Файл: Тема 3. ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППИРОВКИ И КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Цель, задачи и состав Единой системы классификации и кодирования информации
Процессы интеграции России в мировую систему хозяйствования и необходимость создания условий для более совершенного государственного управления экономикой обусловили проведение работ по созданию единых правил классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
В настоящее время сформированы основные элементы Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации (ЕСКК), включающей совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее общероссийские классификаторы), систему их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации.
Разработка ЕСКК осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.93 г. № 121 с целью обеспечения создания единого информационного пространства на национальном и международном уровнях, позволяющего производить беспрепятственный обмен экономико-статистическими данными на основе стандартных классификаций, в которых по общим правилам сгруппирована информация по структуре экономики, трудовым и природным ресурсам, территориальному делению, товарам, услугам, основным фондам и другим объектам информации.
Работы по созданию, ведению и развитию ЕСКК на государственном уровне обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют ведение и применение закрепленных за ними общероссийских классификаторов в соответствующих сферах государственного управления, включая прогнозирование развития экономики, проведение статистических наблюдений, налоговое регулирование, стандартизацию, лицензирование и др.
Межотраслевую координацию работ по ведению и развитию ЕСКК осуществляет Госстандарт России совместно с Государственным комитетом РФ по статистике, на них возложена также задача гармонизации общероссийских классификаторов с их международными аналогами.
Приоритетное значение ЕСКК для целей государственной статистики и экономики в целом состоит в том, что ЕСКК обеспечивает адекватное описание российской экономики и социальной сферы, информационную совместимость экономико-статистических данных на национальном, региональном и международном уровнях, позволяет упорядочить и унифицировать статистическую информацию в процессе ее сбора и обработки современными средствами вычислительной техники.
Основные задачи, которые решаются с помощью ЕСКК, следующие:
классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации на единой методологической основе;
упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей;
обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов технико-экономической и социальной информации;
создание условий для автоматизации процессов обработки технико-экономической и социальной информации, включая создание автоматизированных банков данных;
создание распределенного на региональном уровне государственной статистики автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК);
обеспечение методического и организационного единства в области разработки, применения и ведения общероссийских классификаторов;
создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и обеспечение их ведения;
гармонизация общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации с учетом отечественной практики;
развитие практики прямого применения международных классификаторов и стандартов по классификации и кодированию объектов, технико-экономической и социальной информации;
упорядочение и минимизация информационных документопотоков.
В состав ЕСКК В 2000 г. входило 27 действующих общероссийских классификаторов, из них 22 использовалось в статистических целях, перечень последних приведен в табл. 1.
Таблица 1 |
||
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
||
Наименование классификатора |
Аббревиатура |
Обозначение |
|
ОКУН |
ОК 002-93 |
|
ОКИСЗН |
ОК 003-93 |
|
ОКПД |
ОК 004-93 |
|
ОКП |
ОК 005-93 |
|
ОКОГУ |
ОК 006-93 |
|
ОКПО |
ОК 007-93 |
|
ОКСО |
ОК 009-93 |
|
ОКЗ |
ОК 010-93 |
|
ОКУД |
ОК 011-93 |
|
ОКОФ |
ОК 013-94 |
|
ОКВ |
ОК 014-94 |
|
ОКЕИ |
ОК 015-94 |
|
ОКПДТР |
ОК 016-94 |
|
ОКСВНК |
ОК 017-94 |
|
ОКИН |
ОК 018-95 |
|
ОКАТО |
ОК 019-95 |
|
ОКНПО |
ОК 023-95 |
|
ОКЭР |
ОК 024-95 |
|
ОКСМ |
ОК 025-95 |
|
ОКОК |
ОК 026-95 |
|
ОКФС |
ОК 027-99 |
|
ОКОПФ |
ОК 028-99 |
В настоящее время Росстат в своей деятельности применяет следующие классификаторы:
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), введенный в действие с 1 января 2006 г.;
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС);
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКПОФ);
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); и др.
Всего в статистических целях в 2006 г. применялось 27 общероссийских классификаторов. Предстоит внедрение общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), базирующегося на статистической классификации продукции по видам деятельности в странах ЕС.
В ближайшей перспективе планируется разработка ряда новых и пересмотр некоторых действующих общероссийских классификаторов с учетом международных стандартов.
Предстоит разработать следующие классификаторы:
инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров;
услуг во внешнеэкономической деятельности;
непроизведенных активов;
финансовых активов; и некоторые другие.
Кроме того, предстоит разработка новых версий действующих общероссийских классификаторов:
органов государственной власти и управления;
экономических регионов;
основных фондов;
занятий; и др.
Разработка и совершенствование классификаторов затрагивает многие области экономики и социальной сферы, включая налогообложение, банковскую деятельность, прогнозирование и т.д. В связи с этим для осуществления данной работы кроме Росстата предусматривается участие других федеральных органов исполнительной власти. Всего к 2011 г. количество общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации должно быть увеличено до 35.
В статистике внешней торговли кроме общероссийских классификаторов используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), являющаяся многофункциональным межгосударственным классификатором, на основе которого также определяются таможенные тарифы на товары, перемещаемые через границу РФ, устанавливаются квоты и выдаются лицензии на занятие определенной внешнеэкономической деятельностью.
В статистике социальной сферы непосредственно применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), в которой систематизируются болезни, травмы и причины смерти в соответствии с медицинской наукой.
Поскольку в классификаторах в стандартном виде сгруппирована и закодирована технико-экономическая и социальная информация, этим достигается совместимость информационных ресурсов, создаваемых на государственном, региональном и местном уровнях.
В соответствии с нормативными документами по ЕСКК определены порядок разработки и ведение общероссийских классификаторов.
Разработка общероссийских классификаторов включает анализ исходного классификационного множества объектов информации, исследование взаимосвязи с международными классификациями и унифицированными формами документов, определение классификационных признаков, выбор методов и систем классификации и кодирования информации, обоснование резервной емкости классификатора, определение ею структуры, создание первой и окончательной редакций классификатора, согласование проекта классификатора с организациями обязательного согласования, принятие (утверждение) классификатора Госстандартом России, его государственную регистрацию и официальное опубликование.
Статус, категории и построение классификаторов; методы классификации и кодирования информации
Классификатор представляет собой систематизированный свод стандартных кодов и наименований классификационных группировок и (или) объектов информации, построенных в соответствии с установленными системами классификации и кодирования информации.
По своему статусу классификаторы являются нормативными документами по стандартизации, которые разрабатываются по определенным правилам, утверждаются (принимаются) в установленном порядке и являются обязательными для применения в соответствующих сферах управления.
И зависимости от уровня утверждения и области применения классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские отраслевые и классификаторы предприятий.
Общероссийские классификаторы утверждаются (принимаются) Госстандартом России и применяются, как правило, в общероссийских унифицированных формах документов, которые сгруппированы в следующие унифицированные системы:
организационно-распорядительной документации (02);
первичной учетной документации (03);
банковской документации (04);
финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций (05);
отчетно-статистической документации (06);
учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий (07);
документации по труду (08);
документации Пенсионного фонда РФ (09).
После названий унифицированных систем документации в скобках приведены их коды по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД), в котором они в установленном порядке проходят государственную регистрацию.
Отраслевые классификаторы утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и применяются, как правило, в отраслевых унифицированных формах документов.
Классификаторы предприятий утверждаются предприятиями и применяются, как правило, в унифицированных формах документов предприятий.
Для оценки максимального объема информации в классификаторе используется показатель емкости классификатора. Этот показатель характеризует наибольшее количество позиций, которое может содержать классификатор, и позволяет оценить объем информации, который может быть закодирован в классификаторе, исходя из всех возможных кодовых комбинаций с учетом принятой системы кодирования и структуры кода. Кроме того, используется показатель резервной емкости, т.е. количества свободных позиций в классификаторе, который отражает возможность расширения классификатора за счет включения в него новых позиций.