ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Глава. Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы

социальной работы»

1.1. Предмет и задачи курса

Многоплановость и многовариантность социальной работы обусловливает необходимость экономической подготовки специалистов в этой области.

Главная цель социальной работы — забота о благосостоянии и использование возможностей личности, семьи, общества для их нормального функционирования. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Экономика была и остается определяющей материальной основой для решения всех социальных задач.

Именно этим была обусловлена необходимость введения в Государственный стандарт высшего профессионального образования, в цикл обшепрофессиональных дисциплин по направлению «Социальная работа» специального курса «Экономические основы социальной работы».

Экономические основы социальной работы — учебная дисциплина, изучающая совокупность производственных отношений субъектов и объектов социальной работы на определенном этапе развития производительных сил, а также экономических условий и элементов производства социальных услуг для населения, особенно его социально неблагополучных категорий.

При изучении предмета курса с целью более четкого его осмысления следует выделять сферу исследования, в которой осуществляется экономическая деятельность социальной работы, субъекты и объекты экономической деятельности в этой сфере.

Предметом изучения курса являются экономические основы социальной работы, включающие такие важные компоненты, как организационно-правовые, ресурсные и др.

Важное место в программе курса отводится изучению теоретико-методологических аспектов экономической деятельности государства и других субъектов социальной работы; экономических основ социальной защиты населения, а также роли страхования и благотворительности в ее финансовом обеспечении.

Задачей курса является овладение студентами методами анализа и определения эффективности деятельности социальных учреждений и служб по удовлетворению потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

Цель курса — вооружить будущих специалистов формами и методами экономической деятельности в сфере социальной работы и системе социальной зашиты


населения в условиях, когда рациональное использование финансовых средств становится насущной задачей.

Основная задача курса — дать студентам необходимый объем экономических знаний, обозначенный в Государственном стандарте высшего профессионального образования. Научить их:

— понимать сущность и структуру экономических основ социальной работы, особенности экономической деятельности социальных служб;

-применять основные принципы и методы в экономических взаимоотношениях субъектов и объектов экономического пространства социальной работы;

-анализировать динамику материального благосостояния населения с целью осуществления адресной социально-экономической поддержки;

-консультировать клиентов социальных служб по вопросам социальноэкономических гарантии, льгот и других выплат;

-использовать основные способы финансирования предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета в сфере социальной работы;

-владеть способом организации и оплаты труда работников социальных служб и учреждении социальной зашиты;

-выявлять резервы экономической эффективности социальной работы.

На основе изучения курса студенты должны уметь обосновать необходимость государственного регулирования рыночного механизма и социальной ориентированности рыночной экономики в целях обеспечения принципа социально-экономической справедливости, создания оптимальных условий жизнедеятельности граждан и эффективной системы социальной поддержки населения в целом и особенно социально уязвимых категорий граждан.

Курс предусматривает изучение проблем социальной ориентации в экономической политике; экономических взаимоотношений субъектов социальной сферы; материального благосостояния населения; укрепления экономических основ социального обеспечения и социального страхования; повышения экономической деятельности социальных служб и т.д.

Для настоящей учебной дисциплины наиболее важными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель этих функций — анализ экономических проблем и путей их разрешения.

Экономика социальной работы базируется на экономической теории и связана с науками: философией, историей, психологией, демографией, статистикой, социологией, юриспруденцией и др.


Сточки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для само-обеспечения, а с другой — помощь тем, кто объективно не может обеспечить себе нормальный уровень жизни.

Смикроэкономикой связан анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.д.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

Таким образом, задача курса — вооружить будущего специалиста социальной работы экономическими знаниями, которые помогут ему в профессиональной деятельности.

1.2. Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы

Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека — это санкционированные обществом (законом или моралью) его потребности.

Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере. Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное производство.

Сфера нематериальных услуг, к которой относится и сфера социальной работы, включает в себя жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт, связь (для населения), социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание населения и др. Деятельность работников, оказывающих эти услуги, носит нематериальный характер.

С начала 1990-х гг. сфера производства услуг вошла в рыночную экономику и стала полноправным партнером производства валового продукта наряду со сферой производства товаров. И ее доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) возросла за последнее десятилетие XX в. почти в 5 раз, составив около 10 %. Конечно, рост объема услуг вовсе не так велик. Здесь сказалось резкое и постоянное возрастание их стоимости даже по сравнению с ростом цен на потребительские товары.


Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические экономические особенности.

Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт труда, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.

По критерию специфики принимаемой формы потребительские стоимости выступают в форме вещи или в форме услуги. Определяя специфику труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что в данном случае труд «... оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» [14].

Всфере обслуживания не происходит характерного для материальновещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта.

Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления. Услугу нельзя «накопить». Качество услуги, ее пригодность удовлетворять потребность непостоянны и зависят от субъекта деятельности.

Вмировой хозяйственной практике считается, что общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Поэтому в ВВП включаются услуги как врача, юриста, так и социального работника.

Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального дохода. Новый хозяйственный механизм в отраслях непроизводственной сферы, принятый в конце 1988 г., стал отправной точкой к интеграции этой сферы в систему экономических отношений.

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными крупными и средними организациями, малыми предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Объем платных услуг населению измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Услуги, оказываемые населению в службах социальной работы, не включены в государственную статистическую отчетность, так как они для населения оказываются в основном бесплатно. В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.п.) перешла на рыночные условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью. И


лишь сфера социальной работы практически полностью, более чем на 90%, остается на ресурсном обеспечении государства. Основная часть социальных услуг оказывается населению бесплатно или по социально низким ценам.

Общественный продукт определяется в рыночных ценах. Безвозмездные услуги государства, не имеющие рыночной цены, рассчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент оказания этих услуг. В этом — экономическая особенность сферы социальной работы.

Сложность настоящего момента состоит в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. В то же время либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX в. не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.

Государство было вынуждено создавать новую структуру - систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - еще одна особенность социальной работы в период перехода к рыночным отношениям.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с объективно действующими экономическими законами. В СССР был провозглашен так называемый «основной экономический закон социализма»: обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства.

Первая часть приведенной формулировки очень схожа с целью и задачами социальной работы. Получается, что социальная работа и бесплатное социальное обслуживание населения - это «островок социализма» в обществе, которое уже живет по закону получения и присвоения прибавочной стоимости.

В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный фонд потребления. Эта тенденция прослеживается с начала 1980-х гг. Уже тогда доля госбюджета в валовом национальном доходе постепенно снижалась. А с начала XXI в. доля бюджета в ВВП сократилась до 32,4 % в 2004 г. По сути в России произошло крупнейшее разгосударствление собственности.