Файл: Бизнес-планирование в индивидуальном предпринимательстве на примере деятельности (ИП Новиков Н.А.).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория бизнес-планирования.
1.1 Назначение бизнес плана и его основные элементы.
1.2 Структура бизнес-плана, методические рекомендации по его написанию.
1.3 Основные этапы, задачи и принципы создания бизнес-плана.
Изучение эффективности бизнес планирования:
Глава 2. Практическое создание бизнес плана на примере ИП Новиков Н.А.
2.2 Описание предприятия, бизнес-идея, концепция продукта
2.7 Рынок сбыта и его потенциал
2.8 Разработка модели монетизации
2.10 Маркетинговые коммуникации и привлечение первых клиентов
- название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;
- где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);
- имена и адреса учредителей;
- назначение бизнес-плана и его пользователи.
Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.
Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
1.3 Основные этапы, задачи и принципы создания бизнес-плана.
В разных учебниках по экономике предприятий можно найти много определений рассматриваемой категории. Если выделить их главные моменты, то можно сказать, что бизнес планирование это определение основной цели фирмы, создание плана действий для ее достижения, анализ необходимых ресурсов, а также разработка альтернативных вариантов функционирования предприятия, в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств. Бывают ситуации, когда перспективная фирма с большими финансовыми возможностями очень быстро становится банкротом, а причина краха коммерческого проекта – отсутствие реального бизнес плана.
- сколько нужно денег для реализации проектов;
- необходимые ресурсы;
- формирование штата сотрудников;
- срок, необходимый для решения поставленных задач;
- рентабельность и окупаемость проекта;
- предполагаемые доходы;
- оценка рисков;
- источники финансирования и т.д.
Независимо от сферы деятельности, бизнес планирование на предприятии имеет, как внутренние, так и внешние цели. В первом случае, разрабатывается финансовый документ для обеспечения текущей деятельности компании, а также, чтобы оценить перспективы новых проектов и контролировать все этапы их реализации. Например, предприятие имеет свободные финансовые средства, но вкладывать их в развитие основного направления деятельности не рационально (предложение на рынке выпускаемой продукции на сто процентов удовлетворяет спрос).
Поэтому менеджеры компании решили вложить их в дополнительные сферы деятельности, но они не знают, какой бизнес будет приносить стабильную и высокую прибыль. Для решения данного вопроса необходимо оценить активы компании и составить список тех направлений, которые являются самыми перспективными. После этого, для каждой сферы деятельности составляется бизнес план с учетом возможных рисков. На последнем этапе выбирается самый перспективный бизнес и начинается процесс реализации этого коммерческого проекта.
Главные задачи:
Каждое бизнес планирование, независимо от направления деятельности фирмы и других факторов, имеет свои задачи.
- Выбор сферы деятельности предприятия и рынков сбыта выпускаемой продукции.
- Определение целей фирмы, а также необходимых ресурсов (включая стартовый капитал), стратегии и тактики их достижения.
- Назначение сотрудников, которые будут отвечать за своевременное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей.
- Определение основных характеристик выпускаемой продукции.
- Расчет производственных издержек и затрат на реализацию товаров фирмы.
- Определить насколько соответствует оплата труда и результаты работы сотрудников предприятия.
- Оценить результативность маркетинговых ходов: рекламы, акций, изучения рыночной ситуации и т.д.
- Проведение сравнительного анализа имеющихся ресурсов предприятия и необходимых для достижения поставленных целей.
- Максимально точно спрогнозировать возможные препятствия на пути к достижению целей фирмы и найти пути для устранения возникших препятствий.
- Оценить потенциальную рентабельность фирмы и конкретных коммерческих проектов.
Отдельно можно выделить бизнес планирование в организациях, которые являются представителями малого бизнеса. Решение всех поставленных задач сильно зависит от наличия надежного источника финансирования, эффективной системы поиска сотрудников, а также возможности сотрудничать с компаниями, которые имеют безупречную деловую репутацию (такие фирмы часто не хотят работать с представителями малого бизнеса).
Этапы бизнес планирования:
Процесс бизнес планирования является достаточно сложным, чтобы лучше его понять и запомнить теоретики экономических дисциплин выделили несколько отдельных этапов:
- Начальный (подготовительный). Производится сбор и предварительный анализ информации, которая необходима для составления точного бизнес плана. Это и технические нюансы производства продукции, и организационные вопросы, и финансовые издержки.
- Определение внутренних и внешних целей предприятия. Данный этап направлен на составления реального предложения для потенциальных инвесторов и партнеров, а также он позволяет сформулировать, в чем заключаются Ваши преимущества, перед другими компаниями-конкурентами.
- Поиск необходимых источников финансирования Вашего коммерческого проекта. Это могут быть государственные программы, финансово-кредитные учреждения, международные организации, инвестиции физических и юридических лиц, финансовые средства партнеров. Для акционерных обществ в этот список можно добавить покупателей акций предприятия. В 90-х годах лидирующую позицию по финансированию малого бизнеса занимали частные лица, которые предоставляли очень дорогие кредиты, а в случае нарушения договоренностей между заемщиком и кредитором, к первому могли приехать нежелательные гости, привыкшие решать любые проблемы при помощи физической силы и оружия.
- Создается оптимальная структура будущего бизнес плана. Если Вы разрабатываете финансовый документ для банка, чтобы получить кредит, обязательно уточните вопрос по поводу наличия бланков для бизнес плана.
- Собирается вся информация, которой не хватает для составления бизнес плана по разработанной вами структуре. Например, средняя зарплата сотрудников в Вашей сфере деятельности или показатели для оценки рисков коммерческого проекта.
- Осуществляются все необходимые расчеты, и составляется бизнес план.
- Заключительный этап зависит от Ваших первоначальных целей, для кого разрабатывался финансовый документ. Если он нужен для получения кредита, его передают в банк, если для привлечения инвестиций – потенциальным инвесторам.
Для того чтобы задачи и цели бизнес плана были реализованы на все 100%, необходимо в процессе составления этого важного финансового документа учитывать внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на функционирование Вашего предприятия.
Кадровая политика руководства фирмы является основой успеха любого направления коммерческой деятельности. Даже самый надежный и перспективный бизнес может быстро «развалиться», если владелец фирмы не будет уделять внимание своим сотрудникам. Кроме того, настоящие профессионалы всегда найдут себе работу и не станут задерживаться на фирме, где их труд не оплачивается должным образом. И если уборщицу или водителя Вы всегда найдете без особых проблем, то инженер, технолог или хороший токарь – это специальности, которые должны получать высокую зарплату (на 40-50% больше, чем средняя оплата труда в Вашем регионе).
Еще один важный внутренний фактор, который влияет на выполнение бизнес плана, это материальные ресурсы. Если кратко, то в этом вопросе определяющую роль играют поставщики сырья и расходных материалов. Тот, кто работает с проверенными надежными фирмами, будет выпускать соответствующую продукцию, а если предприниматель решит сэкономить на этой статье расходов, быстро завоюет репутацию производителя низкокачественных товаров.
Немаловажная роль принадлежит новейшим научным разработкам, которые имеют отношение к Вашей сфере деятельности. Бизнесмены, которые вкладывают деньги в науку всегда остаются в «плюсах». Некоторые теоретики экономических наук считают, что данное утверждение является аксиомой (не требует никаких доказательств, объективно является правильным).
Многие читатели, особенно те, кто интересуется экономикой, уже догадались, что в представленном списке обязательно будет такая важная категория, как менеджмент. Эффективное руководство и правильная организация труда может компенсировать практически любые недостатки функционирующего предприятия.
И заключительный этап изучения внутренних факторов – это маркетинг. В 90-х годах прошлого столетия в России многие новые фирмы имели в штате маркетологов, но большинство бизнесменов даже приблизительно не представляли, какие функции должен выполнять человек, занимающий «рыночную» должность. В результате, маркетологами стали дети богатых и влиятельных родителей, которые не отличались особыми достоинствами и желанием работать. В больших городах эта ситуация относительно быстро разрешилась, и молодые маркетологи начали активно заниматься изучением рыночной ситуации, анализом спроса и предложения.
Рассмотрим перечень внешних факторов, которые влияют (прямо или косвенно) на процесс бизнес планирования, а также на все этапы реализации поставленных задач.
- Фирмы, предоставляющие сырье, расходные материалы и необходимые ГСМ.
- Производители оборудования и необходимой для осуществления производственного процесса техники.
- Рынок труда.
- Источники предоставления финансовых ресурсов.
- Государственные органы.
- Фирмы-конкуренты и потребители выпускаемой продукции.
Изучение эффективности бизнес планирования:
Без оценки эффективности Ваших планов по развитию действующего бизнеса или реализации нового коммерческого проекта, анализ главной темы статьи будет неполным. Даже те читатели, которые никогда не занимались бизнес планированием и не знают, что это такое, наверное, догадались о необходимости изучения состояния отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие. Следующий этап – определение места Вашей фирмы на рынке выпускаемой продукции.
После детального изучения указанных вопросов можно переходить к анализу эффективности Вашего бизнес-плана по следующей схеме:
- Маркетинговые исследования.
- Анализ технической стороны вопроса.
- Финансовая оценка всех этапов Вашего плана.
- Оценка рисков и влияния нестандартных факторов.
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на высокую трудоемкость, как самого процесса бизнес планирования, так и анализа всех обстоятельств и факторов, оказывающих влияние на разработку главного финансового документа, данная процедура является обязательной, как для владельца киоска с хот-догами, так и для менеджеров крупных международных корпораций.
Глава 2. Практическое создание бизнес плана на примере ИП Новиков Н.А.
2.1 Резюме.
- ИП Новиков Н.А.
- ИП
- 1 человек (предприниматель)
- Фонд: 70 000 рублей
- Результаты за прошлый год: 0 рублей
- Novikov_Synergy@mail.ru 89151859311
- ИНН - 4276380064355139
- Новиков Никита Андреевич 22.05.2000г.
ИП Новиков Н.А. на данный момент является стартапом и только собирается выходить на рынок. Работа ИП полностью с нуля, за исключением оборудования необходимого для обеспечения основной деятельности ИП (производство в сфере металлургии).
Предприятие, как и положено любому производственному стартапу находится в гараже, все необходимое для старта производство имеется.
На данный момент, персонал предприятия состоит из одного человека – ИП. В дальнейшем планируется расширение персонала.
Данная отрасль производства не характеризуется большой конкуренцией, как в России, так и за рубежом.
Преимуществом продукции предприятия является, инновационный подход к производству, широкий выбор товаров одной группы, цены ниже рыночных.
Все необходимые ресурсы для запуска ИП присутствуют.
Финансовое состояние – стабильное.
Долгосрочные цели проекта отсутствуют.
К короткосрочным относится выполнение одного имеющегося крупного заказа.
Тактический план: 1) Регистрация 2) Старт производства 3) Производство
4) Выполнение заказа 5) Доставка.
Инвестором является ИП.