ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
Общие методические рекомендации по изучению курса
Тематический план курса «русская литература XIX века»
Содержание курса «русская литература XIX века»
Раздел I. Первая треть XIX века
Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского
Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина
Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина
Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина
Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»
Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя
Раздел II. Вторая треть XIX века
Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева
Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова
Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета
Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского
Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского
Раздел III. Третья треть XIX века
Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.
Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского
Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого
Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения
Темы для самостоятельного изучения
Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)
Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)
Вопросы для подготовки к экзамену
Список художественных текстов для обязательного прочтения
Планы практических занятий Занятие 1. Лирика а. С. Пушкина. Мифология поэтического творчества (2 часа)
План
Лирика как художественная система: проблема эволюции. Лицейский и Петербургский периоды в творчестве Пушкина. Мифологема музы.
Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. Романтическая философия жизни и творчества.
Проблема идеала в лирике Михайловского периода. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”.
Мифологизация творчества в лирике конца 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры 1830 г.
Эволюция темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
Стихотворения: «Другу стихотворцу», «К Батюшкову», «Моему Аристарху», «Муза», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Рифма», «Эхо», «Труд», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.
Литература
Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики. – М., 1993.
Лотман, Ю. М. Пушкин. – СПб., 2003.
Макогоненко, Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. - Л., 1974.
Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.
Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.
Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – Л., 1986.
Задание:
Внимательно прочитайте стихотворения. Попытайтесь осознать и сформулировать, что в них непонятно или сложно для восприятия.
Обратите внимание на античные образы. Какое место они занимают в стихотворениях А. С. Пушкина разных лет?
Попытайтесь обнаружить присутствие образа музы в указанных стихотворениях; наметить сходство и отличие этого образа в разных стихотворениях. Можно ли говорить о его творческом переосмыслении?
Проследите на примере данных стихотворений А. С. Пушкина развитие темы поэта и поэзии. Как она проявляется? Какие образы участвуют в ее создании?
Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)
План
Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Поэзия мысли». Семантика и функции символико-мифологических категорий; «пантеизм» как определяющая черта поэтической системы Тютчева.
Концепция любви. Мотивы хрупкости бытия и одиночества человека, веры и безверия, пути и судьбы.
Своеобразие творческого метода Тютчева; переосмысление романтической традиции. Особенности поэтического языка, афористичность лирического выражения.
Философские основы поэтической системы А. А. Фета. Биографический элемент лирического «я». Эстетическая созерцательность как художественная установка А. А. Фета.
Концепция искусства («Мир как красота»). Импрессионистичность поэтического зрения Фета, музыкальная основа его лирики.
Литература
Берковский, Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский, Н. Я. О русской литературе. - Л., 1985.
Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.
Кожинов, В. В. Тютчев (Серия «Жизнь замечательных людей»). - М., 1988.
Маймин, Е. А. Фет. – М., 1989.
Орлов, О. В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.
Эйхенбаум, Б. М. Фет // Эйхенбаум, Б. М. О поэзии. - Л., 1969.
Стихотворения:
Ф. И. Тютчев: «Silentium», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа...», «Седая ночь па небосклон взошла...», «День и ночь», «Тени сизые смесились…», «Природа - сфинкс. И тем она верней...» и др.
А. А. Фет: «Шепот, робкое дыханье...», «Только в мире и есть, что тенистый...», «Я тебе ничего не скажу...», «Печальная береза», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...» и др.
Задание:
Назовите основные тенденции развития русской литературы 1850-х годов. Какое место в ней занимает поэзия?
Подумайте, насколько закономерным было появление Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в литературной жизни того времени. Чем оно сопровождалось?
Проанализируйте особенности образной системы Ф. И. Тютчева. Какое место в ней занимают образы природы? человек? Попробуйте применить понятие пантеизма к поэтической системе Ф. И. Тютчева.
Обратите внимание на звуковые образы в стихотворениях А. А. Фета.
Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)
План
Гоголевские традиции в повести. Смысл и значение подзаголовков повести в редакции 1846 года («Приключения господина Голядкина») и 1866 года («Петербургская поэма»).
Фантастика и реальность в структуре повести. Фольклорные и литературные источники.
Образ Якова Петровича Голядкина и его двойника. Социальные и психологические мотивировки раздвоенности героя. Появление Голядкина-младшего и его место в художественном мире повести.
Особенности субъектно-речевой организации повести. Слово героя и слово рассказчика. Внутренний диалог героя, его формы и функции. Исповедальный характер слова героя.
Литература
Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 242-265.
Ветловская, В. Е. Ф. М. Достоевский // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. - Л., 1982. - С. 12 – 69.
Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского. - Л., 1985. - С. 72-95.
Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 240- 246.
Наседкин, Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. – М., 2003.
Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу (любое издание).
Добролюбов, Н. А. Забитые люди (любое издание).
Задание:
Ознакомьтесь с указанной литературой. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
а) как оценивали В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»?
б) какие оценки получила повесть в современном литературоведении?
Сделайте конспект работы М. М. Бахтина. Как понятие «чужого слова» применимо к повести Ф. М. Достоевского?
Проанализируйте элементы фантастики в повести. Для чего они необходимы? Найдите в мире повести образы и ситуации, перекликающиеся с фольклорными жанрами.
Проанализируйте образ главного героя.
Контрольные вопросы и задания
Русская литература первой трети XIX века
Вариант I
Дайте определение элегии. Каких вы знаете поэтов в XIX и XX вв.,
у которых есть стихотворения в жанре элегии? Вспомните их названия.
Какие исторические события повлияли на развитие романтизма в России? Почему?
Сформулируйте основные ценностные предпочтения романтизма.
Какая евангельская притча лежит в основе повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? Какой это имеет смысл для данной повести?
Назовите мотивы, объединяющие «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обозначьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте композицию, особенности лирического героя и т. д.
Вариант II
Дайте определение балладе. Каково происхождение этого жанра?
Какие известные вам писатели и поэты обращались к жанру баллады?
Назовите основные периоды в развитии русского романтизма.
Как повлияли романтические тенденции на творчество писателей первой трети XIX века? Назовите конкретные примеры.
Назовите мотивы, объединяющие пьесы, входящие в цикл «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина.
Подумайте и ответьте, почему драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова имеет такое название.
Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обозначьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте композицию, особенности лирического героя и т. д.
Русская литература второй трети XIX века
Вариант I
Чем характеризуется так называемое «гоголевское направление» в литературе?
Что такое беллетристика? Какое место занимает это понятие в развитии русской литературы второй половины XIX века?
Какова эстетическая программа «натуральной школы»?
Какие жанры стали особенно популярными в 40-60-е годы XIX века?
Поясните смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Назовите типы читателя, описанные в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Вариант II
Что такое процесс демократизации литературы?
Что такое русский реалистический роман? Опишите его характерные черты.
Дайте определение утопии. Какие утопические произведения XIX века вам известны?
Что такое русский реалистический театр? Кто его создатель и идеолог?
Какова композиция романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»? Какой смысл она имеет?
Какая роль отведена образу рассказчика в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника»?
Русская литература третьей трети XIX века
Вариант I
1. Что такое сказ? Кто из писателей XIX века активно использовал в своем творчестве сказовую форму?
2. Сформулируйте эстетические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Каков смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение»?