Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы организации власти в Российской Федерации
1.1. Общие принципы организации властных структур в Российской Федерации
1.2. Распределение полномочий между ветвями власти
Глава 2 Анализ состояния порядка взаимодействия органов федеральной и муниципальной власти в регионе
2.1. Нормативно – правовое обеспечение порядка взаимодействия властей
2.2. Финансово – экономическое обеспечение взаимодействия
2.3. Проблемы в организации взаимодействия органов власти с органами местного самоуправления
Введение
Стремительное изменение реалий политико-правового мироустройства и обновление конкретных форм государственности, усложнение процессов социального управления, постоянная трансформация взаимоотношений властных структур внутри отдельно взятого социума и многие другие моменты, характеризующие современную общественную жизнь, требуют инновационного подхода к их научному осмыслению. Представляется, в частности, что некоторые, в том числе и основополагающие, постулаты классической, восходящей еще к Дж.Локку и Ш.–Л.Монтескьё теории разделения и взаимодействия властей, практически устарели, не вполне соответствуют сегодняшней действительности и поэтому нуждаются в обновлении. Взаимодействие и взаимоотношение органов управления на современном этапе представляет собой сложную, слабоструктурированную проблему. В России система разделения власти и принятие решений между двумя или несколькими органами власти обуславливается термином «федерализм». Именно федерализм определяет трехуровневую систему управления в России, при которой органы государственной власти и органы местного самоуправления постоянно находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве друг с другом.
Актуальность исследования обуславливается тем, что современное состояние внешней среды предполагает наличие свойств целесообразности и открытости в любой системе. И если первое из отмеченных свойств свидетельствует об активности, разумности поведения социально – политических и экономических объектов (коими и являются органы государственной власти), то второе свидетельствует об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимопроникновении.
Объектом исследования является взаимодействие органов государственного и муниципального управления.
Предмет исследования - технологии взаимодействия органов управления, направленные на улучшение социально – экономического положения региона, открытости диалога власти и общества.
Цель исследования - изучение и анализ взаимодействия органов государственной власти, а также рассмотрение укоренившихся в отечественной и зарубежной юридической науке представлений о соотношении, взаимосвязи и взаимодействии трех основных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Задачи исследования:
определить принципы организации власти в России;
выявить функциональные особенности осуществления властных полномочий;
рассмотреть механизм взаимоотношений властных структур;
проанализировать порядок взаимодействия органов федеральной и муниципальной власти в регионе;
выявить основные проблемы взаимодействия органов управления.
Методологическую базу исследования составили труды отечественных и западных исследователей в области государственного и муниципального управления: Бельского К.С., Кочеткова В.В., Краснова Ю.К., Бакатина Д.В., Захаровой О.Ю., Лексина И.В., Накашидзе Б.Д., Петрова М.П., Авакьяна С.А., Капицына В.М., Андрюшиной В.М., Шутова А.Ю., Минаевой Л.В., Тимофеева Н.С., Рясковой М.В., Дорофеевой А.М., Постового М.В., Мокрого В.С., Баженовой О.И., Телешовой И.Г., Андрианова В.Д., Соловьева А.И., Туронока С.Г., Васильева В.П.
В работе использованы следующие методы исследования - системно – структурный, сравнительный, метод включенного наблюдения.
Глава 1 Теоретические основы организации власти в Российской Федерации
1.1. Общие принципы организации властных структур в Российской Федерации
В основе организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации лежит система принципов - законодательно закреплённых отправных начал, идей и требований, которые, взаимосвязаны и взаимообусловлены, придают системе государственных органов целенаправленность, целостность и единство, являясь необходимым условием эффективного функционирования и развития государственного механизма.
Данные принципы закреплены либо непосредственно в Конституции Российской Федерации (такие, например, как разделение властей и законность), либо определены действующими федеральными конституционными законами и федеральными законами.
К числу основных принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации относятся следующие:
разделение властей;
централизм и децентрализация;
законность;
выборность органов государственной власти;
гласность.[1]
Конституция Российской Федерации 1993 [2]года закрепила принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя.2 Установлено, что федеральные органы государственной власти подлежат разделению на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Данная модель формирования органов государственной власти в значительной степени использована субъектами Российской Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и входят в единое правовое пространство государства, что предполагает относительно единую систему органов государственной власти, построенную на единых принципах. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года № 2-П сказано: «Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти, в её субъектах». Это значит, что система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей.
Наиболее полно вопросы, связанные с организацией системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы в Федеральном законе РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
В исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах). Также подробное регулирование этого вопроса содержится в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и в их текущем законодательстве.
В статье 2 Закона об общих принципах сказано, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Отдельно отмечено, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Анализ регионального законодательства свидетельствует о том, что большинстве конституций и уставов субъектов Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве важнейшего принципа формирования и деятельности органов государственной власти субъектов.
Особенности его реализации отражаются в порядке формирования и прекращения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в их компетенции и во взаимоотношениях друг с другом.
Ключевым принципом организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации является соотношение централизма (концентрации вопросов руководства государственными делами в руках центральных органов государства) и децентрализации (передачи решения различных вопросов от центральных государственных органов в ведение органов субъектов федерации и местного самоуправления).[3]
Принцип централизации, как сосредоточения большей части государственных функций в ведении федеральных органов власти, вытекает из единства системы государственной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных региональных органов власти, их совместном ведении в пределах, определенных законодательством.
В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по федеральным предметам ведения, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения.
Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Хотя субъекты Российской Федерации являются её системообразующими элементами, они не лишены определённой самостоятельности, несмотря на то, что встроены в единую строго иерархизированную систему государственной власти. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции России к предметам совместного ведения, до принятия по ним федеральных законов.[4]
При децентрализации отсутствуют «расщепление» предметов ведения и полномочий по вертикали, предметы ведения и полномочия обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов.5 Как отмечает В.Е.Чиркин, «федеральная государственная власть, государственные органы федерации – представитель общества всей страны, а власть субъекта федерации – власть части народа этого общества. Естественно, что они соотносятся как целое и его часть».
Важным принципом, который определяет функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, является принцип законности.
Закон есть проявление воли законодательной власти, имеющее целью регулирование общественной жизни путём установления в ней определённого порядка отношений. В то же время закон как социологическая категория есть явление, управляющее жизнью природы и человеческого общества.
Наконец, закон в юридическом смысле, кроме формального признака веления власти, содержит ещё и материальный признак - известное нравственное содержание как выражение связи законодательной нормы с некоторыми постоянными и естественными устоями общества. Как известно, одним из основополагающих признаков закона является его государственная гарантированность, которая обеспечивается силой государственного принуждения и направлена на создание и поддержание благоприятных политико-социальны условий функционирования государственно-организованного общества.[5]
В тесной взаимосвязи с понятием «закон», - это политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписании всеми субъектами права. Принцип выборности органов власти и принцип гласности являются значимыми принципами в системе управления государством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны формироваться населением. Население может реализовать свое право на выбор органов власти, на участие в референдуме и т.д. Принцип гласности означает доступность информационных ресурсов, открытость в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.2. Распределение полномочий между ветвями власти
Российской Федерации в рамках принципа разделения властей вся власть делится на 3 вида:[6]
исполнительная власть;
законодательная власть;
судебная власть.
Исполнительная власть в Российской Федерации является неотъемлемой частью системы государственного управления. Исполнительная власть в рамках демократии руководствуется принципами правового государства, федерализма и демократии. В сознании народа закрепились и нашли понимание все эти принципы, что отразилось на облике этой ветви государственной власти. Основные черты исполнительной власти, действующей в рамках демократического строя: