Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ
1.1 Возникновение идей о правовом государстве
1.2 Правовое государство: понятие, признаки и принципы
Глава 2. Проблемные вопросы правового государства и его признаков в современной России
2.1 Спорные вопросы формирования правового государства в России
2.2 Проблемы соотношения признаков и принципов правового государства
В четвертом случае государство понимается как публично-правовая общность, где «народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Государство населяют индивиды, а у каждого индивида в отдельности есть и свои собственные цели, задачи, потребности, интересы. «Подлинные граждане воспринимают интересы, радость и печали государства как свои собственные», когда государство в достаточной мере будет учитывать личные интересы каждого члена общества. В последнем случае государство раскрывается, как аппарат управления обществом или как механизм осуществления власти.
Государство должно рассматриваться как взаимосвязанный комплекс политических структур, систем органов власти, средств поддержания порядка. Из всего вышесказанного мы видим, что нет универсального определения правового государства, но более глубоко познать его значение, суть, предназначение можно благодаря детальному рассмотрению его основных признаков.
Основные признаки правового государства:
1) Осуществление государственной власти с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную;
2) Наличие Конституционного Суда, как гаранта стабильности конституционного строя;
3) Верховенство закона и права;
4) Связанность закона как государства в лице его органов, должностных лиц, граждан и их объединений;
5) Взаимная ответственность государства и личности;
6) Закрепление в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7) Действенность контроля за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов;
8) Правовая культура граждан.
Правовое государство основывается на следующих принципах:
- Принцип суверенитета народа;
2)Народ как главный источник власти. Народ выбирает и контролирует власть через систему законодательных органов;
3) Верховенство законов во всех сферах общественной жизни;
4) Принцип равенства всего общества перед законом;
5) Защита и охрана прав человека;
6) Ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;
7) Разделение властей и надзор за соблюдением конституции.
Для реализации правового государства необходима реализация этих принципов, создание экономических, духовных, социальных и политических условий.
Общие требования правового государства:
1) Соответствие законодательства интересам классов и социальных слоев, экономического развития и психологической ситуации в обществе;
2) Ограниченное вмешательство законодательства в процесс решения проблем;
3) Соответствие данного законодательства конституционному;
4) Обеспечение верховенства закона по отношению к нормативным актам;
5) Сочетание стабильности и динамики законодательства;
6) Участие граждан в правотворческом процессе;
7) Учет общественного мнения;
8) Высокий уровень правовой культуры граждан.
Итак, правовое государство есть исторический тип государства характеризующийся качественно новым уровнем правосознания общества, которое обуславливает:
восприятие права как самостоятельного явления цивилизации и культуры;
понимание личности, прав и свобод как главной ценности государственной и общественной жизни;
формирование и функционирование гражданского общества как саморегулирующей системы, отраженной от вмешательства государства определенными пределами (правами и свободами личности) в условиях моральной, социальной, юридической легитимности государственной власти.
Таким образом, в основе правового государства лежит право. Интересы личности здесь превыше интересов государства. Правовое государство будет только там, где соблюдается справедливость и уважительное отношение к закону. Те признаки правового государства, которые были описаны выше, должны находиться во взаимосвязи друг с другом, чтобы не допустить неправовые последствия в любых их проявлениях. Идеи о правовом государстве возникают чаще всего после войн, революций и иных негативных разрушительных результатов. Эталоном правового государства, по-видимому, должна быть социальная справедливость, которая выступает эталоном нравственности государства и общества, а также прочности правового государства.
Глава 2. Проблемные вопросы правового государства и его признаков в современной России
2.1 Спорные вопросы формирования правового государства в России
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
Однако эта норма носит скорее декларативный характер и закладывает цели, которые государство ставит перед собой. Ошибочно полагать, что современная Россия это правовое государство со всеми присущими такому государству признаками.
Многие авторы критически оценивают положения Конституции, называют их фиктивными, однако, думается, что закрепление в конституции таких норм – ориентиров это первый шаг на пути построения правового государства, и их декларативный характер ничуть не умаляет их роли. «Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»[11], которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью ставит обеспечение прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательная ветвь власти в России представлена двухпалатным парламентом.
Исполнительная ветвь власти – Правительство Российской Федерации полностью подотчетно Президенту, который также является представителем партии – мажоритария в Государственной Думе, хоть и был зарегистрирован на прошедших выборах как самовыдвиженец. Президент, а также Правительство, обладают правом законодательной инициативы.
Глупо было бы думать, что вносимые ими законопроекты будут отклонены при таком существенном преобладании в Государственной Думе дружественной, а фактически – зависимой и подконтрольной Президенту, партии.
Партийное большинство в Думе позволяет принимать законопроекты, вносимые Президентом, а также «нужные» законопроекты в максимально сжатые сроки. Ярким примером тому служит принятие федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6 – ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Общекрымский референдум был проведен 16 марта 2014 г., 20 марта закон был принят Думой, 21 марта одобрен Советом Федерации и в тот же день подписан Президентом.
То есть закон был принят в рекордно короткий срок. Остается открытым вопрос возможности привлечения к ответственности Президента. Процедура крайне сложна и практически не осуществима: решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. При нынешнем положении в Думе оппозиции не хватит даже на выдвижение обвинения, не говоря уже о принятии решения. Конституция Российской Федерации 1993 года принималась в крайне нестабильной обстановке, в условиях, когда для оперативного решения проблем была необходима сильная президентская власть. Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает установленный ею статус Президента, хотя – всем известный факт – Конституция писалась под одного человека – Б.Н. Ельцина.
По мере стабилизации обстановки в стране необходимо было изменить положения Главы 4 Конституции в сторону сужения полномочий Президента. Однако этого не произошло. Кроме того, можно говорить об их фактическом увеличении.
Так, распределение министерств между правительством и Президентом осуществляется указом последнего. Указом от 21 мая 2012 года Президент вывел на себя все ключевые министерства и службы, включая Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел, Службу внешней разведки, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии, Министерство внутренних дел Российской Федерации и др.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня в России реализация принципа разделения властей, являющегося ключевым принципом правового государства, находится в утробном состоянии, тенденций к его развитию не наблюдается, чаша весов все больше склоняется в сторону Президента. Следующий принцип правового государства это верховенство права. Прежде чем говорить о нем применительно к России, отметим, что верховенство права, согласно докладу Венецианской комиссии 2011г. включает в себя законность, правовую определенность, запрет на произвол, доступ к правосудию, обеспечиваемому независимыми и беспристрастными судами, соблюдение прав человека, недискриминация и равенство перед законом людей.
Правовая определенность и доступ к правосудию также вызывают много вопросов.
Во-первых, стоит отметить, что качество отправления правосудия напрямую зависит от уровня правового сознания судей и граждан, обращающихся в суд.
Низкий уровень правосознания граждан вкупе с отсутствием материальных средств для найма хороших адвокатов или представителей дает широкие возможности для произвола судей.
Конечно, уголовное судопроизводство дает право подсудимому воспользоваться услугами адвоката, предоставленного государством. Однако незаинтересованность таких адвокатов в исходе дела напрямую отражается на качестве оказываемых ими услуг.
Все вышеперечисленное, это, по мнению автора, последствия слепого перенятия в конце прошлого столетия Россией опыта зарубежных стран. Демократию, которую строят веками, мы попытались установить в одночасье без учета собственных традиций права, истории нашей страны, правового менталитета граждан, территории государства, состава населения.
Важнейшей видится проблема правовой ментальности граждан, их отношении к закону. Возможно России, с ее многовековой монархической историей, не подходит демократия с ее либерально-правовыми ценностями? Может быть у России свой, особый путь развития и навязывание инородных идеалов и ценностей это шаг в никуда?
Если отбросить все эти ключевые факторы и все таки представить Россию как демократическое, правовое государство, то нужно понимать, что к этому необходимо идти десятилетиями и с непременным условием постепенности.
Резкое навязывание европейских, чуждых российскому народу ценностей оказывает прямо противоположенное воздействие. Построение демократии и правового государства требует смены не одного поколения, а с ними и ментальности.
Сегодня в России следует в первую очередь обратить внимание и решить проблему расслоения населения по материальному признаку, которая является ключевой в порождении социального неравенства.
Между богатыми и бедными огромная пропасть, среднего класса – локомотива демократического и правового государства – в стране почти нет. Необходимо новое, а самое главное – справедливое, перераспределение собственности. Сегодня страной управляют недокапиталисты, которые преступным путем провели приватизацию и завладели собственностью народа. И пока они остаются у власти, политика в стране будет оставаться бизнесом, приносящим колоссальные доходы «избранным» мира сего[12].
2.2 Проблемы соотношения признаков и принципов правового государства
Общеизвестно, что доктрина правового государства все больше утверждается как социальная ценность общественного бытия, как один из принципов построения взаимоотношений между человеком и государством, как практический механизм не только для функционирования самоуправления и народовластия, но и для реализации и защиты общепризнанных прав и свобод каждой личности.
Следует согласиться с С.А. Комаровым[13], который считает, что в процессе формирования правового государства реализуются определенные гарантии для развития и совершенствования демократии притом, что существование последней возможно только при господстве права и закона.
На особое место принципа верховенства права указывает С.Р. Бекишиева[14], обращая наше внимание на то, что юридическое понятие «верховенство права» появилось в России благодаря Конституции 1993 года, хотя прямо в тексте Конституции эти слова не встречаются. Конституция признала, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.