Файл: Мусоргский_песни и романсы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

            Мусоргский строит монолог на противопоставлении монотонной, долбящей интонации (чаще всего на одном звуке) широкому распеву, характеризующему мечты семинариста. Молодой семинаристь принадлежит к «люду сельскому, захолустному, провинциальному» (В. Стасов). Этим объясняется присутствие в музыке народно-песенной интонации.

            «Для поверхностного и рассеянного слушателя «Семинарист» Мусоргского – только предмет потехи, предмет веселого смеха, - писал В. Стасов. - Но для кого  искусство – важное создание жизни, тот  с ужасом  взглянет на то, что изображено в «смешном» романсе. Молодая жизнь, захваченная в железный нелепый ошейник и там бьющаяся с отчаянием, - какая это мрачная трагедия! И тот, который в романсе  Мусоргского, - еще свежий, здоровый молодой парень, еще милый и интересный, юмористический и бодрый, скоро опустится и отупеет, жизненные  краски поблекнут, и останется бездушная топорная кукла».1

            Замечательную параллель проводит В. Стасов между Мусоргским и великим русским художником В. Перовым. У В. Перова семинарист  является два раза. Первый раз в «Рыболове».

Илл. В. Г. Перов. Рыболов. 1871. Государственная Третьяковская галерея.

 

            «Это еще живой проворный мальчик, старательно приготавливающий на бережку ведра для рыбы. (…) В другой раз  превращение уже совершилось (картина «Прием странника-семинариста»).

Илл. В. Перов. Угощение странника-семираниста. 1871. Кировский областной художественный музей.

            «Тот кто был  вначале живой веселый мальчик, и кого потом так долго били, так систематически одурачивали, превратился уже в бурсацкую тупицу. Вот он  сидит  в избе, куда забрел  по дороге. На его сапожищах пуд грязи и пыли, платье на нем – дерюга; его  приняли и приютили радушные бабы, старуха и молодая ее сноха. (…) Из «семинариста» выработался теперь равнодушный, грубый, бесчувственный парень, уже от головы до  ног проза самая беспробудная».


Примечания:

1 Стасов В. Перов и Мусоргский. Стасов В. Статьи о  музыке. Вып. 3 (1880 - 1886). М. 1977. С.

© Александр МАЙКАПАР