ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественной музыки хх века
Тема 1.«Основные направления в искусстве 20 века»
Тема 2. «Художественная культура России эпохи Пролеткульта»
Тема 3. «Творчество с.С. Прокофьева»
Тема 4. «Творчество д.Д. Шостаковича»
Тема 4. «Творчество г.В. Свиридова»
Тема 5. «Творчество а.И. Хачатуряна»
Тема 6. «Творчество р.К. Щедрина»
Музыкальный материал к викторинам н.Я. Мясковский
Литература по темам Основные направления в искусстве хх века (основная)
История отечественной музыки хх века
(заочное отделение)
На зимнюю сессию
Конспекты:
Тема 1.«Основные направления в искусстве 20 века»
Литературный символизм. Принципы обновленной поэзии.
Акмеизм, футуризм, кубофутуризм, имажинизм в литературе.
Фовизм во французской живописи начала 20 века.
Кубизм в изобразительном искусстве и литературе.
Экспрессионизм как художественный метод.
Абстракционизм в живописи, скульптуре и графике. Супрематизм К. Малевича.
Дадаизм и сюрреализм в литературе и изобразительном искусстве.
Особенности современной архитектуры.
Театр 20 века: отражение характерных принципов эстетики современного искусства.
Современные техники музыкальной композиции.
Тема 2. «Художественная культура России эпохи Пролеткульта»
Идеологическая и художественно-эстетическая позиция Пролеткульта, ее музыкальные, театральные и литературные организации (ОРКИМД, ПРОКОЛЛ, НОЖ, ЛЕФ, «Синяя блуза», ВАПП и др).
Ассоциация современной музыки (АСМ): эстетическая позиция, художественные задачи, творческая деятельность композиторов А.В.Мосолова, А.Н.Александрова, Л.К. Книппера, В.В. Щербачева, С.Е. Фейнберга.
Творческий портрет Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра, Н.К. Метнера.
Музыкально-исполнительское искусство. Персимфанс.
На летнюю сессию
Тема 3. «Творчество с.С. Прокофьева»
Опера «Война и мир». История создания. Драматургия: ее особенности, характеристика народно- эпической и лирико-психологической линий, система лейтмотивов. Средства музыкальной характеристики героев.
Балетное творчество С.С. Прокофьева. Ранние балеты по заказу С.П. Дягилева: особенности драматургии, влияние «Мира искусства», параллель с балетами Стравинского. Принципы драматургии балетов зрелого периода. Соотношение традиционного и новаторского в балетах С.С. Прокофьева.
Балет «Ромео и Джульетта». История создания и постановки. Драматургия. Музыкальные характеристики героев. Использование средств классического балета. Приемы симфонизации балета.
Кантатно-ораториальное творчество. Кантата «Александр Невский». Принцип жанровой характеристики музыкальных образов. Роль оркестровки в создании ярко театральных образов.
Музыка С.С. Прокофьева для детей. Симфоническая сказка «Петя и волк», цикл пьес для фортепиано «Детская музыка», балет «Золушка». Вокальные сочинения для детей.
Тема 4. «Творчество д.Д. Шостаковича»
Опера «Нос». Особенности драматургии. Музыкальный язык. Принципы характеристики героев. Роль оркестра.
Драматургия зрелых симфоний Д.Д. Шостаковича на примере Пятой и Седьмой симфоний.
Черты позднего стиля Д.Д. Шостаковича на примере Четырнадцатой симфонии. История создания и исполнения. Претворение жанрового синтеза. Многогранность раскрытия основного образа.
Фортепианное творчество композитора (обзор). Цикл 24 прелюдий и фуг.
Тема 4. «Творчество г.В. Свиридова»
Камерно-вокальные и кантатно-ораториальные циклы (обзор). Песня как главная жанровая категория творчества Г.Свиридова. Интонационные, ладогармонические и ритмические особенности музыкального языка на прмере произведений вокальных жанров.
Песни на стихи Р. Бёрнса. Поэтические образы цикла. Жанровое разнообразие. Композиционные формы.
Поэма «Памяти Сергея Есенина». Принцип объединения вокальных номеров в цикл и его драматургия.
«Курские песни». Сюжетная линия цикла. Принципы обработок народных источников. Хоровой концерт «Пушкинский венок». Особенности жанра. Драматургия цикла. Приемы хорового письма.
Тема 5. «Творчество а.И. Хачатуряна»
Черты стиля и ведущие жанры творчества.
Инструментальное творчество. Обзор.
Балетное творчество. Раскрытие темы счастья в балете «Гаянэ». Сюитность как принцип музыкальной драматургии. Характеристика системы лейтмотивов.
Тема 6. «Творчество р.К. Щедрина»
Характеристика творчества: стилистические и жанровые истоки; основные жанры творчества; черты стиля композитора.
Музыкально-сценические жанры. Особенности драматургии балетов. Опера «Мертвые души»: композиция оперы; включение элементов классических оперных форм; особенности музыкального языка (индивидуализированный речитатив, персонификация героев инструментальными тембрами).
Фольклорная линия в творчестве Р.К. Щедрина. Претворение жанра частушки в Первом концерте для оркестра.
Музыка для детей Р.К. Щедрина. Альбом для юношества. Балет «Конек-Горбунок».
Вопросы к экзамену
Основные направления и характерные черты современного искусства.
Пролетарская музыкальная культура. Музыкальные организации Пролеткульта. Творчество пролетарских композиторов.
Н.Я. Мясковский. Характеристика творчества.
Симфоническое творчество Н.Я. Мясковского. Развитие традиций русского классического симфонизма. Новаторство в области музыкальной драматургии.
Н.Я. Мясковский. Двадцать первая симфония.
Обзор вокального и инструментального творчества Н.Я. Мясковского.
С.С. Прокофьев. Черты стиля.
Музыка для детей С. Прокофьева.
Оперное творчество С. Прокофьева.
Опера С. Прокофьева «Война и мир».
Балетное творчество С. Прокофьева: традиции и новаторство.
Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Кантатно-ораториальное творчество С. Прокофьева.«Александр Невский».
Симфоническое творчество С. Прокофьева. Седьмая симфония.
Д.Д. Шостакович. Характеристика творчества.
Д.Д. Шостакович. Черты стиля композитора.
Симфоническое творчество Д. Шостаковича.
Восьмая симфония Д. Шостаковича.
Одиннадцатая симфония Д. Шостаковича.
Четырнадцатая симфония Л. Шостаковича.
Оперное творчество Д. Шостаковича и опера «Катерина Измайлова».
Хоровое творчество Г.В. Свиридова. «Поэма Памяти Сергея Есенина».
А.И. Хачатурян. Черты стиля композитора.
Балетное творчество А. Хачатуряна.
Р.К.Щедрин. Характеристика творчества.
Концерт для оркестра «Озорные частушки» Р. Щедрина.
А.Г.Шнитке. Творческий портрет композитора. Черты стиля.
Музыка современных отечественных композиторов для детей.
Музыкальный материал к викторинам н.Я. Мясковский
Симфония № 6. 1часть: вступ. и гл. тема; поб. тема (1 и 2 элемент). 2 часть: тема «Diesirae». 3 часть: основная тема. 4 часть: гл. тема («Карманьола»); поб. тема («Все вперед!»).
Симфония № 21. Три темы пролога; Сонатное аллегро: гл.тема, поб.тема.
Симфония №27. 1 часть: вступ., гл.тема; поб.тема. 2 часть: основная тема; две темы среднего раздела (цц.11, 12). 3 часть: гл.тема; тема марша (эпизод).
С.С. Прокофьев
Симфония №1. Основные темы всех частей.
Симфония №5. Основные темы всех частей.
Симфония №7. Основные темы всех частей.
Кантата «Александр невский»: целиком.
Опера «Любовь к трем апельсинам» – марш.
Опера «Война мир». Хоровой эпиграф; 1 карт.: вступление, тема «весеннего обновления»; 2 картина: вальс; 8 картина: хор ополченцев «Как пришел с народом наш Кутузов»; 9 картина: ариозо Кутузова «Бесподобный народ»; 10 картина: ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах…».
Балет: «Ромео и Джульетта».Вступление: тема любви; 1 акт, 1 картина: тема Ромео (№2); «Улица просыпается» (№3). 2 картина: «Джульетта-девочка» (три темы); «Танец рыцарей» (№13); «Меркуцио» (№15); «Гавот» (№18). 2 акт, 3 картина: «Народный танец» (322); «Танец с мандолинами» (№25). 4 картина: «Ромео у патера Лоренцо» (№28). 3 акт, 6 картина: «Прощание перед разлукой» (№39); 8 картина: «Утренняя серенада» (№48); «Танец девушек с лилиями» (№49).
Балет «Золушка»: Вступление; «Вальс»; «Полночь».
Д.Д. Шостакович
Симфония № 5: (1 часть).
Симфония № 7: (1 часть).
Симфония № 8: Основные темы всех частей.
Симфония № 11: Основные темы всех частей.
Симфония № 14: №№ 1,2,3,5,7,9,11.
Симфония №15: Основные темы всех частей.
Опера «Катерина Измайлова». 1 действие, 1 картина: ариозо Катерины «Ах, тоска какая»; 3 картина: ариозо Катерины «Я однажды в окошко увидела». 2 действие, 4 картина: монолог Бориса Тимофеевича «Все чудится, будто воры». Антракт между 4 и 5 картинами (пассакалья). 3 действие, 6 картина: хор полицейских «Где бы, как бы поживиться». 4 действие, 9 картина: монолог Катерины «В лесу, в самой чаще есть озеро»; песня старого каторжанина с хором «Снова и снова шагать».
Г.В. Свиридов
Кантата «Поэма памяти Сергея Есенина»: «Край ты мой заброшенный» (№1); «Поет зима» (№2); «В том краю» (№3); «Молотьба» (№4): «Ночь под Ивана Купала» №5, (№6); «1919» (№7); «Крестьянские ребята» (№8); «Я — последний поэт деревни» (№9); «Небо как колокол» (№10).
Песни на стихи Роберта Бёрнса: «Возвращение солдата» (№2); «Робин» (№4); «Финдлей» (№6); «Честная бедность» (№9).
Песни на стихи А.С. Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор»; «Подъезжая под Ижоры».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебные пособия
Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ в. (50-80-е г.) – М., 1989.
История современной отечественной музыки. Учебник. Вып.1. /Ред. М.Е. Тараканов.– М., 1995.
Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М., 1994.
Никитина Л. Советская музыка. История и современность. – М., 1991.
Советская музыкальная культура. История, традиции, современность /Сост. Д.Г. Дараган.– М., 1980.
Советская музыкальная литература /под ред. Е. Бокшанина. – М., 1983.
Советская музыкальная литература /Под ред М. Риттих. – М., 1981.
Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. – М., 1987.
Теоретические проблемы музыки ХХ века. Сб. статей. Вып.1.– М., 1967. Вып.2. –М., 1978.
Литература по темам Основные направления в искусстве хх века (основная)
Батракова С.П. Художник ХХ века и язык живописи. – М., 1996.