Файл: Metodichka_kursovaya_bakalavr_3_kurs (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»

Утверждено на заседании кафедры

менеджмента, маркетинга и коммерции

«24» сентября 2013 г.

Протокол № 1

Методические рекомендации по выполнению

курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования»

для студентов направления подготовки

080200 МЕНЕДЖМЕНТ профиль Маркетинг

Кострома

2013

УДК 338.24р30

ББК 65.290-21р30

М545

Печатается по решению редакционно-издательского

совета КГУ имени Н. А. Некрасова

Рецензент

З. В. Брагина, доктор технических наук, профессор

М545

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» для студентов по направлению 080200 Менеджмент профиль «Маркетинг» / сост. М. К. Гуляева. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 19 с.

Методические рекомендации содержат основные требования, предъявляемые студентам профиля «Маркетинг» в ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования». Представлены примерная тематика курсовых работ, структура и содержание, правила оформления, сроки выполнения и порядок защиты.

Для студентов направления Менеджмент профиля «Маркетинг», может быть полезна студентам других специальностей.

УДК 338.24р30

ББК 65.290-21р30

© М. К. Гуляева, составление, 2013

© КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013

1. Общие положения

Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» представляет из себя законченный научный труд, который пишется студентом в индивидуальном порядке под руководством научного руководителя, назначенного кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции КГУ им. Н.А.Некрасова.


Курсовая работа является формой самостоятельной работы студентов, обучающихся по профилю Маркетинг направления Менеджмент, и выполняется в соответствии с учебным планом в 5 семестре.

Методические указания призваны помочь студентам организовать свою работу по более детальному изучению выбранной маркетинговой проблемы, изложению ее содержания и направлений решения.

Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» – важный этап формирования квалификации, профессиональной компетенции будущего маркетолога. Он позволяет приобрести опыт самостоятельного анализа маркетинговых проблем и обоснования методов их решения, разработки программы маркетингового исследования. Полученные навыки могут быть позднее закреплены и развиты при выполнении выпускной бакалаврской работы.

Цель выполнения курсовой работы - углубить знания студентов в области проведения маркетинговых исследований, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного исследования маркетинговой деятельности предприятия и дать возможность применить полученные знания на конкретном примере.

В соответствии с поставленной целью студент в процессе выполнения кур­совой работы должен:

- обосновать актуальность и значимость темы работы в теории и практике маркетинга;

- исследовать с позиций экономической науки и современной концепции маркетинга состояние изучаемой проблемы, раскрыть сущность экономических понятий и маркетинговых категорий;

- овладеть навыками разработки программы маркетингового исследования;

- обеспечить четкую взаимосвязь теоретических и практических аспектов поставленной проблемы при обосновании ре­комендаций и предложений, разработанных студентами в работе;

- обобщить полученные в результате проведенных исследований матери­алы и сформулировать выводы и рекомендации на основе самостоятельного ана­лиза научных и методических источников, а также фактических данных конкретного предприятия;

- формировать навыки самостоятельной работы с экономической литера­турой, цитирования и ссылки на источники, а также умение аргументировано излагать свои идеи, мысли.

В ходе выполнения курсовой работы формируются и проверяются следующие компетенции:

- знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК- 2);


- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

- способен применять инструменты маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности (в том числе некоммерческих) (ПКП-2);

- владеет методами анализа внешней и внутренней среды организации (ПКП-3);

- готов проводить маркетинговые исследования по различным направлениям (ПКП-4).

Примерная тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а затем предлагается студентам (приложение 1).

Студенты выбирают тему курсовой работы самостоятельно, руководствуясь интересом к проблеме, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной экономической литературы.

Студенты могут предложить свою тему курсовой работы, учитывая, что основным требованием является ее научная и практическая актуальность, а также соответствие специализации и направлениям научно-исследовательской работы кафедры.

Студент совместно с руководителем уточняет тему исследования, составляет программу исследования, определяет структуру работы. При глубокой теоретической и практической проработке темы, обоснованности и новизне сделанных выводов курсовая работа может быть рекомендована руководителем в качестве научного доклада для выступления на ежегодной студенческой научной конференции.


2. Структура и содержание курсового проекта

Курсовая работа состоит из 3-х частей, введения и заключения. Обязателен к оформлению титульный лист (приложение 2), который должен быть подписан студентом и научным руководителем, и содержание (приложение 3), а также библиографический список.

Введение – вступительная часть курсового проекта. Здесь кратко обосновывается необходимость изучения выбранной проблемы, отражается важность решаемых вопросов для принятия маркетинговых решений. Для этого необходимо дать оценку современного состояния решаемой проблемы как на уровне теоретических разработок, так и в практике.

Во введении формулируются цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования.

Цель курсовой работы – конечный результат, который студент хочет достичь в исследовании. Цель должна быть ясной, лаконичной и корреспондироваться с темой исследования.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, возможностей исследователя проникнуть вглубь проблемы.

Объект исследования – конкретная сфера маркетинга, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. Объектом исследования может выступать отрасль (сфера деятельности), рынок, предприятие (организация). Предмет исследования – это конкретная маркетинговая проблема, подлежащая изучению в курсовой работе.

Во введении также уместно указать теоретическую и информационную базу. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала. Поэтому логично, что введение пишется студентом в последнюю очередь.

Введение должно занимать не более 2–3 страниц, в нем не принято размещать графические и табличные материалы.

Основная часть работы состоит из 3-х глав объемом 35-40 страниц.

Структура основной части должна свидетельствовать о понимании студентом сути рассматриваемой проблемы. Состав параграфов необходимо формулировать исходя из поставленной цели и включать только те вопросы, которые являются наиболее важными с точки зрения изложения выбранной темы.


В первой части курсовой работы (аналитическая часть) студенты должны дать характеристику объекта исследования (предприятия и/или рынка, на котором оно работает). Можно выбрать следующие стандартные схемы изложения:

1. Общие сведения о предприятии: миссия, организационно-правовая форма, основные этапы развития, технико-экономические показатели и направления деятельности, ассортимент выпускаемой продукции или перечень оказываемых услуг.

2. Анализ отрасли, рынка, на котором работает предприятие, характерные особенности и основные тенденции его развития. Анализ маркетинговой (макро- и микро-) среды организации.

3. Анализ маркетинговой деятельности и обоснование проблемы исследования (симптомы управленческой проблемы) в рамках конкретного предприятия.

Во второй части курсовой работы (теоретико-методическая часть) студентам необходимо разобраться с ключевыми понятиями, провести обзор современной научной литературы по выбранной теме (монографии, научные труды, статьи в профильных научных журналах). При этом любое заимствование (определение, фраза, цитата, отдельные параграфы) должны обязательно иметь ссылку на источник. Поскольку первая часть работы представляет из себя обзор литературы, то обязателен авторский анализ теоретических подходов к изучаемой проблеме. Далее следует рассмотреть различные методы маркетинговых исследований, которые возможно применить для решения выявленной маркетинговой проблемы, при этом особое внимание следует уделить обзору современных, нетрадиционных методик, которые чаще всего можно найти в периодических научных изданиях (научных и отраслевых журналах).

Третья часть носит практический характер, в которой необходимо представить программу маркетингового исследования выявленной управленческой проблемы. Программа маркетингового исследования - это структурированный документ, который описывает проблемную ситуацию и процедуры ее изучения, определяет источники, методы, процедуры и инструментарий сбора маркетинговой информации.  Программа маркетингового исследования должна включать в себя три основных раздела:

1. Методологический (краткий предварительный анализ исследуемой проблемы, определение основных целей и задач исследования, описание рабочих гипотез и т.п.). Проблема рассматривается как некоторая  противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.