ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса «русская литература XIX века»

Содержание курса «русская литература XIX века»

Раздел I. Первая треть XIX века

Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского

Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина

Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина

Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина

Тема 1.5. Проза а. С. Пушкина

Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»

Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя

Раздел II. Вторая треть XIX века

Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева

Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова

Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета

Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского

Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского

Раздел III. Третья треть XIX века

Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.

Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского

Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина

Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого

Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения

Темы для самостоятельного изучения

Планы практических занятий Занятие 1. Лирика а. С. Пушкина. Мифология поэтического творчества (2 часа)

Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)

Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)

Литература

Контрольные вопросы и задания

Вопросы для подготовки к экзамену

Список художественных текстов для обязательного прочтения

Научная литература об отдельных авторах

Перечень ключевых слов

Содержание

4. Назовите основные особенности чеховского театра.

Вариант II

1. Что такое аллегория? В каких произведениях XIX века можно увидеть этот литературный прием?

2. В чем заключается психологизм творчества Л. Н. Толстого?

3. Как изображена семья в романе М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»?

4. Проанализируйте жанровое движение в творчестве А. П. Чехова.


Вопросы для подготовки к экзамену

    1. Особенности русского романтизма. Баллада как один из ведущих жанров эпохи романтизма. Баллады В. А. Жуковского.

    2. Лирика В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии: тра­диции сентиментализма и романтизма.

    3. Лирика А. С. Пушкина: этапы развития, особенности образной системы. Художественное осмысление образа Музы, поэта, поэзии. Анализ 2-3 сти­хотворений.

    4. «Южные» поэмы А. С. Пушкина как романтические произведения. Тип романтического героя. Романтический конфликт.

    5. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как цикл. Особенности конфликта. Противоречие как способ организации внутреннего мира героя.

    6. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»: жанровые особенности, харак­тер конфликта. Анализ пространственно-временной организации. Роль ремарок.

    7. «Повести Белкина» А. С. Пушкина как художественное целое: анализ на уровне сюжета, образной структуры, типа героев. Образ И. П. Белкина как цик­лообразующий элемент повествовательной структуры текста.

    8. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»: пространственно-временная ор­ганизация; образ карточной игры. Или: Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Образ главного героя. Роль образа Петра I в поэме. Столкно­вение человека и истории.

    9. Своеобразие литературного процесса 1830-х годов. Становление реалис­тической художественной системы.

    10. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя как художественное целое. Анализ 1-2 повестей.

    11. Соотношение романтической и реалистической эстетики в «Петербург­ских повестях» Н. В. Гоголя. Смысл фантастических образов.

    12. Этапы творчества М. Ю. Лермонтова. Особенности поэтической систе­мы. Подробный анализ одного стихотворения.

    13. Драма «Маскарад»: особенности жанра, система персонажей, тип конф­ликта.

    14. Своеобразие литературного процесса 1840-60-х годов. «Натуральная шко­ла» в истории русского реализма.

    15. Проблема целостности и особенности организации «Записок охотника» И. С. Тургенева. Связь с традициями «натуральной школы» и их пере­осмысление.

    16. Соединение реалистического и романтического методов в романе «Дво­рянское гнездо» И. С. Тургенева. Система персонажей; смысл названия.

    17. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как «роман частных судеб» (Н. А. Вердеревская). Герои-идеологи в романе. Образ города и деревни. Или: Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Особенности сюжета. Характеристика героев.

    18. Особенности художественной формы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: образ читателя и образ автора; специфика композиции и сюжета.

    19. Система персонажей в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Про­блема «нового» и «старого»; традиции жанра утопического романа.

    20. Поэтика лирики Ф. И. Тютчева. Влияние идей Шеллинга. Философия пантеизма. Анализ стихотворения.

    21. Особенности поэтического мира А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Музыкальное начало в поэзии Фета. Анализ стихотворения.

    22. А. Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Драма «Бесприданница»: конфликт, система персонажей.

    23. «Снегурочка» А. Н. Островского: фольклорная природа, специфика об­разной системы.

    24. Роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Образы геро­ев. Проблемы семьи и общества, личного и частного.

    25. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского-«роман-синтез». Смысл ком­позиции; образы героев. Или: Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: цен­тральная коллизия; тип героя; система персонажей.

    26. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»: фантастика и реальность; тема «двойничества» в художественном пространстве повести.

    27. Полифонизм романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Художественное преломление образа семьи.

    28. Сказ как вид литературного повествования в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. Особенности сюжета. Или: Организация повествования в произведении Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». Смысл названия.

    29. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» как роман нового типа. Характер конфликта. Система персонажей.

    30. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Внутренний монолог героя как способ организации повествования. Философское содержание. Или: Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Особенности повествования. Компо­зиция. Специфика изображения внутренней жизни героя.

    31. Творчество В. М. Гаршина. Жанровое своеобразие рассказов. Гаршинский герой и способ его мышления. Пространственно-временная орга­низация произведений.

    32. Рассказы В. Г. Короленко. Специфика жанра. Тип героя. Анализ одного рассказа. Или: повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Об­раз музыки, его место в смысловой организации повести. Особенности поэтики.

    33. Рассказы А. П. Чехова. Особенности поэтики. Образ человека в прозе Чехова. Анализ 2-3 рассказов.

    34. Драматургия А. П. Чехова. Особенности чеховского театра. Система пер­сонажей, специфика конфликта.



Список художественных текстов для обязательного прочтения

    1. В. А. Жуковский. Лирика. Баллады (3-4 на выбор).

    2. А. С. Пушкин. Лирика. Поэмы: Цыганы. Бахчисарайский фонтан. Драматические произведения: Борис Годунов. Маленькие трагедии. Повес­ти: Повести Белкина. Пиковая дама (или Медный всадник).

    3. Н. В. Гоголь. Петербургские повести (2-3 на выбор).

    4. М. Ю. Лермонтов. Лирика (8-10 стихотворений на выбор). Маскарад.

    5. И. С. Тургенев. Записки охотника (3-4 рассказа на выбор). Дворянское гнездо.

    6. И. А. Гончаров. Обыкновенная история. Обрыв. (1 роман на выбор).

    7. Ф. И. Тютчев. Лирика.

    8. А. А. Фет. Лирика.

    9. Н. Г. Чернышевский. Что делать?

    10. А. Н. Островский. Бесприданница. Снегурочка.

    11. М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы.

    12. Ф. М. Достоевский. Романы: Униженные и оскорбленные. Братья Карамазовы (или Идиот). Повести: Двойник.

    13. Н. С. Лесков. Очарованный странник. Запечатленный ангел (1 произведение на выбор).

    14. Л. Н. Толстой. Романы: Воскресение. Повести: Смерть Ивана Ильича (или Казаки). Рассказы: Люцерн (или Три смерти).

15. В.М. Г аршин. Рассказы (3-4 на выбор).

16. В. Г. Короленко. Рассказы (3-4 на выбор). Повести: Слепой музы­кант (дополнительно).

17. А. П. Чехов. Радость. Смерть чиновника. Жалобная кни­га. Детвора. Тоска. Скучная история. Степь. Студент. Дуэль. Черный монах. Моя жизнь. Скрипка Ротшильда. У знакомых. Дом с мезонином. Человек в футляре. Дама с собачкой. На святках. Архиерей (5-6 произведений на выбор). Пьесы: Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад (2-3 на выбор).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература

      1. Бялый, Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. - Л., 1990.

      2. Вердеревская, Н. А. Русский роман 40-60-х гг. XIX века: Типология жан­ровых форм. - Казань, 1980.

      3. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. - Л., 1977.

      4. Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. - М., 1978.

      5. Лотман, Л. М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. - Л., 1972.

      6. Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа. - М., 1987.

      7. Одиноков, В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск, 1971.

      8. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. – М.,1972-1973.

      9. Тамарченко, Н. Д. Типология реалистического романа. - Красноярск, 1988.

      10. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

      11. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства. - М., 1978.

      12. Цейтлин, А. Г. Становление реализма в русской литературе. - М., 1965.

      13. Ямпольский, И. А. Середина века. - Л., 1974.


Научная литература об отдельных авторах

В. А. Жуковский

  1. Власенко, Т. Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1982. - С. 20-28.

  2. Душина, Л. Н. История создания «Светланы» В. А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. - М., 1981. - С. 188-194.

  3. Иезуитова, Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. - Л., 1978. - С. 138-149.

  4. Семенко, И. М. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. - М., 1989.

А. С. Пушкин

  1. Бочаров, С. Г. О художественных мирах. - М., 1985.

  2. Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики. – М., 1993.

  3. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988.

  4. Лотман, Ю. М. Пушкин. - СПб., 2003.

  5. Макогоненко, Г. П. Творчество Пушкина 1830-х гг. - Л., 1974.

  6. Непомнящий, В. С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.

  7. Петрунина, Н. Н. Проза Пушкина. - Л., 1987.

  8. Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.

  9. Сурат, И. З., Бочаров, С. Г. Пушкин: краткий очерк жизни и творчества. – М., 2002.

  10. Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – Л., 1986.

  11. Хализев, В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина». - М., 1989.

М. Ю. Лермонтов

    1. Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М., 1987.

    2. Журавлева, А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэти­ки. - М., 2002.

    3. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

    4. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988.

    5. Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.; Л., 1964.

    6. Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.

    7. Удодов, Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973.

    8. Эйхенбаум, Б. М. Статьи о Лермонтове. - М.; Л., 1961.

Н. В. Гоголь

  1. Бочаров, С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров, С. Г. О худо­жественных мирах. - М., 1985.

  2. Губарев, И. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. – Ростов- на-Дону, 1968.

  3. Золотусский, И. П. Гоголь. – М., 2005.

  4. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988. - С. 251-293.

  5. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. - М., 1988.

  6. Маркович, В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. - Л., 1989.

  7. Соколов, Б. В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.