ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №15
Баранова С.М.
Кострома, 2008 год
Баранова С.М.
Сборник задач по математике с использованием краеведческого материала для 4 класса .
Сборник предназначен для использования на уроках математики для устного счета, решения простых и составных задач, в результате которых учащиеся получают дополнительные сведений о природе и истории Костромского края.
©МОУ гимназия №15 города Костромы, 2008
Оглавление
Введение 4
Часть I 8
Задачи на движение 8
Доли, дроби, проценты 10
Величины 14
Арифметические действия над многозначными числами 25
Часть II 29
Логические задачи 29
Литература 32
"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
Д. С. Лихачев
Введение
Понятие национального образования разрабатывается в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.
Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
В начальных классах расширению кругозора учащихся, развитию их любознательности способствует систематическое включение в содержание уроков заданий краеведческого характера, что помогает приблизить учебный материал к жизни ребенка, семьи, города, области, способствует осуществлению межпредметных связей.
Основными целями создания сборника являются:
1. Развитие познавательного интереса к решению задач.
2. Развитие математического мышления.
3. Развитие творческих способностей.
4. Расширение знаний по истории родного края.
5. Воспитание гражданина своего отечества, патриота нашей Родины.
Сборник задач по математике с использованием краеведческого материала включает: а) познавательные сведения об истории и природе Костромской земли в цифрах (протяженность рек, площадь и глубина озер, интересные факты из жизни животных и растений, даты образования городов, монастырей, первых музеев, фабрик и др.); б) основные виды простых и составных задач, составленных на основе краеведческого материала; в) задания для устного счета, занимательные задачи, в результате решения которых учащиеся получают дополнительные сведения о природе и истории края. Большая роль отводится учителю начальных классов в организации системной, личностно -ориентированной деятельности по освоению регионального историко-культурного наследия.
Систематическое включение в урок таких заданий помогает отрабатывать математические навыки и умения у детей, развивать мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность, а главное – формировать и поддерживать интерес к своей земле, ее истории, природе. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце, а это, в свою очередь, помогает решать задачи, как обучения, так и воспитания.
Задачи, подобранные в сборнике разбиты на две части.
В первой части представлены стандартные задачи практического содержания.
Решая данные задачи, дети помимо знаний по математике, знакомятся с различными аспектами жизни области, ее историей.
В задачах используется разнообразный материал, отражающий особенности костромского края: географическое положение, климат, флора и фауна, богатства недр, различные виды промышленности и сельского хозяйства.
Задачи первой части разделены на четыре группы: задачи на движение; величины; доли, дроби, проценты; арифметические действия над многозначными числами.
Во второй части представлены задачи нестандартного характера. Решение таких задач послужит развитию интеллекта, логического мышления, внимания и смекалки.
Часть I Задачи на движение Задача 1
Костромская область имеет протяженность с севера на юг 260 км, а с запада на восток 420 км. Две группы старшеклассников отправились в экспедицию по области: одна с севера на юг, другая с запада на восток. Сколько дней потребуется каждой группе, чтобы преодолеть эти расстояния и вернуться назад, если в сутки они будут проходить 20 км. На сколько дней раньше вернется из экспедиции первая группа?
Задача 2
Расстояние от Костромы до Москвы 372 км турист на велосипеде преодолел за 31 час. За сколько времени пройдет это расстояние автомобиль, скорость которого на 50 км/ч больше скорости велосипедиста? С какой скоростью надо ехать, чтобы преодолеть это расстояние за 4 часа?
Задача 3
Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из Москвы и Костромы, расстояние между которыми 372 км. Скорость первого поезда 52 км/ч, а скорость второго поезда 61 км/ч. Какое расстояние было между поездами через 2 часа после выхода?
Задача 4
Из Костромы и Нерехты выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Скорость одного - 11 км/ч, другого -12 км/ч. Чему равно расстояние от Костромы до Нерехты, если они встретились через 2 часа?
Задача 5
Два катера плывут по Волге навстречу друг другу. Скорости катеров 25 км/ч и 27 км/ч. Сейчас между ними 312 км. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа? Через сколько часов они встретятся?
Задача 6
Расстояние от Костромы до Солигалича автобус преодолел за 4 часа со скоростью 58 км/ч. Расстояние от Костромы до Мантурово автобус преодолел за 5 часов со скоростью 57 км/ч. Какой из этих городов находится дальше от Костромы и на сколько километров?
Задача 7
Расстояние от Москвы до Костромы поезд преодолевает 5 часов со скоростью 68 км/ч. Расстояние от Москвы до Мурманска поезд преодолевает за 28 часов со скоростью 73 км/ч. Найди расстояние от Костромы до Мурманска по железной дороге.
Доли, дроби, проценты
Задача 1
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в городе Костроме призвали и мобилизовали в Красную армию 37000 человек, это 1/3 часть населения проживающего в городе. Сколько человек проживало в городе в годы войны? Какое количество населения осталось в городе после мобилизации?
В годы этой войны потери костромичей составили 13000 человек. Сколько призывников и мобилизованных вернулись с войны?
Задача 2
По данным 2005 года в костромской области проживало 717 500 человек. Из них 59% составляло трудоспособное население, 18% - моложе трудоспособного (дети, подростки), а 23% - старше трудоспособного. Сколько человек каждой категории населения проживало в области в 2005 году? На сколько человек трудоспособное население превышает нетрудоспособное?
Задача 3
Площадь территории Костромской области 60200 кв. км, 74% территории области занимают леса. Какую площадь Костромской области занимают леса?
Задача 4
На территории Костромской области 50 озер, что составляет 5/300 числа рек, речек и ручьев. Сколько рек, речек и ручьев протекает по территории Костромской области?
Задача 5
При средней урожайности на болотах Костромской области ежегодно можно собрать 1300 тонн ягод брусники, голубика составляет 20% от массы брусники, а клюквы на 200 тонн меньше, чем брусники. Сколько тонн ягод можно собрать на болотах области?
Задача 6
Лось распространен практически на всей территории Костромского края. Его численность составляет более 10 000 особей. Численность лося в 50-60 годах составляла 25% от этого числа. Сколько лосей насчитывалось в Костромской области в 50-60 годах?