ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1 статистика как наука

1.1

Понятие статистики

В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г. Затем на протяжении 250 лет определение уточня­лось и дополнялось. Определить статистику как науку пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные дея­тели и, конечно, сами статистики. Сначала статистику определяли как «StaatenKunde» - государствоведение (описание достопримечательностей государств). Оставаясь на протяжении многих лет государствоведением, статистика постепенно отходила от описания достоприме­чательностей (их текстового изложения). Тем более что с развитием знаний вопросами государствоведения стали заниматься многие на­уки. В настоящее время под термином «статистика» чаще всего пони­мают следующее.

Статистика - этосамостоятельная общественная наука, име­ющая свой предмет исследования и свои специфические методы.

Статистика - этоэффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установ­ления тех специфических закономерностей, которые действуют в кон­кретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это такжеодна из форм практической деятельнос­ти людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведом­ственная статистика РФ, организация статистики в России, то как раз имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Статистикой называют также различного рода числовые, или, как часто говорят,цифровые, данные, характеризующие различные сто­роны жизни государства: политические отношения, культуру, населе­ние, производство и т.д.

Часто слово «статистика» употребляется в качестве эквивалента для словосочетания статистические методы. Статистические ме­тоды применяют тогда, когда из большого массива данных требуется выделить полезную для нас информацию.

Многочисленные нелестные эпитеты, адресованные статистике, не затрагивают непосредственно ее как науку, рассматривающую со­вокупность методов, с помощью которых можно исследовать ту или иную конкретную совокупность социально-экономических явлений. Эти методы и статистические показатели в чистом виде сами по себе безупречны, но каждый из них имеет свои строго определенные ус­ловия и границы применения. Даже незначительное нарушение этих условий приводит к сбору недостаточно объективной и удовлетвори­тельной информации.


Следовательно, выводы, которые делаются на основании статис­тических данных, не всегда однозначны. Думается, основная задача и предназначение статистики в том, чтобы помочь людям лучше по­нять многие современные явления нашей жизни. Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрознен­ных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследова­телю проникнуть в существо изучаемых явлений.

1.2 История статистики (краткий обзор)

Развитие статистики похоже на развитие языка и счета. Эта наука имеет древние корни. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребно­стями общества.

В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и воз­расту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. ВДревнем Риме велась статис­тика численности населения и имущественного положения граждан. Развитие торговых и международных товарно-денежных отноше­ний явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и ста­тистики.

В конце IXв. проводились первые учетные операции: инвентари­зация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Первыми и основными учетно-статистическими источника­ми наРуси были летописи, в которых уже вIХ-ХIвв. упоминается о сборе различной информации. Так, приводятся учетные данные о воз­никновении и развитии городских поселений, расположенных на вод­ных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых стро­ений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как пра­вило, проводились в исключительных случаях, в основном в воен­ных и финансовых целях. Позднее потребность в статистических опе­рациях возникла уже с необходимостью стимулировать рост народонаселения, производительные силы страны, регулировать по­требление.

Однако если сбор статистических данных начался в глубокой древ­ности, то обработка и анализ данных, т.е. зарождение статистики как науки, относятся к более позднему периоду.

Во второй половине XVIIстолетияв Германии возниклашкола государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606-1681). Школа просуществовала более 150 лет, не меняя свои тео­ретические основы. Предмет и метод этой науки не были четко определены. В основном собирался описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Как пра­вило, описывался последний период, иначе, по мнению представите­лей школы, в статистической работе не было смысла.


Гораздо ближе к современному пониманию статистики была анг­лийская школа политических арифметиков. Она возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы политических арифметиков были Д.Граунт (1620-1674),Э. Галлей (1656-1742) иВ. Петти (1623-1687). В их трудах намети­лись два направления: демографическое с уклоном к вопросам стра­хования жизни и статистико-экономическое. Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие обще­ства, вскрыть закономерности развития общественных явлений, про­являющиеся в массовых данных.

В первой половине XIXв. возникло третье направление статис­тической науки. Оно получило названиестатистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийс­кий статистик Л.Кетле (1796-1874). Он назвал статистику социальной физикой, т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой стало обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объек­тивного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые - Ф. Гальтон (1822-1911) иК. Пирсон (1857-1936). Ф. Гальтон, родственник Чарльза Дарвина, серьезно заинтересовался пробле­мой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Кроме всего прочего, им было разработано использование понятия перцентиля. Пирсон также провел много пло­дотворных исследований в статистике. И Гальтон, и Пирсон внесли значительный вклад в развитие теории корреляции.

Наиболее известным ученым XXв. в области статистики на Запа­де являетсяР. Фишер (1890-1962). Он весьма продуктивно работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической шко­лы, различные направления в русской академической статистике.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию стати­стической методологии и переходу Российской Федерации на приня­тую в международной практике систему учета и статистики в соот­ветствии с требованиями развития рыночной экономики.



1.3 Основные черты предмета статистической науки

Любая наука обладает существенными специфическими особен­ностями, которые отличаются от других наук и дают ей право на са­мостоятельное существование как особой отрасли знания. Рассмот­рим основные черты и особенности предмета статистической науки.

Первая особенность статистики как науки заключается в иссле­довании ею не отдельных фактов,а массовых социально-экономичес­ких явлений и процессов, выступающих как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.

Задача статистического исследования состоит в получении обоб­щающих показателей и выявлении закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляют­ся лишь в большой массе явлений через преодоление случайности, свойственной единичным элементам.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном слу­чае) называют статистической совокупностью. Статистическая со­вокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, в ка­честве особых объектов статистического исследования, т.е. статисти­ческих совокупностей, могут выступать множества - сельскохозяй­ственные предприятия, семьи, браки, студенты, граждане какой-либо страны. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью сово­купности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процес­сов) по каким-либо существенным признакам, но различие по каким-либо другим признакам.

Качественная определенность совокупности хотя и имеет объек­тивную основу, устанавливается в каждом конкретном статистичес­ком исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.

Таким образом, единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различия­ми, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вари­ация признаков. Вариация этих признаков обусловлена различным соче­танием условий, составляющих развитие элементов множества.