Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ОАО «Русское молоко» (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.2. Классификация коммерческих рисков
1.3. Сущность коммерческого риска
Глава II. Методы организации и управления коммерческим риском
2.1 Характеристика ОАО «Русское молоко»
2.2 Анализ рисков на ОАО «Русское молоко»
Введение
Для любой компании, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохранена возможность наступления кризисных явлений. Данная возможность связана с риском. Риск характерен для любой сферы деятельности человека, что связано с многими условиями и факторами, которые влияют на позитивный исход принимаемых людьми решений.
За последнее время не только в РФ, но и по всему миру предпринимательство быстро развивается. Во многом это связывается с возникновением и развитием высокотехнологичных и наукоёмких отраслей хозяйственности и промышленности. Все это указывает на неопределённость ситуации и скоротечность изменчивости в экономической среде. Вносит свое отрицательное влияние и необходимость оперативного принятия решений, быстрой и своевременной оценки ситуации. В данных условиях гораздо в большей степени, нежели раньше, должна иметься гибкость хозяйственного механизма, его способность оперативно и без потерь реагировать на смену направлений развития техники и науки, на структуру спроса. Это значит, что предприниматели вынуждены будут рисковать.
Принятие предпринимателем оптимального решения является залогом успеха деятельности компании, т. к. оно существенно уменьшает уровень риска и может позволить приобрести высокий конечный результат.
Управление рисками является возможностью осуществления экономической деятельности, применения разнообразных подходов, процессов, мероприятий, позволяющих в определённой степени прогнозировать наступление рискованных событий, ситуаций, и благодаря управленческому взаимодействию добиться уменьшения его степени воздействия.
Основными задачами управления риском являются следующие: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; проведение анализа приемлемости данного уровня риска для предпринимателей; разработка при необходимости мер направленных на предупреждение либо снижение риска; в случае, когда рисковое событие возникло, принятие мер к максимально возможному возмещению причинённых ущербов.
Конкретные приёмы и методы, используемые для принятия и осуществления решений в условиях риска, в существенной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, определённой ситуации и т. п.
Главная цель курсовой работы состоит в детальном исследовании коммерческих рисков, а также методов их уменьшения.
В связи с этим можно выделить следующие главные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить основные виды рисков;
- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;
- проанализировать риски в организации ОАО «Русское молоко»;
- рассмотреть методы уменьшения риска.
Объект исследования – коммерческая организация ОАО «Русское молоко». Предмет исследования – коммерческие риски, связанные с деятельностью организации ОАО «Русское молоко»
Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая безусловно обладает огромным практическим значением.
Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
Деятельность компании всегда связана с определённым риском, т. е. потенциально существует опасность потери ресурсов либо недополучения прибыли в сравнении с запланированным уровнем, или с другой альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотная сторона – это возможность получения дополнительных доходов.
К источнику риска относится неопределённость хозяйственной ситуации, появляющаяся из-за множества случайностей и переменных факторов, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Другими словами, риск обладает объективным и субъективным происхождением. [5]
Не учитывая что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность недостаточна. Объясняется это, скорее всего, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, считая данную область относящейся только к практике.
В последние десятилетия положение изменилось, к данному предмету довольно активно обращались зарубежные, а с началом экономических реформ - и отечественные исследователи. Однако до сегодняшнего времени общепринятая трактовка экономического преломления понятия риск не выработана[1]. Впервые понятие риска как функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, которая принимает решения и удовлетворяет собственные интересы в условиях неопределенности. Развитие теории риска в первую очередь связано с исследованиями природы дохода предпринимателя.
Последователи Р. Кантильона при осуществлении оценки риска как существенной характеристики придерживались в принципе похожих взглядов, а именно следующих: предпринимательский доход либо его часть в какой-либо форме являются платой за риск и качественно отличаются от прибыли (дохода) на авансированный капитал и зарплаты. Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, при определении величины предпринимательского дохода, либо «выигрыша», прямым образом связывал его возникновение с риском предпринимательства[2]. Определение дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хоть и в неявном виде, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вменённых потерь либо прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий.
По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределённой, связанной с риском ситуации, потери. При неблагоприятной для него ситуации он может лишиться всего в отличие от обычного служащего. Следовательно, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен как минимум являться соразмерным доходу служащего, тем не менее предприниматель рискует, и чем больше данный риск, тем большего размера должен достигать выигрыш в сравнении с вероятными потерями, т. е. с минимальной прибылью. [18]
1.2. Классификация коммерческих рисков
По структурному признаку коммерческие риски делятся на:
- имущественный;
- производственный;
- торговый;
- маркетинговый;
- деловой;
- финансовый.
Имущественные риски являются рисками, которые связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя в результате краж, диверсий, халатности, перенапряжения технологической и технической систем и т. п.
К производственным рискам относятся такие риски, которые связаны с вероятностью невыполнения предприятием собственных обязательств по договору либо контракту, риски реализации услуг и товаров, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства[3]. В производственной деятельности промышленной компании могут быть выделены следующие риски:
- риск полной остановки компании по причине невозможности заключения договоров на поставку требуемых при технологии материалов, комплектующих деталей и остальных исходных продуктов;
- риск недополучения исходных материалов по причине срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, которые были перечислены поставщику в форме предоплат;
- риск незаключения договоров на реализацию произведённой товарной продукции, услуг либо работ, другими словами риск частичной либо полной нереализации;
- риск неполучения либо несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию товарную продукцию;
- риск отказа покупателя от оплаченной и полученной товарной продукции либо риск возврата данной продукции;
- риск срыва заключённых соглашений о предоставлении займов, кредитов либо инвестиционных вложений;
ценовой риск, который связан с определением стоимости на реализуемую компанией товарную продукцию и услуги, а также риск в определении стоимости на требуемые производственные средства, применяемое сырьё, топливо, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);
- риск банкротства как деловых партнёров (поставщиков, контрагентов и т. д.), так и самой компании. [2] Торговые риски являются рисками, которые связаны с убыточной деятельностью в связи с задержкой платежей, отказом от платежей в период транспортирования продукции, недоставки продукции и т. д.
Маркетинговые риски связываются с возможностью возникновения убытка в результате уменьшения конкурентоспособности товаров компании в целом, ухудшения ассортиментной и ценовой политики и т. д. Деловой риск определяют следующими факторами: организационно-техническим потенциалом компании, эффективностью инновационной и производственной деятельности, устойчивостью финансовой ситуации, эффективностью системы управления, сложностью производимой товарной продукции и др. [8]
Финансовые риски связываются с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств). Особенность финансовых рисков состоит в вероятности возникновения ущерба по причине проведения какой-нибудь операции, осуществляемой в биржевой либо финансово-кредитной сфере[4]. Финансовые риски подразделяют на следующие виды:
1) которые связаны с покупательной способностью денег;
2) которые связаны с вложением средств капитала (инвестиционные риски).
К рискам, которые связаны с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:
- инфляционные риски (инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен);
- дефляционные риски (дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег);
- валютные риски;
- риски ликвидности[5].
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов. Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций[6].
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. К ним могут относится:
а) возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнктуры;
б) возможность возникновения дефицита наличных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами. Риски, связанные с вложение капитала (инвестиционные риски), подразделяются на:
- риск упущенной выгоды;
- риск снижения доходности;
- риск прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвеного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам[7].