Файл: Правовое государство: понятие и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Феномен развития российских государственности и права состоит в исключительно резком переходе от одного типа к другому, при этом в условиях, не всегда отвечающих требованиям этой трансформации и обеспечивающих соответствующее исполнение манифестируемых идей. Среди прецедентов – превращение советской социалистической России в капиталистическое государство с демократическими ценностями. В частности, Конституция 1993 года первой же статьёй закрепила в статусе страны понятие правового государства. Понятно, что на тот момент речи о реальном воплощении его как состояния идти не могло, но обозначило принципиальное отличие постсоветской страны (советская юридическая литература критиковала теорию как буржуазную) и наметило поднятие уровня ее развития на исторически новую высоту. Само собой, меру реального осуществления идеи правового государства нельзя преувеличивать, создавая миражи. За более чем двадцать лет после провозглашения России правовым государством она всё еще далека от возможного достигаемого уровня. Разумеется, классическая западная модель не совсем пока согласуется с отечественными условиями. В частности, нужно говорить о неоднородности страны, о четырёх Россиях, находящихся на разных уровнях развития и требующих различных подходов в управлении: это крупные и крупнейшие города (чуть меньше трети населения), собравшие в себе средний класс, готовый к отстаиванию своих интересов; промышленные города (25%), наиболее зависимые от государственных дотаций; 38-мипроцентная стареющая периферия – сёла, посёлки, мелкие города, оторванные от времени, и наиболее проблемные регионы типа Чечни, раздираемые этническими, религиозными противоречиями и борьбой элиты за ресурсы (около 6%). Важной особенностью обозначается низкий уровень благосостояния людей, пропасть между 10% самых богатых и 30%, живущими за чертой бедности. Основной задачей России на пути построения правового государства сначала должно выступить «выравнивание» экономическое наряду с повышением уровня правового сознания для связания этих двух направлениий воедино как взаимонеобходимых. Процесс созревания экономических, политических, духовных условий должен быть пережит естественным путём при правильной ориентированности. Тогда и можно будет говорить о реальном соответствии Российской Федерации статусу правового государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые конституционным правом в сфере становления и развития правового государства. Предмет исследования составляют реальные признаки и свойства, нормативные правовые акты, позволяющие охарактеризовать процесс воплощения правового государства в РФ.


Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере перехода права собственности по российскому гражданскому праву, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Задачи исследования:

1) изучить возникновение идей о правовом государстве;

2) определить понятие, функции и признаки правового государства;

3) рассмотреть спорные вопросы формирования правового государства в России;

4) выявить проблемы соотношения признаков и принципов правового государства.

Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации. Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ

1.1 Возникновение идей о правовом государстве

Проблема происхождения идей правового государства занимала умы различных ученых. Труды античных философов заложили основу, на основании которых мыслители XVII-XIX вв. создали работы, обосновывающие идеи правового государства и разделения властей.

Среди них можно выделить работы Аристотеля «Политика», Дж. Локка «Два трактата о правлении», И. Канта «Трактаты и письма». Словосочетание правовое государство происходит от немецкой фразы: Rechtsstaat.

Родоначальником идеологии правового государства считается И. Кант. Хоть данный термин им не использовался. Окончательно в словесный оборот термин «Правовое государство» был введен Робертом фон Молем в 1829 году.

Дореволюционные российские ученые следовали взглядам европейских ученых. В них правовое государство рассматривалось как высшее форма государственного бытия.


Говоря о данном периоде времени, стоит согласиться с мнением В.И. Тимошенко[1], и все позиции разделить на 4 группы по критерию того, что именно будет связывать произвол органов государственной власти:

1) Конституция;

2) Определение в законе конкретных форм и направлений деятельности государственной власти;

3) Пределы, определяемые явлениями социально-психологической жизни общества;

4) Гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека.

В советское время происхождение идей связывалось с борьбой монархии и буржуазии, и необходимость ограничения государства, в интересах новых собственников используя идеи прав и свобод человека и гражданина. Авторы современных работ связывают идею правового государства с происхождением государства и права. Укоренение идей гуманизма связано с началом восприятия государства как определенной ценности. А по мере развития права государство стали представлять как выражение формы правового состояния общества. Идея правового государства связано с вхождением общества в иную схему развития. Экономическое развитие общества обусловило переход от государства во главе с монархом к государству как высокоорганизованной политической структурой. Предлагалось множество определений правового государства. Так, В.В. Бойцова давала следующее определение правовому государству. Правовое государство – это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан[2].

В.С. Нерсесянц определял правовое государство как правовую форму организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права[3]. И та и другая формулировка имеют права на существование, в зависимости от того к какому типу правопонимания склоняется автор.

Так, в первом случае за основу взяли права и свободы человека и гражданина, а во втором случае за основу взяли правовую организацию публичной власти.

Подводя итог, стоит дать следующее определение правового государства. Правовое государство – публично правовая организация публичной власти, суверенная власть в котором основана на господстве права, разделении властей и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина.


1.2 Правовое государство: понятие, признаки и принципы

Идея правового государства в последнее время становится вновь самой актуальной идеей в юридическом мышлении, так как она относится к категории общечеловеческих ценностей.

В современной научной литературе по юриспруденции правовое государство определяется различными способами, нет единого понятия, каждый автор делает с акцент на разные сущностные характеристики. Одни считают главным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона)[4], другие – государственный суверенитет народа, третьи – разделение властей, четвертые – основные права человека, пятые – отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к современному пониманию правового государства[5].

Представителей философии считают, что «правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права». При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. В литературе по политологии чаще всего утверждается, что правовым может называться только то государство, где верховенство принадлежит не просто закону, а закону, который изъявляет и защищает интересы гражданина, всего общества, а не только правящего слоя. В данном варианте трактовки представляет теоретический интерес, так как ключевым в этой концепция правового государства является принцип верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом специальным демократическим способом. По мнению В. С. Бялта «государство как организацию политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления»[6].

В. К. Бабаев определяет правовое государство, как «форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность». В данном определении более полно перечислены все важнейшие признаки правового государства[7].


В.С. Нерсесянц определяет правовое государство через деятельность и организацию публично-правовой власти. «Это правовая форма организации и деятельности публичнополитической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права».[8]

Спиридонов Л.И. отмечает, что «современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти непосредственно или через представителей»[9]. Поэтому, одной из задач при разработке основных признаков правового государства, становится всесторонний комплексный анализ механизмов взаимодействия государства и общества.

При рассмотрении целостной государственной системы с функциональных позиций государство можно представить, как некий арсенал специализированных институтов.

Государство может выступать:

1) и как особая форма общества;

2) и как способ территориального объединения людей;

3) и как правовая форма объединения людей посредством гражданства;

4) и как представитель общественных интересов и целей;

5) и как аппарат управления.

В первом случае государство следует рассматривать как институт который сформировался в результате развития цивилизации и является общечеловеческой ценностью. Данную проблему анализировали многие философы. К примеру, государство рассматривается и как «машина» и как «орудие в руках господствующего класса», и как общественный институт который происходит из семьи и гражданского общества, выступая при этом одним из формирований, посредствам которого семья и гражданское общество реализуют свои интересы, и они же выступают базисом и движущей силой государства. Государство, можно сказать, является большой семьей всего общества и индивида, поэтому человек не может без государства, оно нужно обществу существования, реализации и защиты его интересов. Гражданское общество это объединение людей, которое невозможно без государства.

Государство, как способ территориального объединения людей. Это уже определенная территория на которой живет гражданское общество, а не просто союз людей. Прослеживается зависимость целостности территориальных границ от устойчивого развития и независимости государства[10].

В третьем случае уже говорится о гражданстве, то есть «о юридических границах» государства. Гражданство – это своего рода договор, устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Главные социальные приобретения человека напрямую связаны с гражданством. Гражданство – это один из основных институтов государства, который юридически связывает государство и личность.