ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Методика № 1.
Социометрия.
Цель: исследование структуры взаимоотношений в классе.
Инструкция: Учащимся предлагается ответить письменно на следующий вопрос:
«С кем из своих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?»
Обработка результатов: При проведении социометрии необходимо соблюсти ряд условий:
1:Нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом.
2.Для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих. Результаты представить в виде таблицы (социометрической матрицы) социограммы.
вертикали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Заполнение матрицы начинается 'с внесения в нее выборов сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал проставляются крестики. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов. Число выборов полученных каждым человеком, является критерием оценки положения его в системе личностных отношений.
Ученики, которые получили наибольшее количество выборов (крестиков) , пользуются наибольшей популярностью и симпатией, их именуют «звездами». Если ученик получил среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа, то к категории «принимаемых». Если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», (См. пример таблицы) .
Ф.И. 0. |
Иванов |
Петров |
Сидоров |
|
1. Иванов |
|
X |
|
|
2. Петров |
|
|
X |
|
3. Сидоров |
|
X |
|
|
4. ... |
|
|
|
|
Количество выборов |
(не выбрал никто) |
2 (выбрало два человека) |
1 (выбрал один человек) |
|
Примечание: по' горизонтали пишутся фамилии тех, -кто выбирает, по вертикали указываются выбираемые. Пример социограммы:
Девочки Мальчики
односторонний выбор
<—> взаимный выбор
Заполнение социограммы:
Учащихся класса обозначить условными знаками приведенными выше (в треугольниках и кружках поставить порядковый номер ученика по списку). Расположить условные обозначения в соответствии с категориями («звезды», «предпочитаемые», «принимаемые» и «изолированные») по зонам сопрограммы. Стрелками обозначить односторонние и взаимные выборы учеников.
Анализ результатов:
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
-
Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
-
Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
-
Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
-
Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты) .
Указать, кто в классе занимает какую позицию, выделить «звезд» и «изолированных». Назвать ребят, сделавших взаимные | выборы.
Методика № 2.
Выбор роли.
Цель: выявление ролевых отношений в коллективе Инструкция: «Пожалуйста, назови, кому какая роль .в классе соответствует в данном списке. Может быть одну роль играют несколько человек, а какую-то - никто».
СПИСОК РОЛЕЙ (для младших школьников) :
-
Разведчик (находчивый, не боится трудностей)
-
Айболит (человек, который в трудную минуту приходит на
помощь)
-
Хулиган (дерется, обижает слабых)
-
Принцесса (красивая девочка, знающая себе цену)
-
Незнайка (не хочет учиться, но думает, что все знает)
-
Рядовой солдат (умеет подчиняться и выполнять команды)
-
Лежебока (ленивый)
-
Добрая фея (добрая, разумная девочка)
-
Знайка (много знает)
-
Добрый дух (добрый и справедливый мальчик)
-
Плакса (плаксивый и обидчивый)
-
Командир (любит командовать)
-
Злая фея (вредная, злая девочка)
-
Учительница, учитель (любит объяснять)
-
Хвастун (врунишка)
-
Принц (красивый мальчик, знающий себе цену)
-
Волшебник (выдумщик)
-
Ябеда
-
Скоморох (весельчак)
-
Новцй русский (зазнайка)
-
Колдун (всем желает зла)
СПИСОК РОЛЕЙ (для подростков и старших школьников):
-
Самый лучший ученик
-
Самый любимый ученик у учителя
-
Организатор
-
Культурный
-
Спокойный
-
Охотно помогает другим
-
Компанейский
-
Веселый
-
Добродушный
-
Сочувствующий другим
-
Любитель ссор
-
Старается быть в хороших отношениях с учителем
-
Ни с кем не дружит
-
Плачет по пустякам
-
Робкий
-
Невежливый в отношениях с учителем
-
Любящий дразнить других
-
Считает, что всегда прав
-
Легко впадает в гнев
-
Самый начитанный
-
Сквернослов
Обработка результатов: Каждому испытуемому зачитывается или выдается список ролей. Выбор учащихся фиксируется в протоколе. Результаты могут быть представлены в виде таблицы. Укажите, кто из учеников, по мнению одноклассников, в наибольшей степени соответствует той или иной роли. Какие роли отсутствуют в классе, а каких ролей много.
Методика №3
Нормы класса. ЩШШ выявление групповых норм в классе. Инструкция: «Из предложенных норм выберите те, которые наиболее характерны для взаимоотношений в вашем классе, а • затем те, которые являются менее характерными, и, наконец, те, которые мало характерны или совсем не характерны для вашего класса».
НОРМЫ КЛАССА:
-
Один за всех и все за одного
-
Учеба - это достойный способ завоевать авторитет Одноклассников
-
Учеба - это достойный способ завоевать авторитет учителей
-
Шпаргалка - это хороший способ получить хорошую отметку, нет ничего зазорного в пользовании шпаргалкой
-
Ангина - это дополнительные каникулы
-
Ангина - это потеря времени, в течение которого можно было бы получить дополнительные знания
-
Без муки нет науки
-
Учить надо только то, что интересно
-
Сам погибай, а товарища выручай
-
Лучший товарищ тот, кто дает списать контрольную
-
Хороший товарищ не будет давать списывать контрольную
-
Дружить в классе нужно не со всеми
Обработка результатов: При проведении данной методики необходимо написать каждую норму в отдельной карточке. Испытуемые должны разложить их на три группы^ по предложенным выше основаниям. Результаты заносятся в протокол и анализируются. Определяются те нормы, которые принимаются большинством учеников данного класса и те, которые ими отвергаются.
2 Вариант
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»
Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике, информатике):
- изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
- эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике);
- разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;
- по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащимися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.
Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.
Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке методики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.
Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.
Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Самостоятельные исследовательские работы школьников - лишь первый шаг в науке, а настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.