Файл: Проектирование БД для сотрудника туристического агентства.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1 Назначение баз данных в туристической сфере
1.1 Развитие туристического бизнеса в Краснодарском крае
1.2 Информационные системы в туристической сфере
1.3 Необходимость разработки базы данных для предприятия ООО «PARADISE»
2 Внедрение базы данных в ООО «PARADISE»
2.1 Структура таблиц сущностей в ООО «PARADISE»
2.2 Схема данных базы данных ООО «PARADISE». Оценка эффективности
2.3 Разработка форм, запросов и отчетов для создания базы данных
Введение
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.
Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, в эпоху динамично развивающихся технологий компания нуждается в структурированной информации, которая отражает всю деятельность компании, во-вторых, для повышения эффективности деятельности компании в любой отрасли необходимо улучшение управления ресурсами с помощью баз данных.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема внедрения информационной базы данных в деятельность предприятия, направленного на структуризацию всей информации на предприятии в определенной отрасли деятельности, является актуальной не только для предприятий, но и для многих ученых. Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких исследователей как: Кузнецов С.Д. [1], Мирошниченко М.А. [2], Капанин В.С. [3], Голицина О.Л. [4], Баранова И.В. [5], Гриценко С.А., Храмов В.Ю.[6].
В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытие таких проблем как:
- назначение баз данных в малом бизнесе;
- место и роль баз данных на предприятии;
- разработка и архитектура баз данных.
Цель курсовой работы – разработка базы данных «Туристическая фирма» в ООО «PARADISE».
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «PARADISE».
Предмет исследования – база данных «Туристическая фирма» в ООО «PARADISE».
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
– определить назначение и роль базы данных для туристической фирмы;
– выявить необходимость разработки базы данных для предприятия;
– разработать базу данных с полным описание ее элементов;
– определить эффективность базы данных «Туристическая фирма».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме разработки и внедрения баз данных в деятельность предприятия.
Эмпирическую базу исследования составили: материалы профессиональной периодической печати, ресурсов Internet.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальность, характеристика использованных источников.
В первом разделе рассматривается назначение баз данных в туристической сфере, а также развитие туристического бизнеса в Краснодарском крае.
Второй раздел включает в себя описание процедуры внедрения базы данных «Туристическая фирма» в ООО «PARADISE», с подробным описанием структуры таблиц сущностей базы данных, схемой данных, взаимосвязью созданных таблиц, а также разработкой форм, запросов и отчетов для созданной базы данных. Так же проводится оценка эффективности базы данных «Туристическая фирма» в складской сфере ООО «PARADISE».
1 Назначение баз данных в туристической сфере
1.1 Развитие туристического бизнеса в Краснодарском крае
В современных условиях развития рыночной экономики все большее значение приобретает управление социально-экономической эффективностью и устойчивостью развития отдельных регионов, в том числе и регионов, ориентированных на предоставление курортно-рекреационных услуг.
Туризм, как социально-экономический феномен, обеспечивает значительные денежные поступления в бюджет соответствующего региона, занятость; стимулирует реструктуризацию региональной экономики, ориентируя ее на экономический рост. Во многих развитых и развивающихся странах курортно-рекреационный бизнес превратился в индустрию международного масштаба, призванную обеспечить качественный и рациональный отдых туристов и занимающую по доходам ведущее место среди крупнейших экспортных отраслей экономики [7].
В России активно развивается внутренний туризм, объем которого почти в четыре раза превышает выездной туризм.
Привлекательность отечественных курортов для граждан России обусловлена рядом факторов:
- привычная языковая среда;
- традиционное питание;
- отсутствие необходимости получать визу;
- возможность выбрать гибкий график отдыха, включая трехнедельный (в то время как стандартная продолжительность пребывания за границей не превышает двух недель).
Особенно важны данные факторы для семей с детьми. Кроме того, внутренний туризм воспринимается потребителями как более безопасный, что является общемировой тенденцией: по данным World Tourism Organization (WTO), за последнее время в связи с проведенными в Сочи зимними Олимпийскими играми наблюдается тенденция к сокращению продолжительности зарубежных туристических поездок, уменьшению количества дальних поездок и росту популярности ближних и местных направлений.
Краснодарский край является одним из центров делового туризма в России. В год в крае проходит свыше 500 мероприятий, относящихся к конгрессным формам туризма. Сочи - один из наиболее популярных городов края, где проходят международные форумы, выставки, семинары и пр. [8].
Краснодарский край является наиболее популярным регионом для отдыха в России.
По сравнению с зарубежными странами, Краснодарский край также сохраняет свое лидерство по числу принятых туристов, несмотря на относительно более высокую стоимость путевок, в то время как стоимость путевок за границей дешевле в 2, а то и в 3 раза [7].
1.2 Информационные системы в туристической сфере
Информационные системы в туристическом сфере - это информационные системы в непроизводственной сфере (сфере услуг): туризме, гостиничном бизнесе, службе быта и пр. При этом наибольший эффект от внедрения информационных технологий отмечается в сфере туристского бизнеса.
Развитие информационных технологий в туризме в РФ находится на начальной стадии. Причинами такого состояния являются:
- отсутствие достаточных финансовых средств;
- низкая квалификация сотрудников;
- отсутствие государственной поддержки и координации разработок новых технологий в рамках отрасли и др.
Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» предусматривает в перечне основных задач «создание системы информационного обеспечения в области туризма». Данная система должна включать:
-
-
- создание единой туристско-информационной сети России и ее интеграцию с аналогичными международными системами;
- создание банков данных отечественных и зарубежных фирм, туров, маршрутов, средств размещения туристов, рекламной туристской продукции, транспортного обеспечения сферы туризма, туристских объектов всероссийского значения, инвестиционных проектов по созданию и реконструкции инфраструктуры.
-
Большинство туристских организаций внедряет новые информационные технологии самостоятельно, с привлечением отечественных и зарубежных разработчиков. Технический прогресс в области информационных технологий завоевывает позиции и в туристской индустрии.
В настоящее время сформировались следующие направления развития информационных технологий в туризме:
-
-
- локальная автоматизация туристского офиса;
- внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
- использование систем управления базами данных;
- применение локальных компьютерных сетей;
- внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;
- внедрение мультимедийных маркетинговых систем;
- использование глобальной сети Интернет.
-
Существует структура информационных технологий в туризме (Рисунок 1).
Новые информационные технологии в туризме
Внедрение современной офисной техники
Информационные технологии
Персональный компьютер
Компьютерные прикладные программы
Современные средства связи
Локальные компьютерные сети
Офисная оргтехника
Мультимедийные технологии
Автоматизированное рабочее место
Аудио- и видеотехника
Глобальная сеть Интернет
Система бронирования и резервирования
Рисунок 1 – Структура информационных технологий [3]
В России в основном используются такие программные продукты, как «Турбо-тур», «TUR-WIN», «АИСТ-2.5.», «ЭДЕЛЬВЕЙС», «TRAVEL OFFICE-2000», «TOUROPERATOR-2000», «МАСТЕР-ТУР», применяются такие системы резервирования и бронирования, как «AMADEUS», «WORLDSPAN» и др. К системе «AMADEUS» подключились около 200 российских туристических агентств, что составляет 0,67% от общего числа агентств в мире, подключенных к данной системе. Процент российских компаний, подключенных к «WORLDSPAN», чуть выше и составляет 2,7%.
На российском рынке представлено около 30 пакетов прикладных программ автоматизации работы турфирмы. Наиболее популярные из них: «Само-тур», «TUR-WIN», «Турбо-тур», «АИСТ-2.5».
В табл. 1 приведены характеристики и системные требования к некоторым прикладным программам в туристическом бизнесе.
Таблица 1 – Характеристика прикладных программ [3]
Программы |
||||
Характеристики |
Само-тур |
TUR-WIN |
Турбо-тур |
АИСТ-2.5 |
Операционная среда |
DOS |
Windows (все версии) |
Windows (все версии) |
Windows (все версии) |
Учет заполнения групп, отелей |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учет оплаты туров |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод данных |
Принтер, файл |
Принтер, файл, факс-модем |
Принтер, файл, факс-модем |
Принтер, файл, факс-модем |
Печать списков, ваучеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
Статистика |
Отчеты, графики |
Тексты, графики |
Финансовая документация |
Тексты, графики |
Разграничение доступа |
+ |
+ |
+ |
+ |
Контекстная система подсказок |
+ |
+ |
+ |
+ |
Самостоятельная модификация |
+ |
+ |
+ |
+ |
Работа в локальной сети |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировочная цена, долл. |
395 |
450 |
от 195 |
от 300 |