Файл: Informatika_Chast_3_2009_Naumov.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды алгоритмов

1. Линейный алгоритм. Здесь все действия выполняются последовательно, одно за другим.

Пример. Вычислить площадь кольца, если заданы радиусы внешнего и внутреннего кругов. Вводим обозначения переменных: R1 – радиус внешнего круга; R2 – радиус внутреннего круга; S – искомая площадь, вычисляемая по формуле

.

2. Разветвляющийся алгоритм. Разветвляющимся называется такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных путей вычислительного процесса. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма. Принципом разветвляющегося процесса является наличие операции проверки условия, которое может быть простым или составным.

Простое условие – это выражение, составленное из двух арифметических или текстовых величин, связанных одним из знаков <, >, , , =, .

Составное условие – это выражение, составленное с помощью логических операций OR, AND, NOT.

Пример. Из двух данных неравных чисел большее уменьшить вдвое, а меньшее увеличить на 5.

Вводим обозначения чисел: а – первое, b – второе число.

3. Циклический алгоритм. Циклическим называется такой алгоритм, в котором выполнение некоторых действий повторяется конечное число раз с различными данными. Для циклического алгоритма обязательно имеется переменная, которая контролирует число повторений действий (число циклов). По способу проверки числа циклов различают циклы с предусловием, циклы с постусловием и циклы со счетчиком.


Цикл с предусловием – это цикл, в котором проверка окончания цикла выполняется перед действием цикла.

Цикл с постусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется хотя бы один раз перед проверкой окончания цикла.

Цикл со счетчиком – разновидность вышеназванных циклов, в котором переменная цикла изменяется в арифметической прогрессии. Для изображения цикла со счетчиком используется блок ,

внутри которого помещаются начальное и конечное значения переменной цикла и шаг изменения её . Здесь переменная

цикла i будет меняться от 1 до 5 через 0,5 (шаг 0,5).

Пример. Вычислить и вывести все значения функции y = x2 для всех x от 1 до10 с шагом 2.

Обозначения: x – переменная цикла;

y – результат вычисления.

Примеры циклов:

a) цикл с предусловием:

б) цикл с постусловием:

тело цикла


в) цикл со счетчиком:


Лабораторная работа №1

Редактор VBA. Создание формы проекта

с элементами управления. Создание

линейной программы

Цель работы: получить навыки создания формы проекта и программного кода, изучить свойства формы и элементов управления.

Теоретическая часть

VISUAL BASIC (VB) – это современный язык, реализующий методы визуального объектно-ориентированного программирования (ООП). Версия языка VB, встроенного во внутренние для приложений Windows системы программирования, получила название VB for Application (VBA).

С помощью VBA можно легко и быстро создавать пользовательские приложения, используя единую для всех офисных программ среду и язык. Научившись разрабатывать приложения для одной офисной программы, например Excel, можно создавать приложения и для других офисных программ, например Access. То есть VBA разработан для расширения возможностей Microsoft Office, когда пользователь может подстраивать офисные приложения для конкретных задач, конструировать эффективные и применимые к реальной жизни приложения.

VBA представляет возможность пользователю создавать собственные функции, работать с которыми на рабочем листе можно при помощи мастера функций точно так же, как и с любой встроенной функцией.

ООП можно понимать как методику анализа, проектирования и написания приложений с помощью объектов. Все визуальные объекты (например, рабочий лист, диаграмма, диапазон, форма, кнопка) являются объектами. В VBA имеется более 100 встроенных объектов.

Все объекты VB, размещённые в форме, и сама форма характеризуются свойствами, которые можно настроить. Помимо свойств, объекты VB имеют методы, определяющие выполняемые объектом действия. Кроме того, для объектов можно задать программные коды – подпрограммы (процедуры), написанные на языке VB и выполняемые при наступлении связанных с объектами событий (например, при щелчке ЛКМ в форме на командной кнопке происходит событие Click, обрабатываемое программной процедурой решения). Интегрированная среда разработки (IDE) Visual Basicпредставлена на рис. 1.

Рис. 1. Интегрированная среда разработки (IDE) Visual Basic


При запуске Visual Basic открывается новый проект с именем Project и относящаяся к нему форма. Форма – это интерфейс будущей программы (приложения). Форма является объектом, поэтому имеет свои свойства, методы, события. Форма является контейнером для других объектов, т.е. она может содержать кнопки, текстовые поля и т.п.

Для организации взаимодействия между пользователем и программой служат элементы управления.

Например:

  1. Надпись Label служит для добавления текста на форму. Этот текст не может быть изменен пользователем, но может быть изменен программой.

Свойства:

  • Caption – текст надписи.

  • Font – шрифт, его размер, начертание.

  • Свойства размещения и размера элемента:

  • ForeColor – цвет текста.

  • BackColor – цвет фона.

  1. Текстовое поле TextBox служит для того, чтобы пользователь мог ввести текст во время работы программы.

Свойства:

Text содержит символы, которые ввел пользователь. Другие свойства аналогичны элементу «Надпись».

  1. Рамка Frame используется для оформления, а также для группировки переключателей. Сверху на рамке можно сделать надпись с помощью свойства Caption. Если нужно создать элемент внутри рамки, то перед их рисованием рамку выделяют, тогда рамка может служить контейнером для группы переключателей.

  2. Кнопка CommandButton.

Свойства:

  • Caption – надпись на кнопке.

  • Enabled – доступность элемента. С помощью этого свойства блокируются элементы, которые пользователю нельзя использовать в данный момент. Заблокированные элементы отображаются серым цветом. В заблокированное текстовое поле не получится ввести текст, а заблокированную кнопку нельзя нажать. Выбирают из двух значений:

  • True (Да) – элемент управления доступен пользователю;

  • False (Нет) – элемент управления недоступен.

    • Visible – видимость элемента управления: