ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшие факторы развития городского туризма

Часть 1

Одной их ярких черт современной мировой экономики является увеличение мобильности – мобильности инвестиций, бизнеса, идей, знаний, мобильности людей, в том числе миграции и туризма. Согласно прогнозу Международной Туристской организации (UNWTO) международные туристские прибытия к 2030 году достигнут 1,8 млрд. Туризм становится одним из ведущих источников предпринимательской прибыли, рабочих мест, государственных доходов и экономического роста для многих стран и городов. Современный туризм – это 3-5% ВВП стран мира, 7-8% всех рабочих мест, 30% мирового экспорта услуг. В 2010 году экспортные поступления от международного туризма составили 919 млрд. долл. США [1].

По прогнозам той же организации заметную и все более значимую роль в привлечении туристов будут играть развивающиеся страны – к 2030 году ожидается, что их доля будет более 50%.Заметна тенденция перераспределения в ближайшие годы мировых туристских потоков в пользу Азии и Африки за счет снижения доли в общемировом туристском потоке традиционных центров притяжения туристов – Америки и Европы. Предполагается, что наиболее посещаемым регионом мира станет Северо-Восточная Азия, доля которой может составить 16% мировых туристских прибытий, и обгонит даже Средиземноморский регион, доля которого будет составлять 15% [1]. На рис.1 графически представлены указанные процессы в отношении основных туристских регионов мира, на основе данных Всемирной Туристкой Организации UNWTO.

Рис.1 Доля регионов мира в международном туризме (%) по состоянию на 2010 г. и прогнозам на 2030 г. (составлено по данным официального сайта Всемирной Туристской Организации UNWTO)

Важно отметить, что регионы - перспективные лидеры в привлечении туристов являются развивающимися регионами трудоизбыточного характера. Именно туризм, являющейся трудозатратной отраслью, может одновременно решить острую социально-экономическую проблему – обеспечение рабочими местами местное население и прибывающих мигрантов – и обеспечить экономический рост за счет притока инвестиций в строительство туристской инфраструктуры, гостиниц и т.п., что важно для городов, где вопросы социально-экономического характера стоят особенно остро. Причем одно из самых распространенных направлений международного туризма именно городской туризм.


Туризм становиться эффективным механизмом вовлечения региона и города в мировую экономику и позволяет обеспечить устойчивое развитие территории, а увеличивающаяся мобильность населения создает новые возможности для городов.

Важнейшей целью городской социально-экономической политики является рост качества жизни. Подобная цель достижима путем обеспечения занятости, создания рабочих мест, формирования надежной налоговой базы местного бюджета, способствующей реализации социальных программ. Именно поэтому города стремятся развивать туризм, позволяющий привлечь средства как крупных, так и мелких инвесторов, создать рабочие места и новые виды деятельности, поддержать традиции, сохранить историко-культурное наследие, тем самым способствовать достижению цели повышения качества жизни.

Согласно ГОСТ Р 50690-2000 – «Туристские услуги. Общие требования», туризм – «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [2].

В соответствие с приведенным определением, по целям туризм можно разделить на следующие виды:

- оздоровительный;

- познавательный;

- деловой;

- спортивный;

- религиозный.

С точки зрения городского туризма следует добавить еще ряд специфичных видов:

- «выходные» в городе, могут иметь разнообразные подцели – посещение магазинов, отдых, прогулки по городским улицам и паркам и т.п.;

- событийный туризм – посещение фестивалей, выставок, концертов, спортивных соревнований и т.п.;

- посещение магазинов;

- посещение друзей и родных, также может иметь ряд подцелей - от прогулки по городу до посещения городских мероприятий.

Таким образом, специфика городского туризма заключается в том, что имеется несколько его сегментов, а именно:

- посещение музеев, объектов историко-культурного наследия;

- бизнес или деловой туризм;

- «выходные» в городе;

- события – культуры, спорта;

- посещение магазинов;

- посещение друзей и родных;

- посещение религиозных объектов.

Каждый из этих сегментов в той или иной степени представлен в городах развивающих туризм. Приоритетность выбора того или иного сегмента зависит от тех целей, которые город перед собой ставит, а также от множества факторов, в совокупности привлекающих тот или иной поток туристов.


Неоспоримым преимуществом городского туризма является его независимость от погоды и климата, в отличие от, например, очень распространенного пляжного отдыха. Городской туризм имеет место в любой сезон в течение всего года. Кроме того, пики или «высокий сезон» может как совпадать с природными явлениями, например белые ночи в Санкт-Петербурге, так и быть независимым от природы, а приуроченным к событию культурной или спортивной жизни, фестивалю, празднику, т.е. по сути, создаваться и регулироваться городским сообществом вне зависимости от климата и погоды.

Многообразие факторов, влияющих на развитие городского туризма, требует систематизации и определения подходов к подобной систематизации. В основу таких подходов целесообразно заложить деление на факторы необходимые для развития любого вида туризма или какого-либо конкретного; требующие, либо не требующие значительных инвестиций, интеллектуальных вложений; а также факторы, характеризующие местную экономическую политику и способствующие, либо препятствующие туризму.

С этой точки зрения, первый подход заключается в выделении факторов, влияющих на развитие туризма любого из указанных сегментов, назовем их общими, и факторов, специфичных для каждого конкретного сегмента, так и назовем их специфичными.

Вероятнее всего к общим факторам следует отнести наличие самой индустрии гостеприимства – гостиниц, кафе, ресторанов, но не менее значимым общим фактором будет являться наличие мест, привлекательных для туристов прибывших с любой целью и открытых для посещения, так называемых «публичных пространств»– парков, скверов, улиц с привлекательной архитектурой, площадей и фонтанов. Именно поэтому города, стремящиеся к привлечению туристов, сохраняют историко-культурное наследие как неповторимый «дух» города и в то же время создают современные объекты привлекательной или необычной архитектуры. Кроме того, необходимо отнести к общим факторам наличие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность дестинации для туристов.

Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на развитие городского туризма.


Возвращаясь к специфическим факторам, следует учесть, что стоит развивать те из них, которые способствуют развитию сегмента городского туризма представляющего интерес с точки зрения целей города. Если город ставит перед собой цель развивать, например, бизнес или деловой туризм, то необходимо позаботиться о гостиницах высокого класса, предоставляющих такие услуги как конференц-залы с различной вместимостью, в том числе большими залами с вместимостью более 1000 человек, необходимым техническим оборудованием возможности перевода с одного языка на другой; развитой инфраструктурой банковских и иных финансовых услуг; современные средства коммуникаций и связи, в т.ч. WI-FI; развитой транспортной инфраструктурой, а именно хорошего уровня аэропортом, удобными парковками и т.п.

Согласно следующему подходу – деление факторов на требующие, либо не требующие значительных инвестиций, интеллектуальных вложений – можно выделить базовые и развитые факторы. Базовые факторы – те, что достались территории в результате удачного географического положения или сформировались за длительное время жизнедеятельности населения на этой территории. Базовые факторы в свою очередь включают в себя две основные группы - природные (nature) и историко-культурное наследие (heritage). Природными факторами, привлекающими туристов, могут быть теплое море, красивый ландшафт, горы, пещеры и т.п. Можно сказать, что и природные условия, и историко-культурное наследие достались «в подарок» нынешнему поколению людей и не потребовали от него каких-либо усилий.

Как раз, развитые факторы - те, что требовали значительных усилий со стороны бизнеса, власти, сообщества проживающих на данной территории людей. К развитым факторам следует отнести различного рода события, привлекающие туристов, парки аттракционов, фестивали, бизнес-мероприятия, выставки, спортивные события и т.п. К развитым факторам могут быть отнесены не только факторы антропогенного характера, но и природного, однако, потребовавшие достаточных усилий для их привлекательного с точки зрения туриста состояния – будь-то национальные парки или чистое морское побережье в промышленной стране, восстановление и сохранение которого потребовало усилий со стороны общества в принятии экологически жесткого законодательства и большого объема инвестиций. Примером такого подхода может служить Финляндия, имеющая одно из самых жестких законодательств в экологической сфере и считающая своим самым привлекательным туристским фактором именно чистую природу.


Если говорить о факторах, способствующих городскому туризму, то, скорее всего, из базовых – это будут историко-культурное наследие, а также группа развитых факторов, соответствующая целям города. Причем историко-культурное наследие играет особую роль для любых видов туризма и именно поэтому города, обладающие таким наследием, стремятся его сохранить. Историко-культурное наследие имеет, несомненно, духовное и познавательное значение, однако не стоит забывать и о существенной экономической роли, которую оно играет, привлекая туристов. Одним из важных выводов работ, выполненных на международном уровне, по экономике сохранения историко-культурных объектов является то, что «посетители исторических зон тратят в день больше денег, остаются на более длительное время и посещают больше мест, чем обычные туристы» [3, С.10]

Цель городского туриста, как правило, связана с развитыми факторами – будь-то спортивное мероприятие или посещение магазинов. И проведение спортивных мероприятий, и создание магазинов, организация фестивалей требует значительных усилий. И чем выше уровень и тех, и других тем больше требуется вложений – финансовых, профессиональных, интеллектуальных, предпринимательских и других. Причем усилия требуются от всех «игроков» городского пространства – власти, бизнеса, стейкхолдеров, всех горожан. Эти усилия имеют разный характер, разные задачи, но общую цель – привлечение туристов. Городской туризм предоставляет примеры того, как инициаторы развития туризма становились и власти, и бизнес, и стейкхолдеры, а благодаря гостеприимству горожан существует такое направление как посещение друзей и родственников. Развитые факторы привлекательные для туристов создаются благодаря креативности местного сообщества. «Источник креативности – творческие люди и организации, обладающие отличительной особенностью: собираясь вместе на одной территории, они формируют творческую среду» [4, С.17].

Распределение ролей указанных «игроков» городского туристского рынка – власти, бизнеса, стейкхолдеров, горожан напоминает еще об одной возможной классификации факторов привлекательных для туристов. Классификацию можно назвать классической, т.к. она упоминается в литературе, касающейся местной экономической политики. Это деление на «мягкие» и «жесткие» факторы. «К первым относится хозяйственный климат и его составляющие (хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил, качество среды жизнедеятельности). К “жестким” факторам – хозяйственная инфраструктура: транспорт, связь, земельные участки, производственные помещения и т.п.» [5, С.6].