Файл: Выбор стиля руководства в организации (Основное понятие «Стиля руководства», виды стилей и их значения, факторы формирования стилей руководства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Введение
На дворе 2020 год, управление персоналом неотъемлемая часть современного общества. На момент января 2019 года было зафиксировано 6,04 млн организаций (только малого бизнеса).
В реалиях активной рыночной экономики и частной собственности, а также большого количества организацией задействованных в предоставление различных услуг мы понимаем, что рынок предоставляет огромное количество вакансий для менеджеров и возможностей для управления собственным делом. В такой конкурентной среде, необходимо понимать, как быть максимально эффективным?
Один из основных факторов для получения желаемого результата и эффективной работы является стиль руководства в организации или в своей команде.
Именно руководитель, используя тот или иной стиль руководства может воздействовать на динамику развития фирмы и социально-психологический климат внутри организации.
Негативные отношения между менеджментом и сотрудниками рано или поздно обязательно отрицательно отразятся на эффективности труда на чувстве удовлетворенности сотрудников своей работой и занимаемой должностью на отношениях фирмы со своими клиентами а также на положении компании на рынке.
Социологи и психологи давно выяснили что от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность работы фирмы.
В данной работе мы постараемся ответить на вопрос: «Какой стиль руководства подходит в той или иной ситуации, а также я ставлю себе задачу определить, какой стиль руководства больше всего подходит в современных реалиях?
Для начала мы определимся с основными понятиями стилей руководства, далее рассмотрим основные виды стили руководства и их значения для понимания теории и предметного анализа.
Рассмотрим исторические примеры стилей руководства для анализа результатов.
Основывайся на полученных данных постараемся определить, какой стиль руководства можно использовать в современном времени.
Важно!
Хочу отметить, что в данной работе я постараюсь следовать основным целям, я не ставлю перед собой задачу разобрать основные определения, понятия и факторы, а также существующие теории. В связи с этим в моей работе будут присутствовать формулировки из разных источник, которые не будут переделаны мной и могут совпадать с формулировками из других работ. Все главные и основные мысли остаются без сносок. Основным источником информации использую статьи, исторические блоги, библиотеки (не ссылаюсь на Википедию) в интернете.
факторы формирования стилей руководства.
Глава 1. Основное понятие «Стиля руководства», виды стилей и их значения, факторы формирования стилей руководства
Для начала работы со стилями, немного общей теории.
Менеджмент (англ. management — управление, система управления) — это совокупность современных технологий принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы предприятия.[1]
Управление — процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимыйдля того, чтобы сформулировать и достичь цели организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Руководитель - это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
Результативность – это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании).
Эффективность – это, способ достижения цели, образно говоря, – путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность – это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение. [2]
В данном блоке в основных момент стоит отметить понятие- «Эффективности»- это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Данные определения не просто так расположены в таком порядке.
Если выписать основные тезисы каждого определения можно наблюдать зависимость одного определения от другого.
Менеджмен- это управление
Управление- это организация работы
Организация- группа людей с общими целями.
Руководитель- управляет группой людей с общими целями
Результат- достижения организацией поставленных целей
Эффективность-это способы достижения.
Способы достижения - это разные подходы к одним и тем же задачам, которые могут быть охарактеризованы собственным стилем работы.
Данная цепочка подчеркивает важность эффективности менеджеров и управленцев. Чем более эффективен менеджер, тем быстрее он получит результаты работы и его стиль руководства напрямую влияет на результат.
Вернемся к стилям руководства.
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности[3].
1.1 Виды и классификации стилей руководства
Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином.[4]
Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический. [5]
- Директивный стиль (авторитарный);
- Демократический стиль (коллегиальный);
- Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления(авторитарный) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.[6]
Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.[7]
Демократический стиль управления(коллегиальный) характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления(попустительский или анархический) характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.
Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.[8]
1. Примитивное руководство
Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.
Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.[9]
2. Авторитарное руководство
При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.
Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.
На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды
3. Производственно-социальное руководство
Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.
Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются. [10]
4. Социальное руководство
Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.
Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам. [11]
5. Командное руководство
Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой. [12]
Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.
Теория Х и теория Y
В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.
Теория X
Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.