Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 «Предпринимательское право и предпринимательское деятельность».
1.1. Понятие предпринимательского права, его предмет и место в российской правовой системе
1.2 Принципы и метод предпринимательского права.
1.3. Отрасли права, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Глава 2 «Российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность»
2.1. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2. Обычай делового оборота как отдельный источник предпринимательского права
Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.
Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).
Рис.2.1. Источники права[28]
Первая из них находится в совместном ведении всех субъектов федерации – это нормативные правовые акты. В данную группу в первую очередь входит Конституции РФ, так как она имеет высшую юридическую силу, и соответственно, применяется на всей территории страны.[29] Все принятые правовые акты (на территории страны и ее субъектов), должны быть согласованы с нормами с Конституцией.
Затем в данную группу входят все правовые акты, принимаемые органами государственной и муниципальной власти, содержащие нормы, имеющие общеобязательный характер. Это нормативные акты, носящие общественный характер и ненормативные (индивидуальные) документы.
Примерами правовых актов являются Конституция РФ; все принятые на территории страны законы, а также конституции субъектов и их уставы; подзаконные акты (нормативные и индивидуальные).
Все вышеперечисленные документы подлежат официальному опубликованию. В противном случае их применение не осуществляется.
Вступление в силу правовых актов осуществляется для разных видов актов по-своему.
1. Известно, что все законы и акты, носящие федеральный характер вступают в силу на федеральном уровне по прошествии десяти дней после дня их официального опубликования. [30]
2. Акты Президента РФ, носящие нормативный характер, вступают в силу на федеральном уровне по прошествии семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные подобные акты вступают в силу со дня их подписания. [31]Например, ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",[32] ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",[33]ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" [34], ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" [35]и др.
3. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу на федеральном уровне по прошествии семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные же акты, подписанные Правительством, вступают в силу со дня их подписания. [36]Например, к ним относятся ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",[37] Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ,[38] ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ,[39]- ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" [40]и др.
4. Акты федерального уровня подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию, кроме тех, которые составляют гостайну, или носят конфиденциальный характер. Если такие документы прошли государственную регистрацию, а также зарегистрированы, но не опубликованы в публично не носят правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров о правоотношениях субъектов. Это, например, ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ,[41] - ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" , [42]Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , [43] вступивший в силу с 01.02.2010 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [44] и др.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на федеральном уровне через десять дней после дня их официального опубликования.[45]
Такие же акты, не подлежащие официальному опубликованию (гостайна, конфиденциальные сведения), вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера.
Как правило, официальная публикация правовых актов проводится в специальном издании, носящем название «Собрание законодательства Российской Федерации», там публикуются: федеральные и федеральные конституционные законы; акты палат федерального уровня; Президентские указы и распоряжения; Правительственные постановления и распоряжения; решения Конституционного Суда Российской Федерации в отношении Конституции законов, связанных с ней.
Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания, в машиночитаемом виде данные документы предоставляются специальным НТЦ правовой информации «Система», а также негосударственной системой «КонсультантПлюс». Нормативные правовые акты федерального уровня необходимо публиковать в Бюллетене нормативных актов «Российской газете» по прошествии срока десяти дней после дня их регистрации.
Другая обширная группа правовых источников занята Международными договорами. Они – неотъемлемая часть правовой системы Российской Федерации.[46] Указанные договоры - это соглашения между нашей страной с одним или несколькими государствами, а также с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом.
Например, Венская конвенция (1990 г.) и Римская конвенция об охране интересов артистов (РФ присоединилась в 2002 г.) и др.
Предусмотрен принцип доминирования международного договора на территории нашей страны.
Обычаи делового оборота в Российской Федерации составляют третью обширную группу источник правового регулирования отношений в предпринимательской среде. Рассмотрим их в отдельной подглаве.
2.2. Обычай делового оборота как отдельный источник предпринимательского права
Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.[47]
Все обычаи делового оборота классифицируются по ряду признаков. Рассмотрим эти классификации.
- Классификация обычаев делового оборота по признаку документальной зафиксированности образована благодаря законодательству. Так, они подразделяются на документально зафиксированные и документально не зафиксированные. Обычаи считается источником права, когда он санкционирован государством, например, на него есть ссылка в законе.[48]
- Классификация обычаев делового оборота по признаку их документальной зафиксированности помогает выявить уже существующие и возможные документальные источники фиксации обычаев, определить их значение в установлении факта наличия обычая и его содержания, сформулировать рекомендации по надлежащей фиксации обычаев.
- Классификация обычаев делового оборота по территории их действия. Обычаи делового оборота, будучи правовыми нормами соблюдаются и действуют на определенной территории.
По территории действия обычаи делового оборота на первом уровне классификации подразделяются на российские, международные и иностранные.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать, например, Конвенцию ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. [49]; Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. [50];Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)[51]и др.[52]
- Классификация обычаев делового оборота также осуществляется в зависимости от видов выраженных в них правовых норм.
Так, различают управомочивающие и обязывающие нормы. В свою очередь, обе эти разновидности имеют свои варианты развития событий для субъекта. Так, управомочивающие нормы могут предоставлять субъекту право совершать определенные действия. Аналогично различаются и обязывающие нормы: в правовой норме может содержаться обязанность совершить определенные действия или обязанность воздерживаться от совершения определенных действий.
- В зависимости от задач, выполняемых источникам права, принято различать:
- Устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности;
- Определяющие основные требования устройства функционирования рынка;
- Определяющие основные положение субъектов предпринимательской деятельности;
- Регулирующие отдельные виды данной деятельности;
- Предусматривающие использование объектов гражданских прав предпринимателей, включая объекты интеллектуальной собственности;
- Обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- Устанавливающие нормы об ответственности субъектов предпринимательства.[53]
Изучением и публикацией таких обычаев занимаются Национальные торгово-промышленные палаты. В России такая палата свидетельствует торговые и портовые обычаи и дает заключения по этому вопросу, [54]подтверждением обычая могут быть договоры. [55]Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Характерными примерами обычаев делового оборота являются: система обычаев Международной торговой палаты, «Инкотермс» 2000 г.(торговые термины), и др.
Цель «Инкотермс» - обеспечить систему торговых терминов, их толкования и применение во внешней торговле.
«Это позволяет привести толкования таких терминов к одному общему значению на всех территория, где подобные термины применяются.
Стороны контракта могут не знакомы с практикой ведения торговли в соответствующих странах, что способно вызвать недоразумения, споры и судебные разбирательства и повлечь трату времени и денег.
Однако, Инкотермс имеет узкую практику применения, эти нормы регламентируют только отношения по договорам купли-продажи по некоторым определенным аспектам.
2.3. Эффективность норм предпринимательского права
Эффективность правового регулирования является одним из наиболее важных показателей в праве. Она напрямую связана и с другими особенностями предпринимательского права. Эффективность правовых норм зависит от выполнения определённых требований, которые могут быть названы условиями эффективности норм права. Они связаны с качеством норм и с социальным механизмом их действия, как правило , данные условия могут подразделяться на два вида: а) относящиеся к правотворчеству, и к б) реализации норм права.
Можно выделить следующие условия эффективности правовой нормы, относящиеся к процессу правотворчества: – правильный выбор цели регулирования; – достижимость цели именно посредством правового регулирования; – социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, соразмерность состоянию политической и правовой систем (макросоциальные условия);
– юридико-техническое качество нормы, её адекватное строение (органичная связь между элементами нормы);
– доступность, понятность нормы для правоприменителя и для всех субъектов права;
– правильный выбор методов достижения поставленной цели, соответствие методов самим отношениям, типу правового регулирования и т. п. Среди условий эффективности правовой нормы, относящихся к процессу реализации норм права, можно указать следующие:
– информирование адресатов о норме права;
– идеологическое обеспечение нормы (нужно показать обществу её целесообразность);