Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жемчугова П. П.

Ж53 Изобразительное искусство. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. — 128 с: ил. — (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»).

ISBN 5-94455-580-7

Данный словарик охватывает термины изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры — и адресован широкому кругу чита­ телей. Большое количество словарных статей, лёгкость изложения и обилие иллюстративного материала (в тексте и на цветной вклейке) делают его чрезвычайно полезным справочником для школьников — и для тех, кто имеет слабое представление об офорте, эстампе, гризайле, граттаже, граффити, лягушачьей перспективе, «малых голландцах» и т. п.

Дорогие друзья!

Назначение этого словаря — познакомить вас с основными терми­ нами изобразительного искусства, т. е. живописи, графики и скульпту­ ры. Здесь рассматриваются различные стили (Готика, Ренессанс и т. д.), направления (Абстракционизм, Импрессионизм и др.), течения (Дада­ изм, Кубизм и др.), виды и жанры (Натюрморт, Интерьер и др.) ис­ кусства, а также техника — способы исполнения, необходимые для работы материалы и инструменты.

Структура словарной статьи

Словарная статья содержит:

1)ключевое слово с ударением;

2)этимологическую справку (в круглых скобках); если ключевое слово и приводимое в этимологической справке иноязычное слово однозначны, то перевод последнего не даётся;

3)толкование слова с учётом исторического развития понятия, связанного с изобразительным искусством: Графика, Портрет, Мини­ атюра, Фреска, Офорт и пр. Если заглавное слово повторяется в тек­ сте словарной статьи (в ед. или мн. числе), то оно обозначается первой буквой этого слова с точкой, за исключением тех случаев, когда со­ кращённый вид затрудняет понимание. Если какое-либо слово в тексте выделено курсивом, это означает, что на данное слово есть словар­ ная статья.

Отдельные словарные статьи сопровождаются иллюстрациями, которые помогут читателю лучше усвоить приведённый материал.

Условные сокращения

англ. — английский ар. — арабский букв. — буквально гола. — голландский гр. — греческий исп. — испанский ит. — итальянский лат. — латинский нем. — немецкий

позднелат. — позднелатинский

польск. — польский санскр. — санскрит сокр. — сокращение

с.-лат. — среднелатинский ст.-фр. — старофранцузский тюрк. — тюркский

устар. — устаревшее слово или выражение

фр. — французский цв. вкл. — цветная вклейка


А

АБРИС (нем. «чертёж, план») — 1) л и н е й н о е очерта­ ние предмета, контур; 2) в литографии — контур воспро­ изводимого изображения и границы отдельных тоновых и цветовых участков многоцветного оригинала, которые на­ носятся на прозрачный материал (кальку, плюр и т. д.) и затем переводятся на, литографский камень.

А Б С Т Р А К Ц И О Н И З М (фр., от лат. «отвлечённый»), абстрактное искусство — крайн е формалистическое на­ правление в живописи, скульптуре и графике XX в., для которого характерен п о л н ы й отказ от воспроизведения форм действительности. Творения абстракционистов пред­ ставляют собой сочетание отвлечённых геометрических форм (супрематизм: К. Малевич в России и П. Мондриан в Голландии), хаотических пятен и мазков (ташизм, от фр. tache — пятно: Дж. Поллок в США, П. Сулаж во Фран­ ции). Основоположником и теоретиком А. считается В. Кан­ динский (см. цв. вкл.); абстрактную форму он рассматри­

вал как выражение

внутреннего состояния человека.

 

А В А Н Г А Р Д И З М

(фр.,

от

«авангард,

п е р е д о в о й

от­

ряд») — н а з в а н и е

ряда

художественных

т е ч е н и й XX

в.,

стремившихся к коренному

о б н о в л е н и ю

искусства,

к а к

по форме, так и по содержанию; критиковали традицион­ ные направления, формы и стили (см. цв. вкл.). П р и н ц и п ы А. восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.

АВТОГРАВЮРА (от гр. «сам» и фр. «гравюра») — гра­ вюра, печатную форму для которой на дереве, линолеуме или металле выполняет её автор.


Абстракционизм. В. Кандинский.

Импровизация №7

Авангардизм. В. Козлинский.

Инфлюэнца. 1919

АВТОГРАФИЯ (от гр. «сам» и «пишу, рисую») — спо­

соб подготовки печатной

ф о р м ы ,

при котором

рисунок,

в ы п о л н е н н ы й художником

на бумаге, переносят

на ли­

тографский камень или на цинковую пластину.

 

АВТОЛИТОГРАФИЯ (от

гр. «сам»,

«камень» и

«пишу,

рисую») — так именуется литография, когда не мастерлитограф, а сам художник наносит изображение на ли­ тографский камень.

АВТОПОРТРЕТ (от гр. «сам» и фр. «портрет») — порт­ рет художника или скульптора, выполненный им самим.

3. Е. Серебрякова. Этюд девушки (автопортрет). 1911

АВТОТИПИЯ (от гр. «сам» и «отпечаток») — 1) поли­ графический способ воспроизведения полутоновых изоб­ ражений (фотографий, акварельных рисунков и т. п.): изоб­ ражения фотографируются через растр (сетку), после чего изготавливаются клише с печатающими элементами в виде мелких рельефных точек разного размера; размер точек оп­

ределяется

силой тона на д а н н о м участке изображения;

2) оттиск, изготовленный этим способом.

АКАДЕМИЗМ (фр.) — направление в изобразительном

искусстве и

архитектуре, сложившееся в академиях худо­

жеств в XVII—XIX вв.; следовало внешним формам клас­

сического

искусства античности (см. Античное искусство)

иВозрождения (Ренессанса).

АКАДЕМИЯ (гр.) — 1) философская школа, основан­ ная Платоном (IV в. до н. э.) близ А ф и н , названная по имени мифического героя Академа; 2) наименование уч­ реждений научного, учебного и художественного харак­ тера, например А. художеств: первая такая А. была открыта во 2-й половине XVI в. во Флоренции, затем они появи­ лись и в других европейских странах; в России основана в 1757 г. в Санкт-Петербурге: из её стен вышли выдающие­ ся архитекторы, скульпторы и художники — И. Е. Репин,

В.И. Суриков, И. Н. Крамской, В. А. Серов, М. А. Врубель,

В. Д. Поленов, А. И. Куинджи и многие другие.

АКВАРЕЛЬ (ит., от лат. «вода») — 1) мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими крас­ ками; 2) произведение, написанное этими красками, как правило по бумаге или картону.

АКВАТИНТА (ит., букв, «вода» и «окрашенная») — вид гравюры, получаемой травлением металлической пласти­ ны сквозь нанесённую на неё асфальтовую или канифоль­ ную пыль, в результате чего изображение на оттиске при­ ближается по характеру к тоновому рисунку, передавая по­ лутона оригинала.


л

АКВАТИПИЯ (от лат. «вода» и гр. «отпечаток») — печа­ тание рисунков водяными (обезжиренными) красками; от­ тиски напогминают акварель.

АКВАФОРТЕ (ит. «офорт») — то же, что офорт. В ряде стран существовали общества аквафортистов. В России та­ кое общество было основано в Петербурге в 1871 г., среди членов — Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, И. И. Ш и ш к и н .

АКСЕССУАР (фр., от лат. «прибавление») — в изобра­ зительном искусстве — второстепенные детали произве­ дения.

АЛЛА П Р И М А (ит., букв, «в первый миг») — живопись

по сырому: разновидность масляной живописи, требующая окончания^работы за один сеанс, до подсыхания красок.

АЛЛЕГОРИЯ (гр.) — иносказание; изображение отвле­ чённого понятия (идеи) посредством образа. В изобразитель­

ном искусстве

выражается

о п р е д е л ё н н ы м и

атрибутами

(правосудие

— ж е н щ и н а с

весами). Наиболее

характерна

для искусства средних веков, эпохи Возрождения, манье­ ризма, барокко, классицизма.

АЛЬГРАФИЯ (от лат. «алюминий» и гр. «пишу, ри­ сую») — см. Литография.

АЛЬСЕККО (ит., букв, «по сухому») — стенная живопись по сухой штукатурке (см. Фреска).

АЛЬФРЕСКО (ит., букв, «по сырому») — стенная жи­

вопись по сырой штукатурке (см. Фреска).

 

АМПИР (фр. «империя») — стиль

позднего классицизма

в западноевропейской

архитектуре и

декоративном

искус­

стве (1-я четверть XIX

в.), возникший

во Ф р а н ц и и

в пе­

риод правления Наполеона I. Для А. характерны произведе­ ния монументальной скульптуры (И. П. Мартос, В. И. ДемутМалиновский) v

АНАМОРФОЗ (гр., букв, «искажение формы») — приём, основанный на использовании алогичных перспективных ракурсов и причудливых графических и живописных эффек-


Акватинта. Карл Гампельн. Екатерингофское гулянье 1 мая 1824 г. Ширина 95 мм, длина около 10 м. Фрагмент. 1824—1825