Файл: Проектирование БД для сотрудника туристического агентства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В базе данных «Туристическая фирма» на предприятии ООО «PARADISE» необходимо, чтобы между таблицами существовала связь. Связь между таблицами в базе данных «Туристическая фирма» на предприятии ООО «PARADISE» представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.8 – Описание связей между таблицами БД

Таблица 1

Внутренний ключ

Таблица 2

Внешний ключ

Тип связи

Клиенты

Код клиента

Заказы

Код клиента

1:М

Туры

Код тура

Заказы

Код тура

1:М

Транспорт

Код транспорта

Туры

Код транспорта

1:М

Услуги

Код услуги

Туры

Код услуги

1:М

Страна

Код страны

Услуги

Код страны

1:М

Город

Код города

Страна

Код города

1:М

С помощью схемы данных можно наглядно показать связи между таблицами в данной базе данных. Схема данных базы данных «Туристическая фирма» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2.1 – Схема данных базы данных «Туристическая фирма»

Таким образом, была построена схема данных в базе данных «Туристическая фирма» на предприятии ООО «PARADISE», которая наглядно показывает взаимосвязь между таблицами: «Город», «Заказы», «Клиенты», «Страна», «Транспорт», «Туры», «Услуги». Так же были определены типы связей между представленными таблицами и установлено, что в данной базе данных отношение между таблицами является «один-ко-многим».

2.3 Разработка форм, запросов и отчетов для создания базы данных

Разработка форм. Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в базе данных - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса [13].


Все формы в данной базе данных разработаны с помощью мастера создания форм.

Форма «Заказы» включает в себя код заказа, фамилию, имя и отчество клиента, а также название страны и города, куда отправляется клиент. Форма «Заказы» представлена на рисунке 2.2.

Форма «Клиенты» содержит в себе сведения о клиенте: фамилию, имя, отчество, адрес и телефон. Форма «Клиенты» представлена на рисунке 2.3.

Форма «Туры» содержит в сведения о туре, а именно код тура, название страны, город, длительность пребывания и стоимость. Форма «Туры» представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.2 – Форма «Заказы»

Форма «Услуги» содержит в себе сведения об услугах, предоставляемых в странах в зависимости от выбранного тура. В данной форме представлены следующие сведения: код услуги, код страны, визовое обслуживание, проживание, питание и экскурсии. Форма «Услуги» представлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.3- Форма «Клиенты»

В базе данных «Туристическая фирма» присутствует кнопочная форма, с помощью которой можно быстро перейти на формы «Заказы», «Клиенты», «Туры», «Услуги» или же на отчеты «Заказы», «Клиенты», «Туры». Кнопочная форма «Кнопочное меню» изображена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.4 – Форма «Туры»

Рисунок 2.5 – Кнопочная форма

Разработка запросов. Запрос строится на основе одной или нескольких взаимосвязанных таблиц, позволяя комбинировать содержащуюся в них информацию. Запрос позволяет выбрать необходимые данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц, произвести вычисления и получить результат в виде виртуальной таблицы. Через запрос можно производить обновление данных в таблицах, добавление и удаление записей [14].

В данной базе данных присутствуют 4 запросов на выборку.

Запрос «Заказы» отражает сведения произведенных заказах. Данный запрос использует поля Код заказа из таблицы «Заказы», Название страны из таблицы «Страна» и Стоимость тура из таблицы «Туры». На рисунке 2.6 представлен запрос «Товары на складе» в режиме конструктора.

Рисунок 2.6 – Запрос «Заказы» в режиме конструктора

Запрос «Туры» отражает сведения о длительности туров, находящихся в базе данных «Туристическая фирма». Данный запрос использует поля Название страны из таблицы «Страна», Город из таблицы «Город», Дата отправления, Длительность пребывания, Стоимость из таблицы «Туры», Наименование из таблицы «Транспорт» и Проживание тура из таблицы «Услуги». На рисунке 2.7 представлен запрос «Туры».


Для того чтобы выполнить запрос «Туры» необходимо ввести длительность пребывания в стране согласно выбранному клиентом туру, если количество дней совпадает с длительностью какого-либо тура, то мы получим всю необходимую о нем информацию. На рисунке 2.8 представлен запрос «Туры».

Рисунок 2.7 – Запрос «Туры» в режиме конструктора

Рисунок 2.8 – Запрос «Туры»

Запрос «Клиенты» отражает сведения о любом выбранном клиенте. Данный запрос использует поля Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон из таблицы «Клиенты». На рисунке 2.9 представлен запрос «Клиенты».

Для того чтобы выполнить запрос «Клиенты» необходимо ввести фамилию клиента, если клиент с такой фамилия есть в базе данных, то мы получим всю необходимую о нем информацию. На рисунке 2.10 представлен запрос «Клиенты».

Рисунок 2.9 – Запрос «Туры» в режиме конструктор

Рисунок 2.10 – Запрос «Клиенты»

Также имеется запрос на удаление клиента Иванова Сергея Сергеевича из базы данных. На рисунке 2.11 представлен запрос «Клиенты удаление» в режиме конструктора, а на рисунке 2.12 итоговый запрос «Клиенты удаление».

Рисунок 2.11 – Запрос «Клиенты удаление» в режиме конструктора

Рисунок 2.12 - Запрос «Клиенты удаление»

Также в базе данных «Туристическая фирма» был создан перекрестный запрос «Средняя цена тура». Данный запрос необходим для того, чтобы вычислить среднюю цену тура в выбранной клиентом стране. Вид запроса «Средняя цена тура» представлен на рисунке 2.13.

Рисунок 2.13 – Запрос «Средняя цена туров»

Разработка отчетов. Отчеты помогают группировать информацию в форму удобную для восприятия и чтения.

В базе данных используется три отчета: «Заказы», «Клиенты» и «Туры».

Первый отчет – «Заказы» сформирован на основе таблиц «Страна», «Город» и «Клиенты». В данном отчете указываются сведения о том, какой тур выбрал каждый клиент. Сам отчет «Заказы» представлен на рисунке 2.14.

Рисунок 2.14 – Отчет «Заказы»

Второй отчет – «Клиенты», сформирован на основе таблицы «Клиенты». Данный отчет содержит в себе абсолютно все сведения, которые представлены в таблице «Клиенты». Отчет представляет информацию в виде, удобном для восприятия. Сам отчет «Клиенты» представлен на рисунке 2.15.


Рисунок 2.15 – Отчет «Клиенты»

Третий отчет - «Туры», сформирован на основе ранее представленного запроса «Туры». Для того, чтобы вывести на печать отчет об определенном туре, необходимо ввести длительность пребывания в запрос, который представлен на рисунке 2.8.

Сам вид отчета по запросу «Туры» представлен на рисунке 2.16.

Ранее, на основе базы данных «Туристическая фирма» на предприятии ООО «PARADISE» были разработаны запросы: «Заказы», «Туры», «Клиенты», «Услуги», запрос на удаление «Клиенты» и перекрестный запрос «Средняя цена тура», с помощью которых можно выбирать различные данные из одной или нескольких связанных таблиц, обновлять, удалять, или добавлять данные в таблицы. Были разработаны отчеты: «Заказы», «Клиенты», «Туры» с помощью

Рисунок 2.16 – Отчет «Туры»

которых можно сводить данные в форму удобную для чтения. Так же были разработаны экранные формы: «Заказы», «Клиенты», «Туры» и «Услуги». Была разработана кнопочная форма «Туристическая фирма». С помощью разработанных форм можно значительно облегчить процедуру ввода информации и проверить ее правильность.

Заключение

Проведенные исследования по анализу основания внедрения базы данных в деятельность предприятия малого бизнеса, а также описание и анализ процедуры внедрения базы данных «Туристическая фирма» в ООО «PARADISE», и оценка эффективности базы данных в деятельности предприятия позволяют сделать следующие выводы:

  1. определены основные назначения и главная роль базы данных на предприятии малого бизнеса, из чего можно выделить следующее:
  • назначение базы данных в туристической сфере заключается в организации и структуризации больших объемов информации так, чтобы можно было достаточно легко и быстро работать с необходимыми для работы данными;
  • основной ролью базы данных в туристических фирмах является то, что с помощью базы данных можно создавать взаимосвязь между данными и объединять их, с целью дальнейшего совместного использования, а так же управления целостностью данных;
  1. выявлены необходимость и важность разработки и внедрения базы данных в деятельность ведения туристической деятельности предприятия, из чего можно сказать следующее:
  • применение базы данных способствует более эффективному управлению и ведению деятельности туристической фирмы на основе предоставления всей полноты информации;
  • база данных помогает автоматизировать все процессы ведения туристической деятельности и значительно сократить время на работу с информацией;
  • с помощью базы данных можно получать своевременный и полный доступ ко всей информации, которая представляется в наиболее удобном виде;

  1. разработана база данных «Туристическая фирма» и дано полное описание ее структур таблиц, сущностей, схем данных, взаимосвязь созданных таблиц, а так же форм: «Заказы», «Клиенты», «Туры», «Услуги» и кнопочная форма «Туристическая фирма», запросов: «Заказы», «Туры», «Клиенты», «Услуги», запрос на удаление «Клиенты», перекрестный запрос «Средняя цена туров», и отчетов: «Заказы», «Клиенты», «Туры». Построена схема данных в базе данных, которая показывает взаимосвязь между таблицами: «Город», «Заказы», «Клиенты», «Страна», «Транспорт», «Туры», «Услуги». Определено, что тип связей между представленными таблицами – «один-ко-многим».
  2. дана оценка эффективности использования базы данных в деятельности предприятия, из которой следует следующее:
  • с помощью использования базы данных максимально сокращается количество работающих в базе данных, что позволяет сократить затраты на заработную плату рабочим и их обучение;
  • сокращается количество затрачиваемого времени на поиск необходимых для работы данных;
  • повышается качество и оперативность выполнения работ с необходимыми данными.

Таким образом можно отметить, что если внедрить базу данных «Туристическая фирма» на предприятие ООО «PARADISE» мы сможем обеспечить экономию времени и снизить затраты на ведение туристической деятельности, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Список использованных источников

  1. Кузнецов С.Д. Базы данных: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / С.Д. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с.
  2. Мирошниченко М.А. Конспект лекций по дисциплине «Основы информационных систем и баз данных».
  3. Капанин В.С. Использование баз данных на предприятии // Россия молодая: передовые технологии в промышленность. 2013, № 2. С. 43-45.
  4. Голицына О.Л. Базы данных: учебное пособие / О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2012. - 399 с.
  5. Баранова И.В. Управление предприятием на основе интегрированных средств поддержки распределённых баз данных // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2013, № 1. с. 110-118.
  6. Гриценко С.А., Храмов В.Ю. Правила преобразования расширенной модели «сущность-связь» в реляционную модель данных при нисходящем проектировании баз данных // Вестник Воронежского государственного университета 2011, № 1. С. 114-125.
  7. Костачева К.С. Устойчивое развитие туризма на территории Краснодарского края: проблемы и перспективы. Инновационная экономика: материалы междунар. конф. Казань: Бук, 2014. С. 213-215.
  8. Шичиях Р.А., Смоленцев В.М., Задоренко И.О. Туризм как объект управления стратегическим развитием Краснодарского края. Научный журнал КубГАУ, №106(02). 2015.
  9. Информационные системы в туристическом бизнесе URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11002/HTML/40.htm (дата обращения 12.04.2015).
  10. Есаулова С.П. Информационные технологии в туристической индустрии. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks310089#TOC_IDAS0OID (дата обращения 12.04.2015).
  11. Проектирование баз данных. URL: http://ais.khstu.ru (дата обращения 01.05.2015).
  12. Основные понятия баз данных. URL: http://informatic.ugatu.ac.ru (дата обращения 23.04.2015).
  13. Проектирование форм и работа с ними. URL: http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4_5.html (дата обращения 26.04.2015).
  14. Разработка запросов в реляционной базе данных. URL: http://itteach.ru (дата обращения 02.05.2015).
  15. Курсовые работы бакалавра документоведения и архивоведения. Учебно-методическое пособие. / В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская, М.А. Мирошниченко, Е.Д. Попова, А.П. Савченко; под ред. В.В. Ермоленко – Краснодар: КубГУ, 2013. – 127 с.