Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.

Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).

Рис.2.1. Источники права[28]

Первая из них находится в совместном ведении всех субъектов федерации – это нормативные правовые акты. В данную группу в первую очередь входит Конституции РФ, так как она имеет высшую юридическую силу, и соответственно, применяется на всей территории страны.[29] Все принятые правовые акты (на территории страны и ее субъектов), должны быть согласованы с нормами с Конституцией.

Затем в данную группу входят все правовые акты, принимаемые органами государственной и муниципальной власти, содержащие нормы, имеющие общеобязательный характер. Это нормативные акты, носящие общественный характер и ненормативные (индивидуальные) документы.

Примерами правовых актов являются Конституция РФ; все принятые на территории страны законы, а также конституции субъектов и их уставы; подзаконные акты (нормативные и индивидуальные).

Все вышеперечисленные документы подлежат официальному опубликованию. В противном случае их применение не осуществляется.

Вступление в силу правовых актов осуществляется для разных видов актов по-своему.

1.       Известно, что все законы и акты, носящие федеральный характер вступают в силу на федеральном уровне по прошествии десяти дней после дня их официального опубликования. [30]

2.        Акты Президента РФ, носящие нормативный характер, вступают в силу на федеральном уровне по прошествии семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные подобные акты вступают в силу со дня их подписания. [31]Например, ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",[32] ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",[33]ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" [34], ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" [35]и др.


3.        Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу на федеральном уровне по прошествии семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные же акты, подписанные Правительством, вступают в силу со дня их подписания. [36]Например, к ним относятся ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",[37] Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ,[38] ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ,[39]- ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" [40]и др.

4. Акты федерального уровня подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию, кроме тех, которые составляют гостайну, или носят конфиденциальный характер. Если такие документы прошли государственную регистрацию, а также зарегистрированы, но не опубликованы в публично не носят правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров о правоотношениях субъектов. Это, например, ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ,[41] - ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" , [42]Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , [43] вступивший в силу с 01.02.2010 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [44] и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на федеральном уровне через десять дней после дня их официального опубликования.[45]

Такие же акты, не подлежащие официальному опубликованию (гостайна, конфиденциальные сведения), вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера.

Как правило, официальная публикация правовых актов проводится в специальном издании, носящем название «Собрание законодательства Российской Федерации», там публикуются: федеральные и федеральные конституционные законы; акты палат федерального уровня; Президентские указы и распоряжения; Правительственные постановления и распоряжения; решения Конституционного Суда Российской Федерации в отношении Конституции законов, связанных с ней. 


Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания, в машиночитаемом виде данные документы предоставляются специальным НТЦ правовой информации «Система», а также негосударственной системой «КонсультантПлюс». Нормативные правовые акты федерального уровня необходимо публиковать в Бюллетене нормативных актов «Российской газете» по прошествии срока десяти дней после дня их регистрации.

Другая обширная группа правовых источников занята Международными договорами. Они – неотъемлемая часть правовой системы Российской Федерации.[46] Указанные договоры - это соглашения между нашей страной с одним или несколькими государствами, а также с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом.

Например, Венская конвенция (1990 г.) и Римская конвенция об охране интересов артистов (РФ присоединилась в 2002 г.) и др.

Предусмотрен принцип доминирования международного договора на территории нашей страны.

Обычаи делового оборота в Российской Федерации составляют третью обширную группу источник правового регулирования отношений в предпринимательской среде. Рассмотрим их в отдельной подглаве.

2.2. Обычай делового оборота как отдельный источник предпринимательского права

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.[47]

Все обычаи делового оборота классифицируются по ряду признаков. Рассмотрим эти классификации.

  1. Классификация обычаев делового оборота по признаку документальной зафиксированности образована благодаря законодательству. Так, они подразделяются на документально зафиксированные и документально не зафиксированные. Обычаи считается источником права, когда он санкционирован государством, например, на него есть ссылка в законе.[48]
  2. Классификация обычаев делового оборота по признаку их документальной зафиксированности помогает выявить уже существующие и возможные документальные источники фиксации обычаев, определить их значение в установлении факта наличия обычая и его содержания, сформулировать рекомендации по надлежащей фиксации обычаев.
  3. Классификация обычаев делового оборота по территории их действия. Обычаи делового оборота, будучи правовыми нормами соблюдаются и действуют на определенной территории.

По территории действия обычаи делового оборота на первом уровне классификации подразделяются на российские, международные и иностранные.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать, например, Конвенцию ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. [49]; Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. [50];Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)[51]и др.[52]

  1. Классификация обычаев делового оборота также осуществляется в зависимости от видов выраженных в них правовых норм.

Так, различают управомочивающие и обязывающие нормы. В свою очередь, обе эти разновидности имеют свои варианты развития событий для субъекта. Так, управомочивающие нормы могут предоставлять субъекту право совершать определенные действия. Аналогично различаются и обязывающие нормы: в правовой норме может содержаться обязанность совершить определенные действия или обязанность воздерживаться от совершения определенных действий.

  1. В зависимости от задач, выполняемых источникам права, принято различать:
  2. Устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности;
  3. Определяющие основные требования устройства функционирования рынка;
  4. Определяющие основные положение субъектов предпринимательской деятельности;
  5. Регулирующие отдельные виды данной деятельности;
  6. Предусматривающие использование объектов гражданских прав предпринимателей, включая объекты интеллектуальной собственности;
  7. Обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей;
  8. Устанавливающие нормы об ответственности субъектов предпринимательства.[53]

Изучением и публикацией таких обычаев занимаются Национальные торгово-промышленные палаты. В России такая палата свидетельствует торговые и портовые обычаи и дает заключения по этому вопросу, [54]подтверждением обычая могут быть договоры. [55]Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.


Характерными примерами обычаев делового оборота являются: система обычаев Международной торговой палаты, «Инкотермс» 2000 г.(торговые термины), и др.

 Цель «Инкотермс» - обеспечить систему торговых терминов, их толкования и применение во внешней торговле.

«Это позволяет привести толкования таких терминов к одному общему значению на всех территория, где подобные термины применяются.

Стороны контракта могут не знакомы с практикой ведения торговли в соответствующих странах, что способно вызвать недоразумения, споры и судебные разбирательства и повлечь трату времени и денег.

Однако, Инкотермс имеет узкую практику применения, эти нормы регламентируют только отношения по договорам купли-продажи по некоторым определенным аспектам.

2.3. Эффективность норм предпринимательского права

Эффективность правового регулирования является одним из наиболее важных показателей в праве. Она напрямую связана и с другими особенностями предпринимательского права. Эффективность правовых норм зависит от выполнения определённых требований, которые могут быть названы условиями эффективности норм права. Они связаны с качеством норм и с социальным механизмом их действия, как правило , данные условия могут подразделяться на два вида: а) относящиеся к правотворчеству, и к б) реализации норм права.

Можно выделить следующие условия эффективности правовой нормы, относящиеся к процессу правотворчества: – правильный выбор цели регулирования; – достижимость цели именно посредством правового регулирования; – социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, соразмерность состоянию политической и правовой систем (макросоциальные условия);

– юридико-техническое качество нормы, её адекватное строение (органичная связь между элементами нормы);

– доступность, понятность нормы для правоприменителя и для всех субъектов права;

– правильный выбор методов достижения поставленной цели, соответствие методов самим отношениям, типу правового регулирования и т. п. Среди условий эффективности правовой нормы, относящихся к процессу реализации норм права, можно указать следующие:

– информирование адресатов о норме права;

– идеологическое обеспечение нормы (нужно показать обществу её целесообразность);