменко О.В. Исследовательские задания на уроках алгебры. // Математика в школе. - 2003. -№2.-С. 22.

    13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. / П.И.Пидкасистый, Коротяев В.И. -М., 1978.

    14. Прояненкова Л.А. Деятельностный подход в обучении физике. // Физика в школе. - 2005. - № 1.-С. 34.

    15. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.


ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ 2.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ.

ТЕМА: «Диагностика взаимоотношений в классном коллективе».

Цель: Овладение психологическими методиками изучения классного коллектива.

Задачи:

    1. Изучение социально-психологической структуры класса.

    2. Выявление ролевых отношений в изучаемом коллективе.

    3. Анализ имеющихся групповых норм в классе.

    4. Составление психологической характеристики класса по результатам проведенных психологических методик.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

      1. Провести диагностику в школьном классе по предложенные методикам.

      2. Составить отчет о проведенном исследовании, в котором предоставить 'информацию о социально-психологической структуре класса, о ролевых отношениях в классе, об имеющихся в нем групповых нормах. Предложить возможные варианты коррекции групповых взаимоотношений.

      3. К отчету должны быть приложены протоколы исследования.

ОПИСАНИЕ КОНКРЕТНЫХ МЕТОДИК