Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Предпосылки возникновения государства
Глава 2 Основные теории (концепции) происхождения государства и его признаки
2.2 Теологическая (божественная) теория
2.3 Теория «общественного договора»
2.6 Основные признаки государства
Глава 3 Причины и пути формирования государства
3.1 Восточный путь возникновения государства
3.2 Западный путь возникновения государства
Теологическая теория изложена им в трактате «О правлении государей». Его взгляды частично совпадали с мнением Аристотеля о том, что человек по своей сути является «животным общительным и политическим».
Таким образом, желание человека жить в государстве вполне естественно, ведь индивид не может самостоятельно удовлетворить свои потребности, прежде всего, потребность в общении. Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность государства определяет его вечность и неизменность. Данная идея развивалась христианством. В послании апостола Павла к римлянам говорится: « Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога, существующие же власти от Бога установлены». В соответствии с данной теорией, государство - продукт божественной воли, а государственная власть зависит от религиозных деятелей и организаций. Идеологи данной теории утверждали, что экономическое и социальное неравенство - божественная воля и с этим необходимо смириться.
Непослушание государственной власти равносильно непослушанию Всевышнему. Сторонники теологической концепции способствовали усилению в обществе порядка, согласия, поощряли действие церквей и религиозных организаций.
2.3 Теория «общественного договора»
Договорная теория определяет формирование государственной власти
соглашением между людьми. Она также берет свое начало в глубокой древности. Впервые данная концепция была освещена древнегреческим философом Эпикуром. Завершенную форму она приняла в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтона, Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, А. Н. Радищева. По их мнению, государство сформировалось в результате договора, который заключается между властителем и его подданными. В понимании сути государства данная теория у различных мыслителей одинакова. Однако, взгляды на причины заключения договора у них разделились.
Т. Гоббс полагал, что естественное состояние человеческого общества - это война всех против всех. Регулярные противоречия в обществе указывают на необходимость установления порядка, новых взаимоотношений. Для этого нужно чтобы кто-то обладал властью для регулирования всех общественных отношений. Таким образом, был заключен «общественный договор», в соответствии с которым вся власть передается определенному лицу, а деятельность всех остальных строго регламентируется. Т. Гоббс считал, что власть должна быть абсолютной и неизменной.
Дж. Локк полагал, что по причине неупорядоченности общественных отношений возникла необходимость заключения общественного договора. Но государство предполагает форму конституционного правления и правового регулирования отношений. Оно играет роль «ночного сторожа» по охране прав и свобод граждан.
Ж.Ж. Руссо идет дальше своих предшественников и полагает, что данный договор может быть расторгнут по воле народа, в том случае, если он недоволен властью, или замечает злоупотребление ею
2.4 Теория насилия
Она получила особое распространение в XIX в. Данная теория говорит о том, что государственная власть начала зарождаться с разделения общества на сильных и слабых. А само государство формируется в результате одноразового акта захвата государственной власти. Но на практике такие одноразовые акты установления государственной власти обычно образовывают новое государство на руинах ранее действовавшей государственной власти.
Данная теория возникла в двух вариантах: как теория внутреннего и внешнего насилия. Представителем концепции внутреннего насилия является Е. Дюринг. Суть данной теории в том, что государство появляется как результат насилия одной части общества над другой. JI. Гумплович и К.Каутский - основоположники теории внешнего насилия. Они полагали, что причиной возникновения государства является завоевание одного племени или народа другим племенем или народом. Таким образом, можно сделать вывод, что основатели данной теории рассматривали государство как естественно возникшую организацию властвования одного племени над другим, то есть путем насилия.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс создания любого государства (римское, древнегерманские государства, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США в их современном "демократическом" виде. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.
2.5 Марксистская теория
Данная концепция происхождения государства основана на классовом подходе. Ее основоположниками были К. Маркс и Ф.Энгельс. Также эту теория разделял В.И. Ленин. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и становились по мере своего развития государством.
Классической работой, рассматривающей генезис возникновения государства в рамках данного подхода, является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.).
Процесс становления и развития государства начался в классовых изменениях, которые происходили в поздний период общинно-племенного строя. До тех пор пока это общество было в принципе экономически недифференцированным, а только разделено социально (скорее всего, с точки зрения престижа, а не различий в обладании имуществом и властью), основные его политические функции (оборона и поддержание внутреннего порядка) могли воплощаться совместными усилиями, без создания для этих целей специализированных институтов. Так происходило потому, что не существовало антагонистических внутренних конфликтов, вынужденных навязывать волю одной группы другой.
Племя существовало как единое целое и могло осуществлять интересы посредством коллективных действий всех своих членов. Авторитет старейшин был опорой власти и поддерживался в случае необходимости силой всех членов общества.
Положение резко меняется, когда результатом развития производительных сил стало разделение общества на классы. Такое классовое деление общества привело к тому, что одна социальная группа могла навязывать свою волю другой в силу обладания собственностью. Таким образом сформировались отношения «господства - подчинения», когда управление делами государства производится в интересах экономически господствующего класса. По мере развития общественных отношений из среды господствующего класса сформировался отдельный, становящийся над обществом слой, который занимается сугубо управлением. Происходит полное отчуждение власти от народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что появление государства — это естественноисторический процесс. Возникнув в период образования классов, оно по мере укрепления социальной однородности общества будет утрачивать свое значение, так как «не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени его развития...»
Итак, мы рассмотрели основные теории происхождения государства,
теперь стоит изучить его сущность и основные признаки.
2.6 Основные признаки государства
Государство является основным элементом политической системы общества, его политической организации. Оно представляет собой закономерный продукт исторического развития, обеспечивающий политическую организованность общества. Государство выступает в роли важнейшего органа политической власти, который осуществляет управление.
Функционирование государства в обществе преследует две основные
цели:
1) выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, т. е. управление делами всего общества;
2) специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами, т. е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения.
При рассмотрении сущности государства, определении его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику государства, которая включает следующие критерии:
1) социальное назначение государства, его функции;
2) его организационную структуру;
3) специфические возможности права и полномочия в сравнении с
другими общественными институтами;
4) характер отношений с обществом, классами, нацией;
5) состав, структуру и функции государственного аппарата.
Давая развернутую характеристику государства, следует учитывать его классовый характер, который проявляется в следующем; во - первых, государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса).
Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты:
1.Наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат.
Понятия государство и государственный аппарат нетождественны.
Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства.
2.Взимание налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета.
3.Территориальное деление подданных взамен деления по кровно-родственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей
социальной группы.
4.Определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Г осударство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.
5.Суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний. Внутренний суверенитет проявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний суверенитет
предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене.
Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества:
-монополия на принудительную власть в отношении населения;
-универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан;
-олицетворение публичной власти и подчинение всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения;
-правовое регулирование общественных отношений и придание своим
велениям общеобязательного смысла;
-наличие специального профессионального аппарата, выполняющего
основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами;
-обладание суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения;
-наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества;
-существование подданства (гражданства) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер. Отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человек как ненормальное явления.
Глава 3 Причины и пути формирования государства
Государство — это политическая структура особого рода, возникшая на определенно этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.