Файл: Вопросы Мировая Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мировая экономика как хозяйственная система. Субъекты и объекты мировой экономики

2.Сущность, виды и формы международного разделения труда (мрт)

3.Современные тенденции развития мировой экономики

4.Показатели, характеризующие состояние и развитие национальной и мировой экономики, участие страны в мировой экономике

5.Система потенциала мировой экономики. Использование потенциала мировой экономики

6.Развитые страны рыночной экономики: основные признаки и особенности.

7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.

8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран

9.Формирование группы новых индустриальных стран

10.Особенности развития 1)ближневосточных стран-экспортеров нефти и 2)среднеразвитых стран развивающегося мира

11.Развитие наименее развитых стран Тропической Африки

12.Образование группы стран с переходной экономикой. Варианты перехода к рыночной экономике

13.Особенности экономического развития стран Центральной и Восточной Европы

14.Специфика экономического развития стран снг

15.Россия в современной 1)мировой экономике и 2)международном разделении труда

16.Международные экономические отношения: признаки, формы

17.Современные тенденции в развитии междунар. Экономических отношений

18.Сущность и эволюция мирового рынка. Этапы развития мирового рынка

19.Функции и структура мирового рынка

20.Мировые цены и их функции. Множественность мировых цен. Методы образования мировых цен

21. Особенности современного мирового рынка и тенденции его развития

22.Международная торговля. Показатели, характеризующие состояние и развитие международной торговли

23.Динамикаи структура международной торговли товарами

24.Внешнеторговая политика государства

25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей

26.Динамика и структура международной торговли услугами

27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли

28.Понятие и причины международной миграции капитала

Причины международной миграции капитала

29.Формы международного движения капиталов

30.Современные тенденции развития международной миграции капитала

31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов

32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике

33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности

34.Механизм урегулирования внешней задолженности

35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия

36.Направления и центры международной миграции рабочей силы

37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

38.Мировая валютная система и ее развитие в современных условиях

39.Платежный баланс и его регулирование

41.Интеграционные процессы в западной европе и на американском континенте

Эффективное управление внешним долгом включает три специфических взаимосвязанных процесса:

1. Выбор подходящего вида финансирования.

2. Решение о размере заимствования.

3. Создание системы статистики внешнего долга (ведение полной и своевременной отчетности о существующем долге страны).

МВФ - Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испыты-вающим потребность в кредитах. Одновременно, ока¬зывая силовое воздействие на экономическую полити¬ку стран-заемщиц. Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств. Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран. Парижский клуб практикует: 1. Продление сроков погашения долга или его части. 2. Списание от 30 до 60% задолженности наименее развитых стран. 3. Продажи их долга 3м странам или м/н экономическим организациям. Лондонский клуб — это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран


35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия

Миграция рабочей силы  переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция  въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция  выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо  разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. «Утечка мозгов»  международная миграция высококвалифицированных кадров. Реэмиграция  возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Основная причина миграции – различия в заработной плате. Другие причины: война, стихийные бедствия, религиозные преследования, политические неурядицы и т.п. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, классифицируются по трем статьям:  трудовой доход, выплаты занятым  зарплата и прочие выплаты, полученные частными лицами – нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими;  перемещение мигрантов  оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну;  переводы работников  пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине.

Также выделяются следующие виды  международной миграции населения:

  • постоянная миграция, имеющая целью окончательного переселения в принимающую страну;

  • сезонная миграция, связанная с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях экономики  принимающей страны, которые испытывают существенные колебания в занятости по сезонам, главным образом в сельском хозяйстве;

  • маятниковая миграция, включающая временную (трудовую и туризм) и политическую (беженцы).

  • Главные причины международной миграции трудовых ресурсов:

  • - разница в уровнях оплата труда в странах-донорах и странах-рецепторах,

  • - безработица в развивающихся странах,

  • - нехватка дешевой рабочей силы в не престижных сферах  экономики развитых стран.

36.Направления и центры международной миграции рабочей силы

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:


1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка.

37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.

Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.


Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.

Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.

Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по , предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы.

Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и т.п.

 Эмиграционная политика предполагает:

• поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;

• принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;

• контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;

• обеспечение возвращения эмигрантов на родину;

• стимулирование приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.

В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и др.