ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Жемчугова П. П.
Ж53 Изобразительное искусство. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. — 128 с: ил. — (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»).
ISBN 5-94455-580-7
Данный словарик охватывает термины изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры — и адресован широкому кругу чита телей. Большое количество словарных статей, лёгкость изложения и обилие иллюстративного материала (в тексте и на цветной вклейке) делают его чрезвычайно полезным справочником для школьников — и для тех, кто имеет слабое представление об офорте, эстампе, гризайле, граттаже, граффити, лягушачьей перспективе, «малых голландцах» и т. п.
Дорогие друзья!
Назначение этого словаря — познакомить вас с основными терми нами изобразительного искусства, т. е. живописи, графики и скульпту ры. Здесь рассматриваются различные стили (Готика, Ренессанс и т. д.), направления (Абстракционизм, Импрессионизм и др.), течения (Дада изм, Кубизм и др.), виды и жанры (Натюрморт, Интерьер и др.) ис кусства, а также техника — способы исполнения, необходимые для работы материалы и инструменты.
Структура словарной статьи
Словарная статья содержит:
1)ключевое слово с ударением;
2)этимологическую справку (в круглых скобках); если ключевое слово и приводимое в этимологической справке иноязычное слово однозначны, то перевод последнего не даётся;
3)толкование слова с учётом исторического развития понятия, связанного с изобразительным искусством: Графика, Портрет, Мини атюра, Фреска, Офорт и пр. Если заглавное слово повторяется в тек сте словарной статьи (в ед. или мн. числе), то оно обозначается первой буквой этого слова с точкой, за исключением тех случаев, когда со кращённый вид затрудняет понимание. Если какое-либо слово в тексте выделено курсивом, это означает, что на данное слово есть словар ная статья.
Отдельные словарные статьи сопровождаются иллюстрациями, которые помогут читателю лучше усвоить приведённый материал.
Условные сокращения
англ. — английский ар. — арабский букв. — буквально гола. — голландский гр. — греческий исп. — испанский ит. — итальянский лат. — латинский нем. — немецкий
позднелат. — позднелатинский
польск. — польский санскр. — санскрит сокр. — сокращение
с.-лат. — среднелатинский ст.-фр. — старофранцузский тюрк. — тюркский
устар. — устаревшее слово или выражение
фр. — французский цв. вкл. — цветная вклейка
А
АБРИС (нем. «чертёж, план») — 1) л и н е й н о е очерта ние предмета, контур; 2) в литографии — контур воспро изводимого изображения и границы отдельных тоновых и цветовых участков многоцветного оригинала, которые на носятся на прозрачный материал (кальку, плюр и т. д.) и затем переводятся на, литографский камень.
А Б С Т Р А К Ц И О Н И З М (фр., от лат. «отвлечённый»), абстрактное искусство — крайн е формалистическое на правление в живописи, скульптуре и графике XX в., для которого характерен п о л н ы й отказ от воспроизведения форм действительности. Творения абстракционистов пред ставляют собой сочетание отвлечённых геометрических форм (супрематизм: К. Малевич в России и П. Мондриан в Голландии), хаотических пятен и мазков (ташизм, от фр. tache — пятно: Дж. Поллок в США, П. Сулаж во Фран ции). Основоположником и теоретиком А. считается В. Кан динский (см. цв. вкл.); абстрактную форму он рассматри
вал как выражение |
внутреннего состояния человека. |
|
|||
А В А Н Г А Р Д И З М |
(фр., |
от |
«авангард, |
п е р е д о в о й |
от |
ряд») — н а з в а н и е |
ряда |
художественных |
т е ч е н и й XX |
в., |
|
стремившихся к коренному |
о б н о в л е н и ю |
искусства, |
к а к |
по форме, так и по содержанию; критиковали традицион ные направления, формы и стили (см. цв. вкл.). П р и н ц и п ы А. восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.
АВТОГРАВЮРА (от гр. «сам» и фр. «гравюра») — гра вюра, печатную форму для которой на дереве, линолеуме или металле выполняет её автор.
Абстракционизм. В. Кандинский.
Импровизация №7
Авангардизм. В. Козлинский.
Инфлюэнца. 1919
АВТОГРАФИЯ (от гр. «сам» и «пишу, рисую») — спо
соб подготовки печатной |
ф о р м ы , |
при котором |
рисунок, |
в ы п о л н е н н ы й художником |
на бумаге, переносят |
на ли |
|
тографский камень или на цинковую пластину. |
|
||
АВТОЛИТОГРАФИЯ (от |
гр. «сам», |
«камень» и |
«пишу, |
рисую») — так именуется литография, когда не мастерлитограф, а сам художник наносит изображение на ли тографский камень.
АВТОПОРТРЕТ (от гр. «сам» и фр. «портрет») — порт рет художника или скульптора, выполненный им самим.
3. Е. Серебрякова. Этюд девушки (автопортрет). 1911
АВТОТИПИЯ (от гр. «сам» и «отпечаток») — 1) поли графический способ воспроизведения полутоновых изоб ражений (фотографий, акварельных рисунков и т. п.): изоб ражения фотографируются через растр (сетку), после чего изготавливаются клише с печатающими элементами в виде мелких рельефных точек разного размера; размер точек оп
ределяется |
силой тона на д а н н о м участке изображения; |
2) оттиск, изготовленный этим способом. |
|
АКАДЕМИЗМ (фр.) — направление в изобразительном |
|
искусстве и |
архитектуре, сложившееся в академиях худо |
жеств в XVII—XIX вв.; следовало внешним формам клас |
|
сического |
искусства античности (см. Античное искусство) |
иВозрождения (Ренессанса).
АКАДЕМИЯ (гр.) — 1) философская школа, основан ная Платоном (IV в. до н. э.) близ А ф и н , названная по имени мифического героя Академа; 2) наименование уч реждений научного, учебного и художественного харак тера, например А. художеств: первая такая А. была открыта во 2-й половине XVI в. во Флоренции, затем они появи лись и в других европейских странах; в России основана в 1757 г. в Санкт-Петербурге: из её стен вышли выдающие ся архитекторы, скульпторы и художники — И. Е. Репин,
В.И. Суриков, И. Н. Крамской, В. А. Серов, М. А. Врубель,
В. Д. Поленов, А. И. Куинджи и многие другие.
АКВАРЕЛЬ (ит., от лат. «вода») — 1) мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими крас ками; 2) произведение, написанное этими красками, как правило по бумаге или картону.
АКВАТИНТА (ит., букв, «вода» и «окрашенная») — вид гравюры, получаемой травлением металлической пласти ны сквозь нанесённую на неё асфальтовую или канифоль ную пыль, в результате чего изображение на оттиске при ближается по характеру к тоновому рисунку, передавая по лутона оригинала.
л
АКВАТИПИЯ (от лат. «вода» и гр. «отпечаток») — печа тание рисунков водяными (обезжиренными) красками; от тиски напогминают акварель.
АКВАФОРТЕ (ит. «офорт») — то же, что офорт. В ряде стран существовали общества аквафортистов. В России та кое общество было основано в Петербурге в 1871 г., среди членов — Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, И. И. Ш и ш к и н .
АКСЕССУАР (фр., от лат. «прибавление») — в изобра зительном искусстве — второстепенные детали произве дения.
АЛЛА П Р И М А (ит., букв, «в первый миг») — живопись
по сырому: разновидность масляной живописи, требующая окончания^работы за один сеанс, до подсыхания красок.
АЛЛЕГОРИЯ (гр.) — иносказание; изображение отвле чённого понятия (идеи) посредством образа. В изобразитель
ном искусстве |
выражается |
о п р е д е л ё н н ы м и |
атрибутами |
(правосудие |
— ж е н щ и н а с |
весами). Наиболее |
характерна |
для искусства средних веков, эпохи Возрождения, манье ризма, барокко, классицизма.
АЛЬГРАФИЯ (от лат. «алюминий» и гр. «пишу, ри сую») — см. Литография.
АЛЬСЕККО (ит., букв, «по сухому») — стенная живопись по сухой штукатурке (см. Фреска).
АЛЬФРЕСКО (ит., букв, «по сырому») — стенная жи
вопись по сырой штукатурке (см. Фреска). |
|
||
АМПИР (фр. «империя») — стиль |
позднего классицизма |
||
в западноевропейской |
архитектуре и |
декоративном |
искус |
стве (1-я четверть XIX |
в.), возникший |
во Ф р а н ц и и |
в пе |
риод правления Наполеона I. Для А. характерны произведе ния монументальной скульптуры (И. П. Мартос, В. И. ДемутМалиновский) v
АНАМОРФОЗ (гр., букв, «искажение формы») — приём, основанный на использовании алогичных перспективных ракурсов и причудливых графических и живописных эффек-
Акватинта. Карл Гампельн. Екатерингофское гулянье 1 мая 1824 г. Ширина 95 мм, длина около 10 м. Фрагмент. 1824—1825