ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Тема 1 статистика как наука
1.1
Понятие статистики
В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г. Затем на протяжении 250 лет определение уточнялось и дополнялось. Определить статистику как науку пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики. Сначала статистику определяли как «StaatenKunde» - государствоведение (описание достопримечательностей государств). Оставаясь на протяжении многих лет государствоведением, статистика постепенно отходила от описания достопримечательностей (их текстового изложения). Тем более что с развитием знаний вопросами государствоведения стали заниматься многие науки. В настоящее время под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.
Статистика - этосамостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет исследования и свои специфические методы.
Статистика - этоэффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика - это такжеодна из форм практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то как раз имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
Статистикой называют также различного рода числовые, или, как часто говорят,цифровые, данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т.д.
Часто слово «статистика» употребляется в качестве эквивалента для словосочетания статистические методы. Статистические методы применяют тогда, когда из большого массива данных требуется выделить полезную для нас информацию.
Многочисленные нелестные эпитеты, адресованные статистике, не затрагивают непосредственно ее как науку, рассматривающую совокупность методов, с помощью которых можно исследовать ту или иную конкретную совокупность социально-экономических явлений. Эти методы и статистические показатели в чистом виде сами по себе безупречны, но каждый из них имеет свои строго определенные условия и границы применения. Даже незначительное нарушение этих условий приводит к сбору недостаточно объективной и удовлетворительной информации.
Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны. Думается, основная задача и предназначение статистики в том, чтобы помочь людям лучше понять многие современные явления нашей жизни. Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.
1.2 История статистики (краткий обзор)
Развитие статистики похоже на развитие языка и счета. Эта наука имеет древние корни. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями общества.
В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. ВДревнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.
В конце IXв. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Первыми и основными учетно-статистическими источниками наРуси были летописи, в которых уже вIХ-ХIвв. упоминается о сборе различной информации. Так, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых целях. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулировать рост народонаселения, производительные силы страны, регулировать потребление.
Однако если сбор статистических данных начался в глубокой древности, то обработка и анализ данных, т.е. зарождение статистики как науки, относятся к более позднему периоду.
Во второй половине XVIIстолетияв Германии возниклашкола государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606-1681). Школа просуществовала более 150 лет, не меняя свои теоретические основы. Предмет и метод этой науки не были четко определены. В основном собирался описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Как правило, описывался последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.
Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков. Она возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы политических арифметиков были Д.Граунт (1620-1674),Э. Галлей (1656-1742) иВ. Петти (1623-1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни и статистико-экономическое. Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовых данных.
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки. Оно получило названиестатистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик Л.Кетле (1796-1874). Он назвал статистику социальной физикой, т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой стало обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.
Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые - Ф. Гальтон (1822-1911) иК. Пирсон (1857-1936). Ф. Гальтон, родственник Чарльза Дарвина, серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Кроме всего прочего, им было разработано использование понятия перцентиля. Пирсон также провел много плодотворных исследований в статистике. И Гальтон, и Пирсон внесли значительный вклад в развитие теории корреляции.
Наиболее известным ученым XXв. в области статистики на Западе являетсяР. Фишер (1890-1962). Он весьма продуктивно работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.
В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные направления в русской академической статистике.
В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
1.3 Основные черты предмета статистической науки
Любая наука обладает существенными специфическими особенностями, которые отличаются от других наук и дают ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знания. Рассмотрим основные черты и особенности предмета статистической науки.
Первая особенность статистики как науки заключается в исследовании ею не отдельных фактов,а массовых социально-экономических явлений и процессов, выступающих как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих показателей и выявлении закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление случайности, свойственной единичным элементам.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, могут выступать множества - сельскохозяйственные предприятия, семьи, браки, студенты, граждане какой-либо страны. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различие по каким-либо другим признакам.
Качественная определенность совокупности хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Таким образом, единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков. Вариация этих признаков обусловлена различным сочетанием условий, составляющих развитие элементов множества.