Файл: задание по педагогике и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика № 1.

Социометрия.

Цель: исследование структуры взаимоотношений в классе.

Инструкция: Учащимся предлагается ответить письменно на следующий вопрос:

«С кем из своих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?»

Обработка результатов: При проведении социометрии необходимо соблюсти ряд условий:

1:Нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом.

2.Для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих. Результаты представить в виде таблицы (социометрической матрицы) социограммы.

вертикали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Заполнение матрицы начинается 'с внесения в нее выборов сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал проставляются крестики. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов. Число выборов полученных каждым человеком, является критерием оценки положения его в системе личностных отношений.

Ученики, которые получили наибольшее количество выборов (крестиков) , пользуются наибольшей популярностью и симпатией, их именуют «звездами». Если ученик получил среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа, то к категории «принимаемых». Если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», (См. пример таблицы) .

Ф.И. 0.

Иванов

Петров

Сидоров

1. Иванов

X

2. Петров

X

3. Сидоров

X

4. ...

Количество выборов

(не выбрал никто)

2

(выбрало два человека)

1

(выбрал один человек)


Примечание: по' горизонтали пишутся фамилии тех, -кто выбирает, по вертикали указываются выбираемые. Пример социограммы:

Девочки Мальчики

 односторонний выбор

<—> взаимный выбор


Заполнение социограммы:

Учащихся класса обозначить условными знаками приведенными выше (в треугольниках и кружках поставить порядковый номер ученика по списку). Расположить условные обозначения в соответствии с категориями («звезды», «предпочитаемые», «принимаемые» и «изолированные») по зонам сопрограммы. Стрелками обозначить односторонние и взаимные выборы учеников.

Анализ результатов:

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

        1. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

        2. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

        3. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

        4. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты) .

Указать, кто в классе занимает какую позицию, выделить «звезд» и «изолированных». Назвать ребят, сделавших взаимные | выборы.


Методика № 2.

Выбор роли.

Цель: выявление ролевых отношений в коллективе Инструкция: «Пожалуйста, назови, кому какая роль .в классе соответствует в данном списке. Может быть одну роль играют несколько человек, а какую-то - никто».

СПИСОК РОЛЕЙ (для младших школьников) :

  • Разведчик (находчивый, не боится трудностей)

  • Айболит (человек, который в трудную минуту приходит на

помощь)

  • Хулиган (дерется, обижает слабых)

  • Принцесса (красивая девочка, знающая себе цену)

  • Незнайка (не хочет учиться, но думает, что все знает)

  • Рядовой солдат (умеет подчиняться и выполнять команды)

  • Лежебока (ленивый)

  • Добрая фея (добрая, разумная девочка)

  • Знайка (много знает)

  • Добрый дух (добрый и справедливый мальчик)

  • Плакса (плаксивый и обидчивый)

  • Командир (любит командовать)

  • Злая фея (вредная, злая девочка)

  • Учительница, учитель (любит объяснять)

  • Хвастун (врунишка)

  • Принц (красивый мальчик, знающий себе цену)

  • Волшебник (выдумщик)

  • Ябеда

  • Скоморох (весельчак)

  • Новцй русский (зазнайка)

  • Колдун (всем желает зла)

СПИСОК РОЛЕЙ (для подростков и старших школьников):

  • Самый лучший ученик

  • Самый любимый ученик у учителя

  • Организатор

  • Культурный

  • Спокойный

  • Охотно помогает другим

  • Компанейский

  • Веселый

  • Добродушный

  • Сочувствующий другим

  • Любитель ссор

  • Старается быть в хороших отношениях с учителем

  • Ни с кем не дружит

  • Плачет по пустякам

  • Робкий

  • Невежливый в отношениях с учителем

  • Любящий дразнить других

  • Считает, что всегда прав

  • Легко впадает в гнев

  • Самый начитанный

  • Сквернослов

Обработка результатов: Каждому испытуемому зачитывается или выдается список ролей. Выбор учащихся фиксируется в протоколе. Результаты могут быть представлены в виде таблицы. Укажите, кто из учеников, по мнению одноклассников, в наибольшей степени соответствует той или иной роли. Какие роли отсутствуют в классе, а каких ролей много.

Методика №3

Нормы класса. ЩШШ выявление групповых норм в классе. Инструкция: «Из предложенных норм выберите те, которые наиболее характерны для взаимоотношений в вашем классе, а • затем те, которые являются менее характерными, и, наконец, те, которые мало характерны или совсем не характерны для вашего класса».


НОРМЫ КЛАССА:

  • Один за всех и все за одного

  • Учеба - это достойный способ завоевать авторитет Одноклассников

  • Учеба - это достойный способ завоевать авторитет учителей

  • Шпаргалка - это хороший способ получить хорошую отметку, нет ничего зазорного в пользовании шпаргалкой

  • Ангина - это дополнительные каникулы

  • Ангина - это потеря времени, в течение которого можно было бы получить дополнительные знания

  • Без муки нет науки

  • Учить надо только то, что интересно

  • Сам погибай, а товарища выручай

  • Лучший товарищ тот, кто дает списать контрольную

  • Хороший товарищ не будет давать списывать контрольную

  • Дружить в классе нужно не со всеми

Обработка результатов: При проведении данной методики необходимо написать каждую норму в отдельной карточке. Испытуемые должны разложить их на три группы^ по предложенным выше основаниям. Результаты заносятся в протокол и анализируются. Определяются те нормы, которые принимаются большинством учеников данного класса и те, которые ими отвергаются.


2 Вариант

«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»

Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике, информатике):

- изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

- эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике);

- разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;

- по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащимися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.

Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.

Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке методики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.

Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.

Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

Самостоятельные исследовательские работы школьников - лишь первый шаг в науке, а настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.