ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
Общие методические рекомендации по изучению курса
Тематический план курса «русская литература XIX века»
Содержание курса «русская литература XIX века»
Раздел I. Первая треть XIX века
Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского
Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина
Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина
Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина
Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»
Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя
Раздел II. Вторая треть XIX века
Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева
Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова
Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета
Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского
Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского
Раздел III. Третья треть XIX века
Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.
Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского
Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого
Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения
Темы для самостоятельного изучения
Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)
Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)
Вопросы для подготовки к экзамену
Список художественных текстов для обязательного прочтения
Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского
Учебные задачи. Развитие представлений о романтизме как о творческом методе. Освоение понятия «литературный процесс», «литературное направление». Выявление специфики литературы начала XIX века. Знакомство с жанровыми характеристиками элегии и баллады.
Романтизм как литературное направление. Закономерности возникновения, связь с сентиментализмом. Особенности возникновения и существования романтической эстетической системы в России. Романтизм и общественно-историческая ситуация в Западной Европе и России. Основные ценностные предпочтения романтического мировосприятия. Романтическая концепция реальности. Романтическое искусство как «уход внутренней жизни в себя» (Гегель). Особенности героя: ориентация на неповторимое и индивидуально-ценностное в человеке. Три периода в развитии русского романтизма.
Преломление романтической эстетики в творчестве В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии. Баллада как один из ведущих лирических жанров эпохи романтизма. Повествовательный характер баллады. Отражение романтических ценностей в балладах Жуковского. Классификации баллад по хронологии, тематике, типу сюжета. Особенности художественного мира баллады.
Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина
Учебные задачи. Попытка определения места поэтического творчества А. С. Пушкина в литературном процессе начала века. Выявление основных особенностей лирики поэта. Проследить эволюцию образной системы в поэзии А. С. Пушкина.
Основные этапы поэтического творчества А. С. Пушкина: лицейский период; петербургский период; период ссылки; «последекабрьская» лирика. Отражение романтической эстетики и ее преодоление. Мифологема Музы в поэтической системе А. С. Пушкина. Миф о рождении Поэта. Соотношение поэзии и прозы в литературном творчестве А. С. Пушкина.
Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина
Учебные задачи. Формирование представлений о романтических тенденциях в творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с особенностями творчества в период 1820—1824-х гг.
Развитие пушкинского лиро-эпоса. «Южные» поэмы Пушкина как явление романтизма («Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Специфика романтической поэмы. Признаки романтического конфликта. Романтический герой.
Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина
Учебные задачи. Знакомство со спецификой драматургии начала XIX века. Формирование представлений об особенностях драматургии А. С. Пушкина. Роль драматических произведений А. С. Пушкина в развитии русской классической литературы.
История создания трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Исторические хроники Шекспира как вероятный праисточник исторической драматургии 20-х гг. XIX века. Влияние исторической драмы эпохи классицизма (Корнель, Расин, Сумароков). Нарушение эстетических принципов классической трагедии в «Борисе Годунове». Особенности драматической композиции. Понятие внешнего и внутреннего конфликта. Борис Годунов как трагический герой. Реализация роли в монологах. Роль ремарок в произведении.
Бродячие сюжеты как основа событийной схемы в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина. Разрушение норм театра XVIII столетия. Специфика конфликта в «Маленьких трагедиях». Установка на психологизм. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как цикл произведений: сквозные мотивы, повторяющиеся образы. Художественное отображение соответствующей картины мира в каждом из произведений.
Тема 1.5. Проза а. С. Пушкина
Учебные задачи. Развитие представлений о Пушкине-прозаике. Осознание соотношения поэзии и прозы в творчестве А. С. Пушкина.
Особенности создания «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. «Повести Белкина» как преддверие русского реалистического романа. Образы провинциальной жизни. И. П. Белкин - вымышленный персонаж А. С. Пушкина. Его место и роль в цикле повестей. Использование литературных традиций XVIII - начала XIX века в каждой из повестей. Значение иронии в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»
Учебные задачи. Осмысление творчества М. Ю. Лермонтова в контексте развития русской литературы XIX века. Выявление романтических тенденций в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Этапы творчества: творческая эволюция и преемственность. Лирика М. Ю. Лермонтова. Тематическая классификация лирических произведений. «Внутренний» характер лирики М. Ю. Лермонтова.
Драма «Маскарад» в контексте литературного движения начала XIX века. Романтические тенденции в «Маскараде». «Литературность» драмы М. Ю. Лермонтова. Система персонажей. Традиционность главного героя драмы для творчества М. Ю. Лермонтова. Романтический конфликт как драматическая основа «Маскарада». Роль образов бала, маски, карточной игры.
Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя
Учебные задачи. Дать представление о специфике русской литературы в 30-е гг. XIX века. Сформировать основу для изучения второй трети XIX века. Определение особенностей творчества Н. В. Гоголя.
Особенности литературного движения 1830-х гг. Развитие русской философской лирики, лирики «массового романтизма». Формирование новых типов лирического героя: герой-бунтарь и герой рефлектирующего сознания. Изменение жанровых приоритетов: популярность поэмы, повести. Процесс демократизации литературы. Постепенный переход к реалистическому методу изображения как основная черта литературной ситуации 1830-х гг.
Значение творчества Н. В. Гоголя в историко-литературном процессе 1830-х гг. Общее представление о творчестве Н. В. Гоголя. Роль Н. В. Гоголя в формировании «гоголевского направления», идущего на смену «пушкинскому направлению». Понятие «натуральной школы». Цикл повестей Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Образ Петербурга как символ сюжетного единства повестей. Соотношение искусства и действительности в каждой из повестей. Особенности фантастики у Гоголя (Ю. В. Манн). Соотношение романтических и реалистических тенденций в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.
Раздел II. Вторая треть XIX века
Общие цели раздела. Освоение основных закономерностей развития русской литературы в период 1830-1860-х годов. Создать представление об основных направлениях и течениях русского литературно-общественного движения. Постижение реализма как главенствующего литературного направления второй трети XIX века. Дать понятие об основных принципах периодизации русской литературы данного периода. Рассмотреть творчество отдельных писателей. Развить навыки литературоведческого анализа произведений.
Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева
Учебные задачи. Формирование представления о новом этапе развития реализма в период 1840-х-1860-х годов. Освоение основных эстетических закономерностей русской литературы в данном периоде. Проследить развитие реалистических тенденций в творчестве И. С. Тургенева.
Реализм середины века во взаимосвязи с реалистическими тенденциями 1830-х годов. Роль «толстых» литературных журналов в литературно-общественной борьбе. Спор «славянофилов» и «западников» и его отражение в литературе и критике. Становление романа как ведущего жанра середины века. Влияние традиций русского классического романа.
«Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра новеллы. Образ автора и система персонажей.
Романное творчество И. С. Тургенева. Соединение реалистического и романтического методов в романе «Дворянское гнездо». Проблема межродового синтеза. Система персонажей. Особенности конфликта.
Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова
Учебные задачи. Осмысление творчества И. А. Гончарова в контексте формирования реалистического художественного метода в русской литературе. Дать представление об особенностях русского реалистического романа.
Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как «роман частных судеб» (Н. А. Вердеревская). Структурные особенности романа. Диалогический конфликт. Ситуация испытания и характер эволюции героев. Смысл названия. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Особенности сюжетной коллизии романа: общественно-исторический характер, значение частной судьбы в художественном мире. Соотношение искусства и реальности в мире романа. Значимость женских персонажей.
Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета
Учебные задачи. Постижение роли поэтического творчества Ф. И Тютчева и А. А. Фета в развитии русской литературы второй трети XIX века. Развитие умения анализировать лирические произведения.
Поэзия Ф. И. Тютчева в соотношении с традициями высокой одической поэзии XVIII века. Художественное отражение философии пантеизма. Влияние идей Шеллинга на поэтическую систему Ф. И. Тютчева. Основные мотивы. Анализ стихотворений.
Положение А. А. Фета в литературе 1850-х годов. Отражение философско-эстетической концепции А. А. Фета в его художественном творчестве. Музыкальное начало в поэзии А. А. Фета. Анализ стихотворений.