Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ОАО «Русское молоко» (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом.

При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом.

Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент[8]. Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг. Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности:

- биржевой риск;

- селективный риск;

- риск банкротства;

- инновационный риск;

- системный риск;

- кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п. Селективные риски - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам. Инновационный риск связан с тем, что нововведение, на разработку которого были затрачены значительные средства, нe найдет спроса на рынке.


Системный риск заключается в возможных изменениях в экономической системе, которые могут повлиять на финансовое состояние заемщика (например, изменение налогового законодательства). [7] По степени риска выделяют:

- допустимый риск;

- критический риск;

- катастрофический риск.

Допустимый риск - это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли.

Таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.

Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют следующие риски:

- динамические и статистические;

- абсолютные и относительные.

Динамический риск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни.

Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

К данной категории относятся, к примеру, риски изменения потребительских вкусов, осуществление которых порождает потери компании вследствие снижения объёма продаж. Несмотря на то, что динамические риски затрагивают большое число экономических агентов, предсказать их достаточно сложно, так как они появляются нерегулярно.

Статистическим риском является вероятность необратимых потерь вследствие нанесения непоправимого ущерба экономическому субъекту, вызванного непредвиденными изменениями большого количества факторов внутренней и внешней среды. Данные риски могут появиться и в случае отсутствия изменений в экономической ситуации. К ним относят, к примеру, риски стихийных бедствий либо недобросовестного поведения бизнес-партнеров.

Данные риски, обычно, неблагоприятны для социума и его конкретных членов, но предсказать их значительно проще.

К примеру, предпринимательский риск может быть измерен абсолютной величиной - суммой потерь и убытков (относительной величиной - степенью риска, другими словами при помощи меры вероятности неосуществления намеченных мероприятий либо недостижения намеченного уровня дохода, прибыли, стоимости. [10] Все предпринимательские риски могут быть разделены на следующие крупные группы в соответствии с возможностью страхования: не страхуемые и страхуемые.


Предприниматель может частично переложить риск на остальные экономические субъекты, в частности обезопасить себя, проведя определённые затраты в форме страховых взносов. Следовательно, некоторые виды риска, такие как риск гибели имущества, риск возникновения аварийных ситуаций, пожара и др., предпринимателем могут быть застрахованы.

Приведенные классификации наглядно подтверждают то, что к настоящему времени в экономической науке ещё не разработана общепринятая классификация рисков.

Во многом это связано с тем, что на практике имеется очень большое количество разнообразных проявлений риска, причём в силу традиции один и тот же вид риска может обозначаться разнообразными терминами. Помимо этого, часто оказывается достаточно сложно чётко разграничить отдельные виды риска. [18]

1.3. Сущность коммерческого риска

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределённость результата от этой коммерческой сделки. Сущность коммерческого риска определена особенностями коммерческой деятельности, характеризуемыми в качестве целенаправленной деятельности, с учётом требований рынка и которая связана с поиском, выбором, продвижением товарной продукции от производителей к потребителям и их реализацией.

Для сведения неопределенности к минимальному значению в процессе осуществления коммерческой деятельности, следует произвести выбор того её направления или того варианта инвестирования, который может позволить получить наиболее высокие результаты. Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в свой состав большинство направлений, таких как следующие:

- планирование объемов закупки и ее организация, другими словами посреднику важно, что купить, у кого именно, в каком количестве, по какой цене и в какое время;

- организация перепродажи приобретенного с учетом намеченного объема прибыли;

- поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;

- прогнозирование и оперативный учет рыночных изменений, активное использование совокупных факторов, влияющих на максимальное удовлетворение запросов потребителей, получение дохода, с учетом интересов партнеров;

- выполнение широкого круга услуг в области подготовки рыночной информации, организации сервиса при конечном потреблении товаров, а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страховых и многочисленных других операций в системе товародвижения.


Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. [9]

Коммерческий риск является неотъемлемой чертой всех аспектов предпринимательства – личностного, экономического, организационно-управленческого. Готовность к риску – устойчивая характеристика предпринимателя, связанная с его естественно-психологическими качествами: - активностью, импульсивностью, предрасположенностью к новациям; - стремлением к успеху, лидерству; - ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность; - умением оперативно находить и анализировать информацию, трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды, параметры настоящих и будущих потребителей и контрагентов; - повышенной интуицией и ответственностью за принятие и реализацию не гарантирующих успеха решений. Не случайно родоначальники теории предпринимательства (Р. Контильон, И. Тютен и Ф. Найт) источником предпринимательского дохода считали реализацию в процессе воспроизводства способности предпринимателя к обоснованному риску. [4] Коммерческий риск представляет собой образ действий в неясной, неопределенной обстановке. Причинами риска являются неопределенность, случайность и противодействие. Неопределенность – следствие незнания, т.е. неполноты, недостаточности знания законов деятельности. Случайность – невозможность предугадать то, как будет протекать явление в сходных условиях. Противодействие – проявление неопределенности, например, в отношении договорных обязательств и т.п. Сегодня нет однозначного понимания сущности коммерческого риска. Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хозяйственным законодательством в реальной экономической практике и коммерческой деятельности. Кроме того, коммерческий риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий коммерческого риска с разных точек зрения. [11] Рассмотрим некоторые подходы, определения и расшифровки понятия «коммерческий риск». Как отмечает Беляевский И.К., «… коммерческий риск – это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не суметь продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и обанкротиться)». [1]


Балабанов И.Т., Кочетков В.Н., Шипова Н.А. считают, что «коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки». Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. и Гранатуров В.М. предлагают следующее определение: «… коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем». Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др. [4]

Горфинкель В.Я. под коммерческим риском понимает риск, возникающий в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Хохлов Н.В. считает, что «… коммерческие риски – риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций, могут проявляться в виде следующих событий: неплатежеспособность покупателя к моменту оплаты товара; отказ заказчика от оплаты продукции; изменение цен на продукцию после заключения контракта; снижение спроса на продукцию». [16]

Исходя из этих определений понятия «коммерческий риск» приходим к следующим выводам:

- коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации; - коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения предприятия, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников предприятия, по причине нестабильности социально-политической ситуации;

- коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, транспортные, маркетинговые, инновационные. [19]