ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация психодиагностических методик

Постановка диагноза осуществляется с помощью специальных диагностических процедур - методов.

Как правило, под методом понимается широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкого класса задач.

Все методы психодиагностики можно условно разделить на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные.

К малоформализованным методам относятся: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос. Они плохо поддаются объективизации, очень трудоёмки и в большей степени опираются на профессиональный опыт, интуицию самого психодиагноста.

К формализованным методам относятся тесты, проективные техники, психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надёжность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Формализованные и малоформализованные диагностические методы, как правило, взаимодополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые охватывают практически все множество имеющихся диагностических методик:

1. «Объективный» подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.

2. «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.

3. «Проективный» подход – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Также выделяют номотетический и идеографический подходы.

Номотетический подход – типизация на основе установленных закономерностей. Используются статистически обобщенные модели. Нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применимых к множеству частных случаев (например, ко всем людям или достаточно широким человеческим общностям). В нём отдельный факт практически не имеет научной ценности, поскольку в нем может быть много случайных совпадений. Почти все психодиагностические методики соответствуют этому подходу.


Идеографический подход – учитывается своеобразие и уникальность личности. Описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений без стремления к обобщениям на другие аналогичные случаи. Примером является Техника репертуарных решеток Дж. Келли.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Это старейший метод психодиагностики, относится к малоформализованным методам. Под наблюдениемпонимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие, осмысление и фиксации психических особенностей исследуемого объекта. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры.

Предметом наблюдения в психологии служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации.

Наблюдают:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. кто, что, кому, о чём и каким образом говорит;

б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физическое воздействие (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);

в) обстановку (фон).

В ходе наблюдения фиксируются максимально возможные внешние проявления, непрерывный процесс, а не отдельные моменты. В нашей стране в 20-е годы М.Я. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Он использовал этот метод при изучении поведения детей.

Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объёме.

Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста.

Необходимо соблюдение принципа регулярности. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст берется, тем меньше должен быть интервал времени между очередными научными наблюдениями.

По степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым (не стандартизованным) и контролируемым (стандартизованным, когда регистрация поведения идёт по детально разработанной процедуре). Например, исследователь изучает социально-психологический климат коллектива, в котором сам работает.


Наблюдение как научный метод характеризуется наличием: 1) цели и предмета наблюдения; 2) процедурной схемы наблюдения (условия, продолжительность и периодичность наблюдения); 3) стандартизованности процедуры наблюдения; 4) способов наблюдения; 5) способов регистрации; 6) обработки и интерпретации.

Поэтому основными требованиями к использованию метода наблюдения являются: - чёткая формулировка цели; - разработка соответствующей схемы и способов фиксации; - способов обработки и интерпретации результатов.

Основными достоинствами метода являются: - многомерность; - естественность условий применения.

Недостаток метода наблюдения проявляется: - в однократности исследуемой ситуации.

Протоколирование наблюдения осуществляется с помощью фиксации наблюдаемых признаков в разных системах знаков, категорий, шкал.

Когда протоколирование ведётся в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для исследуемой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.

В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого.

В соответствии со способом, задачей, особенностями объекта, сложившейся ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом различают:

1) Включённое наблюдение – когда наблюдатель является членом исследуемой группы.

2) Невключённое наблюдение. Осуществляется исследователем, который не связан с изучаемым объектом никакого рода служебными или иными отношениями. Это наиболее распространённый вид наблюдения.

3) Открытое (простое) наблюдение. Когда объект может заметить, что за ним наблюдают. Когда событие регистрируется со стороны.

4) Скрытое наблюдение. Это наблюдение исподтишка или с помощью технических средств (например, видеокамеры).

5) Полевое наблюдение. Это наблюдение, осуществляемое в естественных условиях (в школе, в детском саду, на предприятии). Для повышения надёжности метода наблюдения используется метод экспертных оценок, когда наблюдение исследуемого объекта осуществляется несколькими исследователями.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых 8 лет жизни).


Образцы оформления протоколов психодиагностических исследований. Образец № 1. Выписка из протокола психодиагностического исследования. Предмет исследования: Темперамент. Цель исследования: Определение типа темперамента. Метод исследования: Невключённое наблюдение. Объект исследования: Ученик 3-его класса К.Л. Ситуация исследования: Урок математики.

Факты поведения

Особенности темперамента

Быстро, мгновенно устно считал, первым правильно решал задачи

Быстрая реакция, сообразительность, подвижность нервных процессов

Бурно проявлял радость, улыбался, глаза светились при получении отличной отметки.

Яркое выражение эмоциональных переживаний в мимике, высокая эмоциональная возбудимость

На месте сидел неспокойно, постоянно крутился Неусидчивость, нетерпеливость На сделанное учителем замечание сразу успокоился и продолжил работу

Быстрая, адекватная реакция на замечание, устойчивость, контроль внимания

При объяснении нового материала старательно записывал его

Высокая интенсивность внимания и мыслительных процессов

Заключение психолога: Предположительно, для учащегося К.Л. характерен холерический тип темперамента с элементами сангвинического типа.

Образец № 2. Выписка из протокола психодиагностического исследования. Предмет исследования: Школьная тревожность. Цель исследования: Определение уровня школьной тревожности. Метод исследования: Невключённое стандартизованное наблюдение (по схеме). Объект исследования: Учащиеся 5-го класса (3 человека). Ситуация исследования: Ответ у доски. Условные обозначения: ТРМ - мышечный тремор, дрожь в голосе, в руках (оценивается в 3 балла); ВЗМ - сосудистая вазомоторика, покраснение или побледнение лица (оценивается в 2 балла); ЗПК - речевая запинка, оговорка (оценивается в 1 балл).

Признаки тревожности Испытуемые 1. 2. 3. ТРМ + + + + ВЗМ + + ЗПК + + + + + + + + +

Заключение психолога: Для учащегося 1. характерен высокий уровень школьной тревожности - 15 баллов, проявляющийся в дрожании голоса, рук, покраснении лица в состоянии волнения, речевых запинках. Учащийся 2. характеризуется средним уровнем тревожности в ситуации ответа у доски - 8 баллов. Наблюдалась однократная дрожь в голосе, побледнение лица в начале ответа, несколько незначительных оговорок. Учащийся 3. показал практически полное отсутствие тревожности в ситуации ответа у доски - 2 балла. Им были допущены лишь 2 речевые оговорки.