ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Задание по педагогике (5 курс)
1 вариант
«Специфика профессиональной деятельности учителя математики (физики, информатики)»
Выявить специфику деятельности учителя математики (физики, информатики):
-
изучить цели и содержание математического (физического) образования в школе,
-
изучить систему методов и средств обучения математике (физике, информатике), используемых в современной школе, выявить их специфику и эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)1 выявить принципы их выбора,
-
представить содержание основных структурных компонентов профессиональной деятельности учителя математики (физики, информатики), определяющее специфику его профессиональной деятельности.
Существует два аспекта рассмотрения структуры педагогической дельности: внешний и внутренний.
Внешние компоненты педагогической деятельности:
а) цель деятельности;
б) средства достижения цели;
в) объект педагогического воздействия (учащиеся), другие объекты (содержание, учебный процесс и т. д.);
г) субъект педагогической деятельности (учащиеся, сам учитель);
д) результат педагогической деятельности.
Внутренние компоненты педагогической деятельности
а) мотивационный компонент, — это то, что движет работой учителя:
-
мотивы долга, самовыражения, вынужденности;
-
мотивы желания передать знания в готовом виде (по учебнику);
-
стремление вызвать интерес у учащихся к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой деятельности и т. д.
б) содержательный компонент — необходимые в педагогической деятельности знания:
-
предмета;
-
психологии учащихся, их индивидуальных особенностей
-
педагогических закономерностей;
-
методики преподавания предмета и пр.
в) операционный компонент — это необходимые для достижения цели педагогические умения:
-
гностические;
-
проектировочные;
-
конструктивные;
-
коммуникативные;
-
организаторские.
Н. В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности! учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.
Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.
Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. Он относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил конструктивный компонент как взаимосвязь аналитической, прогностической и проективной функций, а организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Литература:
-
Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.
-
Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. - М., 1965.
-
Капкаева Л .С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике // Математика в школе. - 2004. - № 7. - С. 27.
-
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д., 1997.
-
Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
-
Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. - Елец, 2005.
-
Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
-
Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
-
Мордовина Е.Е. К вопросу реализации логической составляющей образовательной области «Математика» // Математика в школе. - 2005. - № 9. - С. 56.
-
Пускин Л.Ф. Система работы педагога // Открытая школа - 1998 - № 5.
-
Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики. // Физика в школе. - 2003. - № 7. - С. 61.
-
Саранцев Г.И. Гуманитаризация математического образования и его состояние сегодня // Математика в школе. - 2006. - № 4. - С. 57.
-
Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя / И.Б.Сенновский // Педагогика. - 2004.-№2.-С. 48-54.
-
Сердитых З.Н. Физика и методы научного познания. // Физика в школе. - 2005. - № 8. - С. 25.
-
Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя // Нар. обр. - 1999 - № 1-2.
-
Спичак С. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Нар. обр. - 1993 - № 2.
-
Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В.Торхова // Педагогика - 2003. -№ 6.-С. 52-60.
-
Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики. // Математика в школе. - 2006. - № 6, 7.-С. 2.
2 Вариант
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»
Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике, информатике):
-
изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
-
эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике);
-
разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;
-
по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащимися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.
Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.
Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке методики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.
Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.
Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Самостоятельные исследовательские работы школьников - лишь первый шаг в науке, а настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.
Под самостоятельной исследовательской работой учащихся можно понимать форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся можно и правомерно будет определить в сопоставлении данных литературных первоисточников, их творческом анализе, произведенных на его основе выводах, а также к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как научный, аппарат исследования, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет.
От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Учащимся самостоятельная исследовательская работа дает:
-
навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение;
-
выбор аспектов рассмотрения предмета исследования;
-
распределение этих аспектов по мере убывания или возрастания их значения и важности;
-
анализ большого числа однородных элементов;
-
умение делать обобщение и выводы;
-
опыт письменного изложения результатов исследования.
Литература
-
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ / С.Д.Абдурахманов. -М., 1990.
-
Браверманн Э.М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания. // Физика в школе. - 2006. - № 1. - С. 21.
-
Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К.Буряк. - М., 1984.
-
Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. // Математика в школе. - 2004. - № 8. - С. 10.
-
Врыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. / Е.Врыкова // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 188 - 190.
-
Дахин А.Н. Шестиклассникам - навыки научного исследования. // математика в школе. - 2003. -№ З.-С. 75.
-
Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. / Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Мысль, 1985.
-
Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Леонтович // Завуч. - 2001. - № 1.
-
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10.
-
Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся. / А.Обухов // Народное образование. - 2002. - № 2. - С. 65-69.
-
Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания. // Физика в школе. - 2002. - № 4. - С. 27.
-
Охтеменко О.В. Исследовательские задания на уроках алгебры. // Математика в школе. - 2003. -№2.-С. 22.
-
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. / П.И.Пидкасистый, Коротяев В.И. -М., 1978.
-
Прояненкова Л.А. Деятельностный подход в обучении физике. // Физика в школе. - 2005. - № 1.-С. 34.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.
ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ №2.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ.
ТЕМА: «Диагностика взаимоотношений в классном коллективе».
Цель: Овладение психологическими методиками изучения классного коллектива.
Задачи:
-
Изучение социально-психологической структуры класса.
-
Выявление ролевых отношений в изучаемом коллективе.
-
Анализ имеющихся групповых норм в классе.
-
Составление психологической характеристики класса по результатам проведенных психологических методик.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
-
Провести диагностику в школьном классе по предложенные методикам.
-
Составить отчет о проведенном исследовании, в котором предоставить 'информацию о социально-психологической структуре класса, о ролевых отношениях в классе, об имеющихся в нем групповых нормах. Предложить возможные варианты коррекции групповых взаимоотношений.
-
К отчету должны быть приложены протоколы исследования.
ОПИСАНИЕ КОНКРЕТНЫХ МЕТОДИК