ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
Общие методические рекомендации по изучению курса
Тематический план курса «русская литература XIX века»
Содержание курса «русская литература XIX века»
Раздел I. Первая треть XIX века
Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского
Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина
Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина
Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина
Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»
Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя
Раздел II. Вторая треть XIX века
Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева
Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова
Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета
Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского
Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского
Раздел III. Третья треть XIX века
Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.
Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского
Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого
Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения
Темы для самостоятельного изучения
Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)
Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)
Вопросы для подготовки к экзамену
Список художественных текстов для обязательного прочтения
Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского
Учебные задачи. Рассмотреть типологические разновидности реализма в творчестве Н. Г. Чернышевского.
Отражение в творчестве Н. Г. Чернышевского идеологических поисков шестидесятников. Особенности художественной формы романа «Что делать?». Социально-философская проблематика. Ориентация романа «Что делать?» на жанр утопии. Проблема автора и читателя в романе. Специфика композиции и сюжета. Место пародийных элементов в художественной структуре романа. Система персонажей.
Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского
Учебные задачи. Формирование представления о ситуации русской драматургии в середине XIX века. Постижение роли и места А. Н. Островского в создании русского театра.
Общая ситуация в драматургии XIX века. А. Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Островский и Гоголь. Установка на реализм, народность и историзм в творчестве А. Н. Островского. Драма «Бесприданница»: история создания; жанровое своеобразие; специфика сюжета; система персонажей.
Драматическая сказка «Снегурочка». Реалистическая трактовка сказочных образов. Анализ композиционных элементов. Особенности драматического конфликта.
Раздел III. Третья треть XIX века
Общие цели раздела. Освоение основных закономерностей развития русской литературы в период 1870-1890-х годов. Создать представление о закономерностях историко-литературного движения. Осознать черты преемственности и художественного новаторства в развитии русской литературы третьей трети XIX века. Проследить развитие реалистических тенденций. Рассмотреть творчество отдельных писателей. Развить навыки литературоведческого анализа произведений.
Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.
Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»
Учебные задачи. Проследить особенности развития русской литературы в период 1870-1880-х годов. Освоение основных эстетических закономерностей русской литературы в данном периоде. Рассмотреть повесть Ф. М. Достоевского в контексте развития литературы переходного периода.
Влияние «гоголевского направления» на повесть Ф. М. Достоевского «Двойник». Место и роль фантастических образов в повести. Образ главного героя.
Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского
Учебные задачи. Формирование представлений о романном творчестве Ф. М. Достоевского. Влияние на творчество Ф. М. Достоевского особенностей русского реалистического романа. Философская природа романов Ф. М. Достоевского. Рассмотрение романов «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Братья Карамазовы».
Особенности «зрелого» творчества Ф. М. Достоевского. Специфика романов Ф. М. Достоевского. Система персонажей в романе «Униженные и оскорбленные». Смысл названия. Тема примирения и прощения. Влияние предшествующей литературной традиции.
Образ «прекрасного человека» в романе «Идиот». Тема юродства и ее преломление в романе.
Особенности композиции романа «Братья Карамазовы». Роман как семейная и историческая хроника. Традиции жития, философских поэм, роль и место нелитературных способов повествования. Соотношение божественного и дьявольского.
Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
Учебные задачи. Рассмотреть творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина как реалистическое. Сформировать представление об эстетических взглядах писателя. Рассмотреть роман «Господа Головлевы» как полифонический роман.
Взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина на романтизм и утверждение реалистической эстетики. Влияние фигуры Н. В. Гоголя на творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Творческая история романа «Господа Головлевы». Оценки романа в современной науке о литературе. Образ семьи, дома в романе: динамика этих образов. Система персонажей. Символический финал.
Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого
Учебные задачи. Сформировать представление о творчестве Л. Н. Толстого и о его месте в развитии русской литературы второй половины XIX века. Дать представление об особенностях мировоззрения Л. Н. Толстого и о его отражении в творчестве писателя. Осмысление жанра психологического романа.
Обзор творчества JI. Н. Толстого: особенности, преемственность, новаторство. Особенности жанра рассказа в творчестве JI. Н. Толстого.
Повесть JI. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Образ главного героя: его внутренняя эволюция; характер взаимоотношений с другими персонажами повести. Мотив искусственности в структуре повести. Проблемы композиции. Сентиментальный характер финального события.
Роман «Воскресение». История создания. Влияние западно-европейского типа романа. Особенности жанра и композиции. Нехлюдов как «эпический» герой. Смысл названия.
Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения
Учебные задачи. Определение места и роли творчества А. П. Чехова в контексте развития русской литературы конца XIX - начала XX века. Проследить творческую эволюцию писателя.
Специфика развития русской литературы конца XIX века. Раннее творчество А. П. Чехова: образная система, жанровые особенности. Движение жанровых форм в творчестве А. П. Чехова.
Драматургия А. П. Чехова. Создание нового типа театра. Установка на внешнюю бессобытийность. «Подводное течение».
Темы для самостоятельного изучения
А. С. Пушкин. Пиковая дама или Медный всадник.
Н. С. Лесков. Очарованный странник или Запечатленный ангел. Сказ как основная повествовательная форма в творчестве Н. С. Лескова. Фольклорная основа. Взаимоотношения автора и повествователя.
Л. Н. Толстой. Казаки. История создания повести. Повесть «Казаки» и традиции «кавказской» повести. Особенности повествования; основные приемы изображения внутренней жизни героя.
В. М. Гаршин. Рассказы (2-3 на выбор). Тема мирового зла в рассказах В. М. Гаршина. Гаршинский герой и способ его мышления. Своеобразие цветописи в рассказах.
В. Г. Короленко. Рассказы (2-3 на выбор) или повесть «Слепой музыкант».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Форма практического занятия является важной частью данного курса. Планы практических занятий включают тему, вопросы, задания для самостоятельного выполнения. Вопросы и задания ориентированы на осознание того, какое место занимает творчество того или иного писателя в контексте рассматриваемой эпохи. Также вопросы и задания нацелены на постижение студентами целостного и ценностного характера художественного произведения. Подготовка к практическим занятиям предполагает осознанное отношение к рассматриваемой проблеме, отработку некоторых понятий историко-литературного плана, а также работу с научными статьями, монографиями и т. д. Конспект научно-критических статей должен быть лаконичным, содержать только основные теоретические положения.
В процессе подготовки студент, во-первых, должен внимательно прочесть соответствующие литературные произведения. При этом особо важной представляется установка на «медленное» (внимательное) чтение, с наблюдением над сюжетными перипетиями и конкретными образами в произведении. Лирические произведения необходимо читать по 2-3 раза с целью лучшего освоения «концентрированного» лирического текста. При этом рекомендуется (особенно для практических занятий № 1 и № 2) делать закладки в книге, чтобы на самом занятии студент легко ориентировался в пространстве книги и не тратил драгоценное время на поиски нужного текста (как правило, это касается стихотворных произведений).
Следующим шагом при подготовке к занятию является обращение к рекомендуемым источникам научной и критической литературы. Затем студент должен ответить на предлагаемые в плане практического занятия вопросы или, по крайней мере, обдумать их, сделав, при желании, небольшой конспект ответов.
При подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам или экзамену студент может обратиться к списку научной литературы об отдельных авторах. Этот список дает более полное представление о библиографии по творчеству каждого писателя. С его помощью студент не потеряется в большом количестве научных статей и монографий, посвященных творчеству писателей XIX века. Конспектирование и подробное изучение всех приведенных в списке научных работ обязательным не является. Студент сам выбирает те работы, которые ему необходимы. Однако объем прочитанной научной литературы по курсу «Русская литература XIX века» может влиять на экзаменационную оценку. Желательно, чтобы при ответе на экзаменационный билет студентом был использован не только материал лекций, но и знания, полученные при работе с научными и научно-критическими источниками.
Так как на лекциях вопросы биографии тех или иных писателей освещаются обзорно, студент должен изучать этот материал самостоятельно. Именно поэтому в планах практических занятий предлагаются соответствующие источники, которые не так трудны для восприятия студента.
Работа на практических занятиях должна быть активной и творческой со стороны студенческой аудитории. Ответы на вопросы преподавателя должны быть развернутыми, доказательными и грамотными. В рамках практического занятия студент может применить полученные на лекциях знания на практике: показать умение анализировать литературное произведение, оперировать соответствующими терминами.