Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Учет ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
Введение
В условиях нестабильной динамичной внешней среды бизнеса, роста конкуренции на рынке особенно актуальным становится внедрение системы финансового контроля, планирования и анализа денежных и материальных потоков в любой области деятельности субъектов малого предпринимательства.
Отдельные (специфические) характеристики малого предприятия в сфере ЖКХ, влияющие на построение аналитики учета и планирования его доходов и расходов, движения денежных средств:
1. Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг;
2. Выбранная система налогообложения;
3. Стоимость оборудования, деталей, комплектующих, материалов, включаемых в стоимость работ;
4. Высокие требования к квалификации кадров и значительные расходы на оплату труда;
5. Наличие собственных складских помещений;
6. Значительные расходы на продвижения и рекламу реализуемых работ и услуг;
7. Привлечение внешних финансовых ресурсов помимо собственных средств;
8. Постоянная потребность в транспортировке собственными силами или подрядными транспортными средствами;
9. и другие факторы.
Объектом и предметом исследования является процесс учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.
Цель работы - разработка информационной системы процесса учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования: анализ предметной области и полученных результатов и их систематизация, анализ данных.
В процессе работы рассматриваются особенности процесса выполнения работ в ЖКХ , а также разрабатывается информационная система по данному процессу.
Эффективность от внедрения данного процесса определяется такими показателями как доступность, эффективность, управляемость ИТ-инфраструктурой, а также позволяет минимизировать негативное влияние ИТ-инцидентов на бизнес и увеличить качество предоставляемых ИТ-сервисов.
Можно выделить основные задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения данной работы для достижения основной цели:
- - Провести анализ и описание предметной области;
- - Создать хранилище данных;
- - Обеспечить систему функцией контроля правильности оформления документов;
- - Изучить особенности работы пользователя и области применения информационной системы;
- Обеспечить максимальную безопасность данных в системе;
- Разработать интерфейс пользователя, учитывающий особенности специфики работы пользователя;
Итогом проделанной работы должен стать АИС для автоматизации процесса учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства, для информационной системы ЖКХ, настроенный под требования сотрудников.
1 глава. Аналитическая часть.
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
Управляющая компания (УК) – коммерческая организация, которую выбрали собственники жилья или жилищное товарищество для доверительного управления, в частности, содержания имущества многоквартирного дома. Чаще всего между собственниками и УК заключается договор управления. Этот документ регламентирует взаимоотношения между сторонами, поэтому в нем должно быть упомянуто, какие именно работы обязаны делать службы ЖКХ в многоквартирном доме и квартирах, какая ежемесячная оплата предусмотрена, какая ответственность лежит на УК перед жильцами.
Обязанности управляющей компании:
обеспечение постоянной работы противопожарной системы,
проверка безопасности газоснабжения (она осуществляется в домах с газовыми плитами),
содержание, обеспечение непрерывной работы канализационных и водоснабжающих систем,
контроль над отопительной системой, своевременное устранение неполадок, аварийных ситуаций,
ремонтирование кровли дома (небольшой ремонт выполняют только при хороших погодных условиях, если необходима смена всей кровли, то до 50 % средств выделяется из средств, начисляемых для текущего ремонта).
Под текущим ремонтом понимается комплекс работ, услуг, включенных в план работ и проводимых, оказываемых в рамках содержания общего имущества, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей МКД до их нормативного состояния, когда объем таких работ, услуг не превышает 30 % ремонтируемого имущества1. В Перечне работ, относящихся к текущему ремонту (утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170), к работам в рамках текущего ремонта подъездов относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками.
Ремонт оборудования, расположенного в квартире, являющегося общедомовым, управляющая компания обязана осуществить бесплатно. Обязаны ремонтировать жилищно-коммунальные службы:
Система газоснабжения – газопровод и отводы от него. Ремонт осуществляется до расположенного на ответвлениях отключающего устройства или запорного крана, ведущего непосредственно к плите.
Стояки горячего и холодного водоснабжения и ответвления. До точки первого соединения с отводящим трубопроводом.
Стояки отопления, включая ответвления от них до точки, где происходит соединение с отводящими трубами.
Водоотводящие стояки и их ответвления (тройники, заглушки, патрубки) до точки первого соединения с отводящими трубами.
Находящиеся в вышеперечисленных сетях счетчики (приборы учета), расположенные до точки первого соединения с запорными кранами, отводами и отключающими приспособлениями.
Оборудование, принадлежащее гражданину на правах частной собственности, ремонтируется за его счет. В этот перечень входят:
Плиты газовые и электрические.
Батареи центрального отопления.
Индивидуальные приборы учета. К ним относятся счетчики газа, воды, электричества.
Электрические кабели, потолочные лампы, выключатели и розетки, находящиеся внутри квартир.
Сантехника – краны, ванны, смесители, сопутствующая фурнитура, унитазы, нагреватели воды, раковины.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
Бизнес-процесс - это реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает процесс выполнения функции, в какой последовательности и в каких вариантах, а также взаимодействие функций между собой в работе организации.
Можно представить следующую классификацию бизнес-процессов учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства:
Основные бизнес-процессы:
- принять заявку на ремонт;
- назначить работника;
- выполнить заявку
-составить отчеты
Процессы управления:
- обеспечение соблюдения технологии обработки рецептов и порядка документооборота.
- анализ работы сотрудников
Автоматизации в нашем случае подлежат следующие процессы:
- принять заявку на ремонт;
- назначить работника;
-составить отчеты
Построим модель Как есть (рис. 1, 2).
Рис. 1.1. Функциональная модель нулевого уровня «Учет ремонтных работ ЖКХ» AS-IS
Входными данными являются:
Заявка
Выходными данными являются:
Акт о выполнении
Отчеты
Рис.1. 2. Функциональная модель первого уровня «Учет ремонтных работ ЖКХ» AS-IS
В процессе анализа предметной области выявлено, что в процессе работы с заявками тратится много времени, возникает путаница с документами, которые подлежат строгой отчетности, документы в бумажном виде часто теряются. Так же много времени уходит на оформление отчетов.
Построим модель Как будет (рис. 3, 4).
На для процессов:
- принять заявку на ремонт;
- назначить работника;
-составить отчеты
добавляется Информационная система
Рис. 1.3. Функциональная модель нулевого уровня «Учет ремонтных работ ЖКХ» TO-BE
Информационная система участвует во всех бизнес-процессах, что приводит к значительной экономии времени
Рис. 1.4. Функциональная модель первого уровня «Учет ремонтных работ ЖКХ» TO-BE
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
Основными документами в рассматриваемой задаче являются Заявка, Акт выполнения и Квитанция. Схема документооборота приведена в таб. 1.1
Таблица1.1
Схема документооборота
Диспетчер |
Мастер |
Архив |
|
Заявка |
Заявка |
Наряд |
|
Акт выполнения |
Наряд |
Наряд одная накладная |
|
Квитанция |
Счет |
Счет на оплату |
Существующий способ учета связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большой вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день невозможно получить сведения о выполнении работ и выявить ответственных.
Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы за определенный период, что очень затруднительно.
Временные характеристики описанных процессов приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Характеристики описанных процессов
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнении одного действия, минут |
Общее время, минут |
Заявка |
10 |
15 |
150 |
Акт выполнения |
5 |
30 |
150 |
Квитанция |
0,5 |
60 |
30 |
ИТОГО, минут: |
330 |
Таким образом, ежедневно, в среднем, 330 минут или 5 часов 30 минут, сотрудник занят занесением необходимых сведений в книги учета, а также, при необходимости анализом и поиском нужных сведений. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей остается менее 40 % рабочего времени, что крайне неэффективно.
Для данного способа также характерны следующие недостатки:
- Невысокая скорость и точность выполнения расчетов.
- Неэффективное использование рабочего времени.
- Возможность потери важных документов (заявки, акты о выполнении работ, наряды)
- Бюрократия – увеличивающийся «поток» бумажной работы.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о количестве поступившего и отпущенного товара, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и, возможно, локальную вычислительную сеть.
Проведем расчет ожидаемого эффекта от внедрения средств автоматизации. В таблице 1.3 произведен расчет эффекта внедрения.
Таблица 1.3
Расчет эффекта внедрения
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Заявка |
10 |
1 |
10 |
Акт выполнения |
5 |
2 |
10 |
Квитанция |
0,5 |
5 |
2,5 |
ИТОГО, минут: |
12.5 |
Таким образом, ожидаемая экономия рабочего времени составляет около 5 часов ежедневно, что позволяет увеличить эффективность работы бухгалтерии.