Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие «предпринимательство» зародилось еще в римском праве, где оно рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов.

Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие «предпринимательского риска» получило свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во
Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда
Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.


А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Целью данной работы является исследование основных источников предпринимательского права, сложившихся к настоящему времени.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие предпринимательского права;

- определить место и роль данной системы права в общей правовой системе РФ;

-выявить основные источники, которые образуют и подчиняют себе всю предпринимательскую деятельность, привести примеры;

-сделать выводы по итогам работы.

Предметом данного исследования является система предпринимательского права, или, отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства.

Объектом является многообразие источников, поддерживающих вышеназванную систему, благодаря которой может быть урегулирована предпринимательская деятельность.

Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию.

Для написания данной работы была подобрана соответствующая база данных, по большей части актуальная в настоящий момент. Основными источниками послужили нормативные документы, такие как Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Федеральные Законы применимые к предпринимательской деятельности, как в отдельной версии, так и обобщенные в Собрании законодательства РФ; а также соответствующие документы международного значения. Кроме нормативно-правовой базы были также использованы научные статьи, монографии и учебная литература таких авторов как В.В.Лаптев, Н. Д. Эриашвили, Суханов Е. А., Блошенко М.В. и других компетентных в области юриспруденции лиц.


Глава 1 «Предпринимательское право и предпринимательское деятельность».

1.1. Понятие предпринимательского права, его предмет и место в российской правовой системе

В условиях рыночной системы хозяйствования одним из ключевых экономических ресурсов, используемых для организации производственного процесса, являются предпринимательские способности, то есть способности лица (предпринимателя) организовать производство, соединив все остальные факторы производства (природные ресурсы, труд и капитал) в единый производственный процесс.[1]

Целью предпринимательства — целью первого порядка является получение прибыли. Эта цель именуется основной, базисной целью предпринимательства. Прибыль образуется при поставке на рынок товаров, пользующихся спросом, и реализации этих товаров по цене, превосходящей затраты на их производство или приобретение.

Содержание первой части приведенной фразы может быть отождествлено с целью удовлетворения общественных потребностей, которая выступает как цель второго порядка и является непременным условием достижения цели первого порядка — получения прибыли.[2]

Для того, чтобы перейти непосредственно к понятию источников предпринимательского права необходимо для начала изучить основные вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью.

Так, согласно абзацу 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность лиц, направленная на получение прибыли от определенного рода деятельности. Причем, такая деятельность часто несет в себе риски.[3]

В современной юридической литературе можно выделить несколько теорий, определяющих понятие предпринимательского права:[4]


- отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные, иные, в том числе, некоммерческие отношения, а также внутрихозяйственные отношения;

- отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и определяющих порядок осуществления предпринимательской деятельности;[5]

- научная дисциплина (наука) – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе иных отраслей права;

- учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли права, его законодательстве и практике применения, а также о науке. Предметом предпринимательского права выступают общественные отношения.

Сущность первой состоит в том, что предпринимательское право – это составная часть гражданского права, совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

С другой стороны, предпринимательское право соотносится с понятием «хозяйственное право». Так, общественные отношения подразделяются на три группы общественных связей:

а) предпринимательские имущественные (горизонтальные);

б) предпринимательские управленческие (вертикальные);

в) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

Третье мнение: предпринимательское право -это комплексная отрасль, сочетающая публично-правовые и частноправовые начала.

По мнению И. В. Ершовой и Г. Д. Отнюковой, предмет предпринимательского права необходимо рассматривать в четырех направлениях[6]:

  1. Отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. Данная группа общественных отношений отличается несколькими существенными признаками. В литературе эта группа отношений характеризуется как «коммерческие, товарно-денежные отношения». Субъектами данных отношений являются равноправные, несоподчиненные хозяйствующие субъекты.
  2. Организационные отношения. Это отношения, связанные с созданием условий для ведения предпринимательской деятельности.
  3. Отношения в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности обусловлена столкновением частных и публичных интересов. Государство, используя властные полномочия, стремится к достижению баланса между указанными интересами.

Внутрихозяйственные отношения. Отношения между структурными подразделениями хозяйствующего субъекта. Данный подход представляется правильным. Изучение предпринимательского права невозможно без рассмотрения понятия предпринимательской деятельности. Предпринимательское право представляет собой подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения с участием предпринимателей и в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, понятие которой дано в абз. 3 п.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Легально осуществлять предпринимательскую деятельность может только такой субъект, который официально зарегистрирован в качестве предпринимателя.[7] Объектом данной деятельности является прибыль, так как действия специального субъекта направлены на ее извлечение. Кроме того, выделяются две стороны предпринимательской деятельности – субъективная (самостоятельность, риск и направленность на систематическое получение прибыли) и объективная (совершение предпринимателем разнообразных действий по пользованию имуществом, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг). Предпринимательская деятельность носит самостоятельный характер и возможна только в экономической сфере жизни общества. Кроме того, предпринимательская деятельность направлена на оборот объектов гражданских прав, следовательно, носит имущественный характер и может рассматриваться в качестве гражданско-правовых отношений.

1.2 Принципы и метод предпринимательского права.

Предмет и метод являются теми обстоятельствами права, которые делают отрасль права самостоятельной. Предпринимательское право также обладает уникальным предметом и методом. Метод отрасли – это совокупность приемов и способов, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет данной отрасли. Метод правового регулирования отвечает на вопрос, «каким образом будет строиться правовое регулирование данных общественных отношений»?