ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. Индексы Задание 3

Таблица 5. Исходные данные для расчета индексов

Вид продукции

Объем реализации, шт.

Цена единицы, руб.

В базисном периоде

В отчетном периоде

В базисном периоде

В отчетном периоде

А

400

600

95

90

Б

900

1000

45

47

В

700

800

32

40

Г

1000

800

20

24

Д

120

160

84

80

Е

200

300

18

20

Ж

400

420

23

25

З

150

100

22

23

И

800

700

30

20

К

600

500

60

75

Л

230

340

55

60

Таблица 7. Распределение данных по вариантам для задания 3


Номер варианта

Вид продукции

1

АБВ

2

БВГ

3

ВГД

4

ДЕЖ

5

ЖЗИ

6

ИКЛ

7

АДИ

8

ДЖИ

9

ВЗК

10

ГЕЗ

11

ЕЖЗ

12

ЖКЛ

Определить индивидуальные и сводные индексы товарооборота, физического объема реализации и цены. Рассчитать абсолютное отклонение объема реализации в целом, в том числе за счет изменения физического объема реализации и цены. Показать индексную и абсолютную взаимосвязь между рассчитанными значениями. По результатам проведенных расчетов сделать выводы.

Методические указания к выполнению задания 3

Индекс — это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т. п.

В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом. Эти индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений. Например, индекс цен на растительное масло определяется как отношение цены на этот товар в текущем периоде к цене базисного периода.


Индивидуальные индексы представляют собой относительные величины динамики, выполнения плана, сравнения.

В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объема продукции, цены, товарооборота и т.д.

Индекс физического объема продукции iq рассчитывается по формуле:

.

Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара. Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) выпуск продукции.

Индивидуальный индекс цены характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным и рассчитывается по следующей формуле:

.

Индивидуальный индекс товарооборота продукции, отражает, во сколько раз изменился товарооборот какого-либо товара в текущем периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) товарооборота, и определяется по формуле:

.

Агрегатный индекс - сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов.

Агрегат (лат. aggregatus) означает складываемый, суммируемый, особенность этой формы индекса состоит в том, что в агрегатной форме непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей. В настоящее время это наиболее распространенная форма индексов, используемая в практической статистике многих стран мира. Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес индекса).

Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается (цена товаров, курс акций, затраты рабочего времени производство продукции, количество проданных товаров и т.д.). Вес индекса - это величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.


За каждым экономическим индексом стоят определенные экономические категории. Экономическое содержание индекса предопределяет методику его расчета.

При выборе веса индекса принято руководствоваться следующим правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период; при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода. Построим три индекса - товарооборота продукции, физического объема продукции и цен.

Товарооборот продукции - это произведение количества продукции в натуральном выражении (q) на ее цену (р).

Индекс товарооборота (), представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода () к стоимости продукции в базисном периоде () и определяется по формуле:

.

Такой индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) товарооборот отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение товарооборота). Если из значения индекса товарооборота вычесть 100 % (- 100), то разность покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным. Разность числителя и знаменателя показывает, на сколько рублей увеличился (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Индекс физического объема продукции - это индекс количествен­ного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет ко­личество продукции в натуральном выражении, а весом - цена. Только умножив несоизмеримые между собой количества разнородной про­дукции на их цены, можно перейти к стоимостям продукции, которые будут уже величинами соизмеримыми. Так как индекс физического объема - индекс количественного показателя, то весами будут цены базисного периода. Тогда формула индекса примет следующий вид:


где в числителе дроби - условная стоимость произведенных в текущем периоде товаров в ценах базисного периода, а в знаменателе - факти­ческая стоимость товаров, произведенных в базисном периоде. Если объектом исследования является отдельное предприятие, то индекс определяется по совокупности произведенных товаров; когда объект исследования - отрасль промышленности, индекс рассчитывается по совокупности всех товаров, произведенных в отрасли, или отдельным их группам в зависимости от цели анализа. Если же объектом исследо­вания является какой-либо регион, то индекс рассчитывается по това­рам, произведенным предприятиями региона.

Индекс физического объема продукции показывает, во сколь­ко раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (сни­жения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства. Если из значения индекса физического объе­ма продукции вычесть 100% (- 100), то разность покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным из-за роста (снижения) объема ее производства. Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продук­ции в результате роста (уменьшения) ее объема. Изменение цен на про­дукцию в текущем периоде по сравнению с базисным не влияет на ве­личину индекса.

При построении агрегатного индекса цен, который в условиях рыночной экономики является наиболее широко распространенным показателем инфляции, исходят из тех же предпосылок, что и построении индекса физического объема продукции.

Индекс цен - это индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена товара, так как этот индекс характеризует изменение цен. Весом будет выступать количество произведенных товаров. Умножив цену товара на его количество, получаем величину, которую можно суммировать и которая представляет собой показатель, соизмеримый с другими подобными ему величинами.

Индекс цен определяется по следующей формуле:

где в числителе дроби - фактическая стоимость продукции текущего периода, а в знаменателе - условная стоимость тех же товаров в це­нах базисного периода.