ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Второе противоречиеоформления цели социальной работы – неконгруэнтность индивидуальных и социальных эталонов существования при господстве заявительной системы. Возникает серьезный вопрос о правомерности и мере интервенции в жизненную ситуацию индивида, группы и т.д. Особенно в случае, когда страдания, которые испытывает человек, не приводят его к осознанию необходимости перемен в собственной жизни, более того, он сопротивляется приведению наличных жизненных обстоятельств в соответствие с общественными нормами.
Третье противоречие –дилемма предельности помощи. В социальной работе с рядом категорий населения социальная помощь переходит в медицинский уход, то есть социальная работа переходит в другие виды социальной практики.
Снимая лично-общественный конфликт интересов иногда цель социальной работы формулируют как двуединую: «способствовать интеграции общественного целого и содействовать адаптации людей в меняющемся мире».1
Исходя из всего вышесказанного цель социальной работы – достижение объектом состояния, характеризующегося оптимальным использованием личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.
Задача не что иное, как локализованная цель, цель, преломленная в условиях той или иной ситуации. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.
1. Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники должны выступать инициаторами своевременного принятия законов, направленных на социальную защиту, как всего населения страны, так и наиболее уязвимых групп. Решение данной задачи также связано с популяризациией в обществе образцов толерантности, альтруизма, филантропии, взаимпомощи. Гуманность и обеспечение свободы выбора не освобождает от конфликтов интересов и ведет построению конструктивного отношения – учета интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии.
2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся вызывает необходимость привлечения негосударственных, неформальных институтов к помощи отдельным лицам и группам, создания и пополнения финансовых и материальных резервов социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества. Эффективность социального обслуживания клиентов социальных служб обусловлена технической вооруженностью учреждений и предприятий, поэтому современную социальную работу трудно представить без широкого использования достижений научно-технического прогресса, инновационной и экспериментальной деятельности. Важнейшими ресурсами помощи является компетентность кадров специалистов по социальной работе, научные и методические разработки оптимальных путей и способов оказания социальной помощи.
3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества.Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи). Обеспечение социальной справедливости инициирует внедрение гибкой системы оплаты за социальные услуги, позволяющей оказывать адресную помощь, дифференцированно подходить к поддержке категорий и отдельных лиц.
4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощине может происходить иначе как в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи. Длительность установления договорных (контрактных) отношений может быть различной, специалист должен достаточно спокойно относиться к регулярному изменению условий контракта. Сам по себе процесс согласования представлений о норме клиента и специалиста, представляющего (государство, общество, организацию) чувствителен к использованию субъектом авторитарного давления, манипулирования.
5. Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы. Активизация возможностей самих клиентов социальных служб с одной стороны позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы, как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. В следствии все этого перед социальными работниками должна формулироваться задача – поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне. Актуализация внутренних ресурсов, прежде всего жизненной позиции затрудняется социокультурными традициями отношений человека и государства, фатализмом, апатией, социальным пессимизмом.
6. Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работыобусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Со стороны клиента необходимо владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.
С помогающей стороны готовность к предоставлению общественных ресурсов начинается от физической доступности зданий, сооружений, транспорта; режима работы учреждений и предприятий и заканчивается эмоциональным настроем конкретных специалистов взаимодействующих с клиентами социальных служб. Важную роль при обеспечении доступности общественных ресурсов играет координация социальных организаций и институтов, так как деятельность каждого из них ограничена ведомственными задачами, стереотипами и заблуждениями.
§3. Уровни социальной работы
Традиционно в учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный).
Индивидуальный уровеньсоциальный работы представляет собой организацию помогающего взаимодействия с клиентом, где и тот и другой выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств. Объективно каждая из сторон характеризуется: полом, этно-культурной принадлежностью и идентификацией, индивидуально-типологическими свойствами психики, уровнем развития способностей, т.п. В то же время в момент помогающего контакта актуализируются такие свойства социального работника как профессиональный статус и компетентность, а у клиента его положение в трудной жизненной ситуации. Профессиональное нормативное отношение проводника перемен к свойствам нуждающегося проявляется в специфических принципах социальной работы.
В трактовках социальной работы на индивидуальном уровне преобладают психолого-ориентированные подходы, что объясняется характером взаимодействия личность – личность.
Групповой уровень социальной работыпо аналогии может быть представлен как реализация помощи группе, при этом субъект социальной работы может выступать как индивид (специалист), так и в качестве группы профессионалов, обладающих высокой степенью интегрированности. В трудную жизненную ситуацию могут попадать различные по происхождению группы: семьи (обычные или созданные для решения социальных проблем: приемные, опекунские и т.д.), производственные коллективы, досуговые объединения, группы взаимопомощи, клиенты стационарных учреждений социального обслуживания.
Специфика группового уровня социальной работы состоит в ее направленности на обеспечение полноценного функционирования группы, которая в свою очередь обуславливает реализацию потребностей индивидов, в нее входящих. Поэтому деятельность субъекта помощи не только содействует сплочению участников объединения, но и призвана гарантировать автономность индивидов, образующих общность. Особенности на групповом уровне социальной работы наблюдаются и при характеристике свойств объекта. В очень редких случаях группы являются достаточно однородными, тогда не возникает проблем при соотнесении свойств индивидов. В большинстве случаев перед социальным работником стоит сложная задача примерить те или иные различия участников группы. Отсюда понятно, почему ведущими профессиональными ролями проводника перемен на этом уровне являются: фасилитатор и посредник. Содержательно социальная работа на групповом уровне включает оптимизация модели внутригруппового взаимодействия, достижения состояния межличностных отношений, когда потребности всех индивидов реализуются в возможно полной мере.
Социально-административный уровень социальной работывыделяется, прежде всего, на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т.д.
Субъект социальной работы на социально-административном уровне представляет собой организацию (команду специалистов или учреждение социального обслуживания, отделение данного учреждения). Деятельность субъекта в этом случае направлена на оптимизацию функционирования сообщества. Оптимальность определяется здесь степенью реализации потребностей членов общности в следующих общественных сферах: производство – распределение – потребление, социализация, взаимопомощь.
Социальная работа на макроуровне осуществляется через различные социальные структуры, поэтому включает программы: исследований среды, координации деятельности разных субъектов помощи по решению конкретных проблем, социальной анимации.
Программы исследований служат для уточнения представлений о социальных болезнях социума, определения цели и содержания социальной работы, выбора адекватных методов и средств. Программы координации устанавливают функции проводников социальных перемен в совместной работе по решению проблемы. Программы социальной анимации (оживления, одушевления) направлены на активизацию неформальных институтов помощи, развитию социальной ответственности в сообществе.
Для объяснения особенностей социальной работы на социально-административном уровне в большей степени подходят социолого-ориентированные концепции, так как помогающее взаимодействие происходит в этом случае между организацией и социумом.
В социальной работе как отрасли знания также выделяются уровни: мета (общая теория социальной работы), макро (теория социально-административной работы), мезо (теория социально-групповой работы), микро (теория индивидуальной социальной работы). На каждом из этих уровней М.В. Фирсов предлагает выделять феноменологию помощи, деятельности, субъекта и объекта помощи.